18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

TEFAF в Нью-Йорке больше чем TEFAF

На ярмарке модернизма и искусства ХХ века американская форма берет верх над содержанием из Старого Света. Рассказывает Ильдар Галеев, владелец галереи, коллекционер и издатель

Первомай в Нью-Йорке отмечался по-особенному, в обстановке энтузиазма и подъема, а также движения народных масс в сторону искусства. Манхэттен оккупирован деятелями трудового арт-бизнеса, повсюду виднеются афиши и транспаранты, призывающие художников всего мира соединяться и свидетельствующие об окончательной победе и торжестве музейно-выставочных программ.

На Парк-авеню расположилась ярмарка TEFAF, на острове Рандалс — ярмарка Frieze, на пирсе 94 — ярмарка Art New York. Музейную милю лихорадит от выставок, к тому же четыре аукционных дома — Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и Phillips — проводят предпоказы лотов с аукционов импрессионистов и модернистов, крупнейших в году. Посетить все мероприятия — задача не из простых; вашего корреспондента тоже слегка сплющило от разброса мероприятий. И все же попробуем разобраться, где, что и как.

TEFAF в Нью-Йорке больше чем TEFAF. Аббревиатура, исконно обозначающая искусство Европы и окрестностей (The European Fine Art Fair), здесь всем ласкает слух и нагоняет волну, в которой американская форма все ж таки берет верх над содержанием из Старого Света. Нью-йоркские «тефафы» — а так уж сложилось, что их пара, — различают по сезону. Выставком осеннего мероприятия собирает участников с их предметами от Античности до 1920 года, а весной здесь ждут торговцев и покупателей шедевров модернизма и новейших течений. Нынешняя весна радует красками и именами, идей и их генераторов, как всегда, в избытке, между ними развернулись любопытные диалоги и дискуссии, не лишенные соревновательности на фоне мирного сосуществования всех художественных систем.

Основной вопрос современности (для дилеров и аукционистов): как поделить между собой покупателей, как организовать рынок сбыта художественной продукции? Ярмарки TEFAF, как и Frieze, работают преимущественно с конечными потребителями, аукционы — с игроками и брокерами. На ярмарки приходят как люди, стремящиеся повысить свой образовательный уровень, так и те, кто ступил на опасную стезю собирательства. Аукционы же привлекают тех, кто хочет заработать, рискуя тратами во имя будущих профитов. Именно поэтому цены на аналогичные предметы одного автора на ярмарках и аукционах разительно отличаются.

Огромное выставочное пространство Армори (историческое здание Седьмого оружейного полка), отданное TEFAF, на этот раз украшено колоссальным (9х13 м) панно, которое привлекает внимание сразу же при входе на ярмарку. Панно замечательно тем, что его автором выступила Наталия Сергеевна Гончарова в далеком 1914 году — это задник декорации к балету «Золотой петушок», знаменитой постановке Сергея Дягилева. Нынешний владелец этого произведения — небезызвестная своим интересом к мастерам русского авангарда Galerie Gmurzynska (Цюрих — Нью-Йорк). Последний раз эта работа предлагалась на аукционе Christie’s в 1988 году с оценкой в £6 тыс. Поскольку тогда покупателей, способных разместить у себя на стене этот шедевр, оказалось немного, цена реализации осталась близкой к предварительной оценке. Сегодня цена определена «по запросу», но в напечатанном солидном издании, снабженном статьями экспертов Джона Болта и Георгия Коваленко и множеством архивных изысканий, есть наводка на то, что совсем недавно холст Гончаровой 1916 года был продан за £6 млн. Нетрудно догадаться, насколько богаче теперь может оказаться решительный аукционный игрок, победивший в борьбе за Гончарову 30 лет назад.

Другим специальным проектом ярмарки стала пространственная инсталляция молодого украинского художника со звучным именем Aljoscha. Художник ныне проживает в Дюссельдорфе, откуда его и привезла на Парк-авеню немецкая галерея Beck & Eggeling. Два проекта — Гончарова и Aljoscha — разнесены по полюсам TEFAF друг против друга как символы не столько противостояния старого и нового, сколько их преемственности и взаимодействия. Инсталляция сделана из полиметилакрилата — нового типа медиа, способного воплотить формы изобразительности, недоступные во времена модернизма. Художник назвал ее довольно сложно — «Биоэтическая транссубстанциональность II». Попытку создания трехмерной беспредметной структуры, напоминающей результат взрыва, разметавшего в атмосфере остатки некой пластической субстанции, можно воспринимать как поиск языка спонтанной метафорики в наш век новейших технологических достижений.

