18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ретроспективу Ивана Похитонова показывает Третьяковка к юбилею художника

№78
Материал из газеты

В экспозиции представлены около сотни работ из коллекции музея и Отара Маргании, а также живопись Похитонова на фарфоре для Севрской мануфактуры

В письме к Павлу Третьякову 1896 года Иван Похитонов (1850–1923) писал: «Как себе хотите, а я все-таки русский художник, и мне грустно подумать о том, как мал и незаметен тот след, который я оставлю после себя на родине». Основания для сожалений у автора письма имелись. Получив признание в Париже, он ощущал себя недооцененным на родине. Хотя Третьяков охотно покупал его пейзажи, с ним водили дружбу Иван Тургенев и Лев Толстой, а российские коллеги по цеху отзывались о нем с восхищением, он не стал кумиром для широкого зрителя. Лишь в 1963 году, через 40 лет после смерти Похитонова, в Третьяковке прошла его первая персональная выставка. Там же состоялась и следующая — в 2000 году. И вот новая ретроспектива, курируемая главным научным сотрудником музея Элеонорой Пастон, — теперь к 170-летию со дня рождения художника. Грустное его предсказание о незаметности «следа на родине» в итоге не сбылось. 

У Похитонова была бурная биография. Он родился в Херсонской губернии в офицерской семье. По семейной традиции его определили в кадетский корпус в Полтаве, который он самовольно покинул и поступил учиться в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве (ныне Тимирязевская). Оттуда его исключили за участие в кружке нигилиста Сергея Нечаева. Доучивался неудавшийся революционер в Одессе, на естественном отделении Новороссийского университета, однако агрономом тоже не стал. 

С детства мечтавший о поприще живописца, в 26 лет на свой страх и риск Похитонов отправился в Италию, затем во Францию — учиться на художника. Систематического образования так и не получил, но первые же показы его работ привлекли внимание парижской публики.

С самого начала ориентиром для него служила барбизонская школа, и он оставался ей верен до конца своих дней. Однако эпигоном никогда не был — современники отмечали яркую индивидуальность его живописи. А главным признаком картин Похитонова стал их размер — малый или вовсе миниатюрный. Иногда он переключался на портреты, не чурался и жанровых сцен, но главными для него оставались пейзажи настроения — французские, испанские, итальянские виды, малороссийские и белорусские. В начале 1900-х Похитонов даже приобрел усадьбу в местечке Жабовщизна Минской губернии, где думал осесть, однако вскоре вернулся в Западную Европу и на родине бывал лишь наездами. 

Похитонов не был новатором в живописи, но оставался ее верным служителем, что и акцентирует выставка около сотни работ из собрания ГТГ и коллекции Отара Маргании. Отдельного внимания заслуживает его ранняя, рубежа 1870–1880-х годов, живопись на фарфоре для Севрской мануфактуры. 

Государственная Третьяковская галерея
Иван Похитонов
До 9 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на площадке «Тимирязев Центр», приятно удивила количеством и качеством искусства и праздничной атмосферой
12.09.2025
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+