18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кондиционеры против шатров: модель TEFAF оказалась более выгодной, чем Frieze

Для покупателей важно не только количество стендов и расположение ярмарки, но и температура воздуха на мероприятии — это доказывают результаты двух конкурирующих нью-йоркских ярмарок

Барбара Крюгер. Работа для Frieze Projects. Frieze Los Angeles 2019. Фото: Mark Blower/Frieze
Барбара Крюгер. Работа для Frieze Projects. Frieze Los Angeles 2019.
Фото: Mark Blower/Frieze

Весна в Нью-Йорке очень переменчива. Это утверждение справедливо в отношении не только погоды, но и арт-рынка. Горький опыт ярмарки Frieze, состоявшейся в Нью-Йорке в восьмой раз (2–5 мая), вновь подтвердил эту истину. Перспективы Frieze давно служат предметом спекуляций и слухов, в особенности после появления три года назад проходящей параллельно ярмарки TEFAF New York Spring (3–7 мая).

Последние несколько лет были для Frieze New York очень непростыми: она пережила наводнение в 2017 году и поломку вентиляции в разгар жары в 2018-м. В результате список ее экспонентов сократился с 190 в прошлом году до 180 в нынешнем. Потеря может показаться незначительной, среди ушедших есть галереи самой разной величины (в том числе Blum & Poe, Anton Kern, Albertz Benda, Castelli Gallery, Chateau Shatto, Esther Schipper и Gavin Brown’s Enterprise). Однако среди тех, кто перебрался из шатра Frieze на острове Рандалс в Арсенал на Парк-авеню, где TEFAF оборудовала свой стабильно кондиционируемый бастион, есть и наиболее авторитетные игроки арт-рынка.

Ханна Грили. Работа для Frieze Projects. Frieze Los Angeles 2019. Фото: Mark Blower/Frieze
Ханна Грили. Работа для Frieze Projects. Frieze Los Angeles 2019.
Фото: Mark Blower/Frieze

Пожалуй, самым заметным стал переезд галереи Pace, которая не представлена на Frieze New York впервые с 2015 года. «Не могу назвать одну какую-то конкретную причину, по которой мы решили в нынешнем году принять участие в TEFAF. Просто нам показалось, что за последние два года ярмарка нашла свое место в экосистеме Нью-Йорка, и мы решили, что сейчас самое время исследовать эту платформу», — говорит Марк Глимчер, президент и главный исполнительный директор Pace. Стенд галереи был посвящен произведениям Жана Дюбюффе.

В этом году в TEFAF участвовали и другие международные галереи, бывшие в 2018 году в составе Frieze New York. В их числе Skarstedt, Almine Rech и Kamel Mennour. В качестве стимулирующего фактора все называют местоположение TEFAF. «Расположение в Верхнем Ист-Сайде удобно нашим нью-йоркским и зарубежным коллекционерам, не говоря уже о том, что это недалеко от нашей галереи, и мы надеемся, что оно послужит коллекционерам стимулом посетить ярмарку несколько раз», — рассказывает Альмин Реш.

Стенд галереи Gagosian на Frieze New York 2019. Фото: Mark Blower/Frieze
Стенд галереи Gagosian на Frieze New York 2019.
Фото: Mark Blower/Frieze

И в самом деле, расположение Frieze New York на острове Рандалс, куда можно добраться только на машине, пароме или на автобусах и метро со множеством пересадок (к чему питают отвращение даже самые закаленные ньюйоркцы), годами было камнем преткновения. Из-за него Frieze New York часто называют «однодневной ярмаркой», поскольку лишь немногие решаются проделать этот путь больше одного раза.

Впрочем, некоторые дилеры по-прежнему считают, что путешествие стоит того. В их числе галерист Шон Келли, который в этом году участвовал и в Frieze, и в TEFAF. «Я готов поддержать любую нью-йоркскую ярмарку. Для такого города, как Нью-Йорк, очень важно разнообразие, оно служит мощным двигателем рынка», — заявляет Келли, добавляя, что, на его взгляд, Frieze — площадка для более молодых художников, поэтому там он представил экспонаты из своей современной программы, а на TEFAF привез подготовленную Лораном Грассо подборку более старого искусства, в том числе рисунок Мане 1867 года.

Стенд Pace Gallery (Нью-Йорк) на TEFAF New York посвящен творчеству Жана Дюбюффе. Фото: Mark Niedermann
Стенд Pace Gallery (Нью-Йорк) на TEFAF New York посвящен творчеству Жана Дюбюффе.
Фото: Mark Niedermann

Однако и Келли признает, что расположение на острове и размещение в шатре играют не на руку Frieze. «Откровенно говоря, за последние несколько лет Frieze не пострадала разве что от нашествия саранчи», — шутит он. И отмечает, что прошлогодняя поломка кондиционеров заставила многих окончательно разочароваться в ярмарке. После того как несколько дилеров пожаловались на то, что температура в шатре (поднимавшаяся, по утверждениям некоторых, выше 30 ºC) негативно отразилась на их продажах, организаторы Frieze предложили экспонентам частичную компенсацию в размере 10%. Канадский дилер Шейн Кэмпбелл даже подал коллективный иск против ярмарки, обвинив ее организаторов в грубой халатности. Сейчас дело рассматривается в судах Нью-Йорка. Собирается ли Frieze переезжать, Келли не знает, но, по утверждению галериста, его не удивило бы такое развитие событий.

Действительно, когда в прошлом году было объявлено о запуске Frieze Los Angeles, многие высказали предположение, что группа Frieze решила отказаться от нью-йоркской ярмарки. Успех ее калифорнийской сестры, впервые состоявшейся в феврале, подкрепил эти подозрения, несмотря на уверения представителя Frieze в том, что планов покидать Нью-Йорк на данный момент у них нет. Участники и посетители Frieze LA хвалили ее центральное расположение на территории киностудии Paramount и сравнительно небольшой размер — 70 стендов, что меньше половины ее нью-йоркской и лондонской версий.

Ярмарка TEFAF расположилась на Парк-авеню. Фото: Kirsten Chilstrom
Ярмарка TEFAF расположилась на Парк-авеню.
Фото: Kirsten Chilstrom

TEFAF New York тоже относительно невелика — 90 стендов. Альмин Реш говорит, что ее «уютный» размер «дает коллекционерам возможность без спешки уделить время произведениям искусства». И в самом деле, почти все галеристы, с которыми мы говорили, назвали небольшой размер важным плюсом TEFAF.

Как заметил один из лондонских дилеров, в этом году в очередной раз участвовавший в Frieze New York, крупные ярмарки вроде Frieze и Art Basel обязаны своим успехом прежде всего тому, что маленькие галереи чувствуют необходимость быть частью крупного «бренда». Однако в целом заметно, что большей популярностью пользуются ярмарки меньшего размера. Шон Келли приводит в пример деятельность Магнуса Ренфрю: «Он делает две бутиковые художественные ярмарки в Тайбэе и Сингапуре с приблизительно 80 участниками. Мы работали на его ярмарке в Тайбэе, и для нас этот опыт был очень удачным — как и на других ярмарках такого размера вроде Art Show от Ассоциации арт-дилеров Америки и вот теперь TEFAF. Это хорошая модель».

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+