18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

TEFAF выставила русского царя в Нью-Йорке

О ярмарке TEFAF в Нью-Йорке рассказывает Ильдар Галеев, галерист, коллекционер и издатель

Два малых да удалых городка — Маастрихт и Базель — уже который год заставляют говорить о себе в Новом Свете. Представляя крепкий дуэт международных ярмарок искусства, европейцы проводят свои мероприятия за океаном так, словно они у себя дома. И похоже, американцам это по душе. Майами полностью отдан на откуп Art Basel. Там, в расслабляющей обстановке пляжной Аркадии, сделки совершаются словно на небесах. TEFAF достался кусок пожирнее: ее посланцы хозяйничают аж в самом сердце Большого яблока! Арсенальным ангаром (известным как место, где проходила легендарная «Армори-шоу» 1913 года и где сейчас базируется одноименная американская ярмарка. — TANR), в котором обосновалась TEFAF, дело не ограничивается. В эти же самые дни сразу на четырех площадках (заметим, все в пределах «музейной мили») проводятся аукционы, которых ждут как из печки пироги. Импрессионисты, модернисты, мастера современного искусства совместно приносят аукционам главную прибыль.

Из трех ярмарок TEFAF — одной в Маастрихте, двух в Нью-Йорке — осенняя (в этом году она проводится в четвертый раз) — особенная. Если в Маастрихте выставляют всех, а на весеннем салоне в Нью-Йорке — мастеров с 1920 года по сегодняшний день, то осень полностью посвящена искусству с древности до 1920 года. Девяносто галерей, большинство из которых и есть те самые пресловутые «старые деньги», знакомые нам лишь гипотетически (у нас-то деньги все больше «новые»), сумели поделить пространство Арсенала на Парк-авеню так, чтобы никому не было обидно. География представительства галерей отражает табель о рангах стран с самым высоким уровнем валового национального продукта на душу населения — арт-дилеры из Нью-Йорка и Лондона, Парижа и Мюнхена, Женевы и Монако здесь проявляют заботу о каждой заблудшей в паутине собирательства душе. Особняком выглядит стенд продавцов из Буэнос-Айреса, сумевший не затеряться среди старших товарищей.

«Ассортимент продукции», выставляемой участниками, самый разнообразный — от экзотических форм древней архаики до свингующего ар-деко. Чтобы разобраться обстоятельно во всех деталях, существуют тематические экспертные комитеты, их возглавляют крупнейшие историки и специалисты мировых музеев, мимо их недремлющего ока не пролетит и муха. Совет по европейскому искусству до 1860 года, например, возглавляет старший куратор амстердамского Стеделейка, по предметам оружейного искусства — глава соответствующего отдела в Собрании Уоллеса в Лондоне, а в комитет по старым мастерам входит куратор отдела картин венского Музея истории искусств.

В этом году ярмарка решила уделить внимание прекрасной половине — и человечества, и мира искусства. Фотопортреты особо отличившихся в деле поддержки искусства женщин встречают посетителей при входе, в наше время подобная выставка гарантированно добавляет мероприятию очков. Автор эффектных фотографий Карла ван де Путтелар представила галерею музейных руководителей, филантропов, членов попечительских советов, кураторов, собирателей, исследователей, галеристов, критиков и журналистов, реставраторов, фотографов, юристов и пресс-атташе. Многие из этих фотографий приобретены ведущими мировыми музеями, такими как Национальная портретная галерея в Лондоне. Тезис о том, что у искусства, как и у войны, не женское лицо уже можно не обсуждать: он оказался несостоятелен.

Другая примета нынешнего салона — актуализация вопроса об авторском праве. Теперь на входе вас ждет объявление, гласящее, что все съемки предметов для целей дальнейшего репродуцирования (включая соцсети) должны согласовываться с менеджментом TEFAF и сотрудниками галерей. Несанкционированные случаи караются выплатой штрафов и позорным изгнанием с мест торжища. Объявление сформулировано в форме оповещения граждан Багдада из известной сказки: «Слушайте, слушайте и не говорите, что не слышали!» Так что, беря в руки гаджет, нужно семь раз подумать, прежде чем один раз щелкнуть кнопкой камеры.

