TEFAF в Нью-Йорке больше чем TEFAF

На ярмарке модернизма и искусства ХХ века американская форма берет верх над содержанием из Старого Света. Рассказывает Ильдар Галеев, владелец галереи, коллекционер и издатель

Наталия Гончарова. Декорация к третьему акту балета «Золотой петушок». 1914. Галерея Galerie Gmurzynska (Цюрих, Кельн, Нью-Йорк, Цуг). Фото: TEFAF New York 2019
Наталия Гончарова. Декорация к третьему акту балета «Золотой петушок». 1914. Галерея Galerie Gmurzynska (Цюрих, Кельн, Нью-Йорк, Цуг).
Фото: TEFAF New York 2019
Ильдар Галеев, издатель, основатель и владелец «Галеев­-галереи»
Ильдар Галеев, издатель, основатель и владелец «Галеев­-галереи»

Первомай в Нью-Йорке отмечался по-особенному, в обстановке энтузиазма и подъема, а также движения народных масс в сторону искусства. Манхэттен оккупирован деятелями трудового арт-бизнеса, повсюду виднеются афиши и транспаранты, призывающие художников всего мира соединяться и свидетельствующие об окончательной победе и торжестве музейно-выставочных программ.

Экспозиция Nahmad Gallery называется «Кульминация кубизма» (The Climax of Cubism). Фото: Ильдар Галеев
Экспозиция Nahmad Gallery называется «Кульминация кубизма» (The Climax of Cubism).
Фото: Ильдар Галеев

На Парк-авеню расположилась ярмарка TEFAF, на острове Рандалс — ярмарка Frieze, на пирсе 94 — ярмарка Art New York. Музейную милю лихорадит от выставок, к тому же четыре аукционных дома — Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и Phillips — проводят предпоказы лотов с аукционов импрессионистов и модернистов, крупнейших в году. Посетить все мероприятия — задача не из простых; вашего корреспондента тоже слегка сплющило от разброса мероприятий. И все же попробуем разобраться, где, что и как.

Дана Шюц. Talk Talk. 2010. Галерея Petzel (Нью-Йорк). Фото: Ильдар Галеев
Дана Шюц. Talk Talk. 2010. Галерея Petzel (Нью-Йорк).
Фото: Ильдар Галеев

TEFAF в Нью-Йорке больше чем TEFAF. Аббревиатура, исконно обозначающая искусство Европы и окрестностей (The European Fine Art Fair), здесь всем ласкает слух и нагоняет волну, в которой американская форма все ж таки берет верх над содержанием из Старого Света. Нью-йоркские «тефафы» — а так уж сложилось, что их пара, — различают по сезону. Выставком осеннего мероприятия собирает участников с их предметами от Античности до 1920 года, а весной здесь ждут торговцев и покупателей шедевров модернизма и новейших течений. Нынешняя весна радует красками и именами, идей и их генераторов, как всегда, в избытке, между ними развернулись любопытные диалоги и дискуссии, не лишенные соревновательности на фоне мирного сосуществования всех художественных систем.

Инсталляция молодого украинского художника Aljoscha «Биоэтическая транссубстанциональность II» и панно Наталии Гончаровой (на заднем плане). Фото: Ильдар Галеев
Инсталляция молодого украинского художника Aljoscha «Биоэтическая транссубстанциональность II» и панно Наталии Гончаровой (на заднем плане).
Фото: Ильдар Галеев

Основной вопрос современности (для дилеров и аукционистов): как поделить между собой покупателей, как организовать рынок сбыта художественной продукции? Ярмарки TEFAF, как и Frieze, работают преимущественно с конечными потребителями, аукционы — с игроками и брокерами. На ярмарки приходят как люди, стремящиеся повысить свой образовательный уровень, так и те, кто ступил на опасную стезю собирательства. Аукционы же привлекают тех, кто хочет заработать, рискуя тратами во имя будущих профитов. Именно поэтому цены на аналогичные предметы одного автора на ярмарках и аукционах разительно отличаются.