Киты галерейного дела, как и полагается, расположились в самом начале ярмарки. Ларри Гагосян поразил изумительным дизайном своего стенда, на котором разместили объекты и картины Роя Лихтенштейна. В его пространстве трудно находиться долго: навязчивый черно-белый горох напольного покрытия вторит увеличенному растру лихтенштейновской пластической модели. В этом напряженном поле комиксование сюжетов движется в направлении отвлеченной психоделики. Картины на стенде — классические и лучшие примеры творчества художника 1960–1970-х годов.

Напротив находится стенд Helly Nahmad Gallery, соседки Гагосяна и по галерейной локации на Мэдисон-авеню. В прошлом году Нахмадам удалось задорого продать работу Казимира Малевича. Вероятно, вырученные средства пошли на закупку картин классиков и фаворитов коллекционеров: Жоржа Брака, Хуана Гриса, Фернана Леже, Пабло Пикассо. Экспозиция не зря называется «Кульминация кубизма», она включает в себя работы высочайшего музейного уровня, на рынке встречающиеся довольно редко.

Из персональных экспозиций особо выделяется стенд нью-йоркской Pace Gallery: он посвящен творчеству Жана Дюбюффе во всем многообразии креативных техник и тем. Художник, известный своим интересом к вопросам аутсайдерства в искусстве, сегодня оказался как нельзя актуальным, его очень любят в Америке и выставляют в музеях с завидным постоянством.

Вообще, трудно сказать, кого из художников американцы не любят. Здесь и японцы (прекрасные образцы Кадзуо Сираги из группы «Гутай» начала 1960-х годов и работы гения фотографии Хироси Сугимото), и немцы (качественного Зигмара Польке можно найти у галериста Давида Цвирнера, а Ханну Хех — в парижской Galerie 1900–2000). Венесуэльца Рафаэля Сото и его спиральные оптические иллюзии показывает галерея Leon Tovar. Финнов уважают (дизайны светильников Алвара Аалто), чехов привечают (прекрасные винтажи 1920-х годов Франтишека Дртикола). Я уж не говорю о выдающихся итальянцах, французах и англичанах!

Искусство женского рода блещет именами, нам полюбившимися (Яёи Кусама — инсталляция на стенде Виктории Миро), хорошо знакомыми (Ники де Сен-Фалль) и отдаленно известными (Дана Шюц). А одна из галерей — Di Donna, напротив, посвятила себя собиранию изображений женщин и женственности (грандиозный Кристиан Шад, Том Весселман, Аристид Майоль).

Отметим и присутствие на TEFAF возмутителей нью-йоркского спокойствия, внимание к которым приковано не столько предложением уникальных предметов, сколько недавним скандалом. Речь идет о Mnuchin Gallery, ею руководят брат и жена действующего министра финансов США Стивена Мнучина, известного своими заявлениями о санкционных шагах правительства в отношении международных коррупционеров (в том числе из России). Недавно группа антитрамповских активистов пикетировала и закидывала яйцами офис галереи, обвиняя ее в получении незаконных налоговых льгот со стороны федеральных служб. Неизвестно, что в этой истории является правдой, а что — вымыслом, но на стенде провокаций не замечено. Показывают Джона Чемберлена (инсталляции мятого автомобильного железа) и холст абстрактного экспрессиониста Филипа Гастона.

Для себя отметил, что изображения кошек постепенно уступают место новым любимцам галеристов — коням и лошадкам. На нескольких стендах, независимо друг от друга, представлены эти прекрасные модели, исполненные Рене Магриттом, Джорджо Де Кирико, Люсьеном Фрейдом. Холст великого итальянца — ода конской любви на фоне античного с ионическими колоннами храма. Угольный рисунок Фрейда, украсивший стенд Acquavella, служит призывом к зрителю посетить пространство галереи, расположенное неподалеку. Там сейчас проходит выставка Фрейдовой живописи, включающая знаменитую «Спящую социальную работницу». А коняшка Магритта, неземное существо с башенкой на темечке («Сердце мира», 1961), красуется в двух вариантах — в виде гуаши и эскиза тушью к ней же.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+