Коллекции на стендах, как и всегда, способны поразить своим музейным качеством самого взыскательного знатока. Старейшая — и галерея, и институт — Wildenstein & Co. представляет великолепный парадный портрет эпохи барокко художника Гиацинта Риго, выполненный им в 1694 году. У портрета впечатляющая история. Приводится список, в каких замках все эти столетия он находился, от каких маркизов и к каким графам переходил по наследству. Теперь любой продавец, к примеру, биткоинов может позволить себе приобрести этот портрет, чтобы почувствовать себя немножко маркизом. Там же, на этом стенде, можно найти первоклассных импрессионистов: пастель «Две танцовщицы» лучшего периода Эдгара Дега, трогательный портрет девушки кисти Мориса Дени и вдохновенный профиль артистки, выполненный Анри Тулуз-Лотреком. Подобного уровня предметы могут соблазнить кого угодно, они упрямо ведут к искушению прославиться в стиле Щукина — Морозова. Да, все еще возможно! Но, увы, за другие — совершенно несопоставимые с эпохой легендарных коллекционеров — деньги.

Многие галеристы, инфицированные модой устраивать фьюжен в экспозиции, так и норовят нарушить правило ярмарки, по которому возраст предметов должен быть не менее 100 лет. Встречаются попытки повесить рядом с художником итальянского Ренессанса какого-нибудь Лучо Фонтану 1960-х годов. Сложно сказать, насколько строго такие демарши караются. По крайней мере, о случаях перевески по требованию администрации я не слыхал, в наручниках со стенда никто никого не выводил, а значит, все идет как надо.

На стенде R+V (Лондон, Милан, Санкт-Мориц) красуется прекрасный живописный портрет Ференца Листа, созданный в эпоху, известную как «годы странствий», по названию сборника пьес великого пианиста и композитора. Портрет написан блестящим венцем Фридрихом фон Амерлингом в 1838 году и появился совсем недавно, внезапно, всего три недели назад на рядовых торгах Christie’s. Он был оценен там в €12 тыс., а ушел за €137,5 тыс. (с премией аукциона). Сегодня счастливые обладатели этого небольшого шедевра готовы расстаться с ним за $250 тыс. Не прошло и месяца, а картина подорожала в 20 раз! Любители блокчейнов и быстрых денег, как говорят в таких случаях, нервно курят в сторонке…

Еще один портрет также может принести его владельцам 100%-ный результат. На стенде аргентинской галереи Jaime Eguiguren всеобщее внимание привлекает довольно яркий холст приличного размера, датируемый 1657 годом. Автор — аноним, это минус, но вот модель — личность нам вполне известная, это плюс. При ближайшем рассмотрении лица модели мы видим черты, знакомые с детства по учебникам истории, что удваивает уже имеющийся плюс. На портрете изображен монарх, второй русский царь из династии Романовых, Алексей Михайлович (1629–1676), в возрасте довольно молодом и активном, когда он вел всевозможные войны, захватнические и политико-дипломатические: сначала подчинял себе Украину, потом разбирался с Ливонией, Польшей и шведами, чуть позже развернул активные боевые действия против Турции. Нрава он был крутого и живого — интересовался шахматами, музыкой и соколиной охотой. Портрет выдает в нем личность незаурядную. Сын его Петр Алексеевич унаследовал не только отцовский взгляд, но и тягу ко всему необычному и масштабному. Потому к имени Петра как-то само собой просилось прибавление — Великий. За этот портрет галеристы из знойного Буэнос-Айреса требуют сумму немалую — $300 тыс. Ранее он находился в частной коллекции бразильского гражданина, что выглядит почти шуткой.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+