Стенд Pace Gallery (Нью-Йорк) посвящен творчеству Жана Дюбюффе. Фото: Ильдар Галеев
Стенд Pace Gallery (Нью-Йорк) посвящен творчеству Жана Дюбюффе.
Фото: Ильдар Галеев

Огромное выставочное пространство Армори (историческое здание Седьмого оружейного полка), отданное TEFAF, на этот раз украшено колоссальным (9х13 м) панно, которое привлекает внимание сразу же при входе на ярмарку. Панно замечательно тем, что его автором выступила Наталия Сергеевна Гончарова в далеком 1914 году — это задник декорации к балету «Золотой петушок», знаменитой постановке Сергея Дягилева. Нынешний владелец этого произведения — небезызвестная своим интересом к мастерам русского авангарда Galerie Gmurzynska (Цюрих — Нью-Йорк). Последний раз эта работа предлагалась на аукционе Christie’s в 1988 году с оценкой в £6 тыс. Поскольку тогда покупателей, способных разместить у себя на стене этот шедевр, оказалось немного, цена реализации осталась близкой к предварительной оценке. Сегодня цена определена «по запросу», но в напечатанном солидном издании, снабженном статьями экспертов Джона Болта и Георгия Коваленко и множеством архивных изысканий, есть наводка на то, что совсем недавно холст Гончаровой 1916 года был продан за £6 млн. Нетрудно догадаться, насколько богаче теперь может оказаться решительный аукционный игрок, победивший в борьбе за Гончарову 30 лет назад.

Рене Магритт. «Сердце мира». 1961. Галерея Gana Art (Нью-Йорк). Фото: Ильдар Галеев
Рене Магритт. «Сердце мира». 1961. Галерея Gana Art (Нью-Йорк).
Фото: Ильдар Галеев

Другим специальным проектом ярмарки стала пространственная инсталляция молодого украинского художника со звучным именем Aljoscha. Художник ныне проживает в Дюссельдорфе, откуда его и привезла на Парк-авеню немецкая галерея Beck & Eggeling. Два проекта — Гончарова и Aljoscha — разнесены по полюсам TEFAF друг против друга как символы не столько противостояния старого и нового, сколько их преемственности и взаимодействия. Инсталляция сделана из полиметилакрилата — нового типа медиа, способного воплотить формы изобразительности, недоступные во времена модернизма. Художник назвал ее довольно сложно — «Биоэтическая транссубстанциональность II». Попытку создания трехмерной беспредметной структуры, напоминающей результат взрыва, разметавшего в атмосфере остатки некой пластической субстанции, можно воспринимать как поиск языка спонтанной метафорики в наш век новейших технологических достижений.

Киты галерейного дела, как и полагается, расположились в самом начале ярмарки. Ларри Гагосян поразил изумительным дизайном своего стенда, на котором разместили объекты и картины Роя Лихтенштейна. В его пространстве трудно находиться долго: навязчивый черно-белый горох напольного покрытия вторит увеличенному растру лихтенштейновской пластической модели. В этом напряженном поле комиксование сюжетов движется в направлении отвлеченной психоделики. Картины на стенде — классические и лучшие примеры творчества художника 1960–1970-х годов.

Работа Тома Весселмана на стенде галереи    Di Donna. Фото: Ильдар Галеев
Работа Тома Весселмана на стенде галереи    Di Donna.
Фото: Ильдар Галеев

Напротив находится стенд Helly Nahmad Gallery, соседки Гагосяна и по галерейной локации на Мэдисон-авеню. В прошлом году Нахмадам удалось задорого продать работу Казимира Малевича. Вероятно, вырученные средства пошли на закупку картин классиков и фаворитов коллекционеров: Жоржа Брака, Хуана Гриса, Фернана Леже, Пабло Пикассо. Экспозиция не зря называется «Кульминация кубизма», она включает в себя работы высочайшего музейного уровня, на рынке встречающиеся довольно редко.

Из персональных экспозиций особо выделяется стенд нью-йоркской Pace Gallery: он посвящен творчеству Жана Дюбюффе во всем многообразии креативных техник и тем. Художник, известный своим интересом к вопросам аутсайдерства в искусстве, сегодня оказался как нельзя актуальным, его очень любят в Америке и выставляют в музеях с завидным постоянством.

Джорджо Де Кирико. «Лошади у моря». 1932. Галерея Tornabuoni Arte. Фото: Ильдар Галеев
Джорджо Де Кирико. «Лошади у моря». 1932. Галерея Tornabuoni Arte.
Фото: Ильдар Галеев

Вообще, трудно сказать, кого из художников американцы не любят. Здесь и японцы (прекрасные образцы Кадзуо Сираги из группы «Гутай» начала 1960-х годов и работы гения фотографии Хироси Сугимото), и немцы (качественного Зигмара Польке можно найти у галериста Давида Цвирнера, а Ханну Хех — в парижской Galerie 1900–2000). Венесуэльца Рафаэля Сото и его спиральные оптические иллюзии показывает галерея Leon Tovar. Финнов уважают (дизайны светильников Алвара Аалто), чехов привечают (прекрасные винтажи 1920-х годов Франтишека Дртикола). Я уж не говорю о выдающихся итальянцах, французах и англичанах!

Искусство женского рода блещет именами, нам полюбившимися (Яёи Кусама — инсталляция на стенде Виктории Миро), хорошо знакомыми (Ники де Сен-Фалль) и отдаленно известными (Дана Шюц). А одна из галерей — Di Donna, напротив, посвятила себя собиранию изображений женщин и женственности (грандиозный Кристиан Шад, Том Весселман, Аристид Майоль).

Рафаэль Сото. «Спираль». 1965. Leon Tovar Gallery (Нью-Йорк). Фото: Ильдар Галеев
Рафаэль Сото. «Спираль». 1965. Leon Tovar Gallery (Нью-Йорк).
Фото: Ильдар Галеев

Отметим и присутствие на TEFAF возмутителей нью-йоркского спокойствия, внимание к которым приковано не столько предложением уникальных предметов, сколько недавним скандалом. Речь идет о Mnuchin Gallery, ею руководят брат и жена действующего министра финансов США Стивена Мнучина, известного своими заявлениями о санкционных шагах правительства в отношении международных коррупционеров (в том числе из России). Недавно группа антитрамповских активистов пикетировала и закидывала яйцами офис галереи, обвиняя ее в получении незаконных налоговых льгот со стороны федеральных служб. Неизвестно, что в этой истории является правдой, а что — вымыслом, но на стенде провокаций не замечено. Показывают Джона Чемберлена (инсталляции мятого автомобильного железа) и холст абстрактного экспрессиониста Филипа Гастона.

Стенд Gagosian Gallery посвящен творчеству Роя Лихтенштейна. Фото: Ильдар Галеев
Стенд Gagosian Gallery посвящен творчеству Роя Лихтенштейна.
Фото: Ильдар Галеев

Для себя отметил, что изображения кошек постепенно уступают место новым любимцам галеристов — коням и лошадкам. На нескольких стендах, независимо друг от друга, представлены эти прекрасные модели, исполненные Рене Магриттом, Джорджо Де Кирико, Люсьеном Фрейдом. Холст великого итальянца — ода конской любви на фоне античного с ионическими колоннами храма. Угольный рисунок Фрейда, украсивший стенд Acquavella, служит призывом к зрителю посетить пространство галереи, расположенное неподалеку. Там сейчас проходит выставка Фрейдовой живописи, включающая знаменитую «Спящую социальную работницу». А коняшка Магритта, неземное существо с башенкой на темечке («Сердце мира», 1961), красуется в двух вариантах — в виде гуаши и эскиза тушью к ней же.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+