18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ретроспективу Ивана Похитонова показывает Третьяковка к юбилею художника

№78
Материал из газеты

В экспозиции представлены около сотни работ из коллекции музея и Отара Маргании, а также живопись Похитонова на фарфоре для Севрской мануфактуры

В письме к Павлу Третьякову 1896 года Иван Похитонов (1850–1923) писал: «Как себе хотите, а я все-таки русский художник, и мне грустно подумать о том, как мал и незаметен тот след, который я оставлю после себя на родине». Основания для сожалений у автора письма имелись. Получив признание в Париже, он ощущал себя недооцененным на родине. Хотя Третьяков охотно покупал его пейзажи, с ним водили дружбу Иван Тургенев и Лев Толстой, а российские коллеги по цеху отзывались о нем с восхищением, он не стал кумиром для широкого зрителя. Лишь в 1963 году, через 40 лет после смерти Похитонова, в Третьяковке прошла его первая персональная выставка. Там же состоялась и следующая — в 2000 году. И вот новая ретроспектива, курируемая главным научным сотрудником музея Элеонорой Пастон, — теперь к 170-летию со дня рождения художника. Грустное его предсказание о незаметности «следа на родине» в итоге не сбылось. 

У Похитонова была бурная биография. Он родился в Херсонской губернии в офицерской семье. По семейной традиции его определили в кадетский корпус в Полтаве, который он самовольно покинул и поступил учиться в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве (ныне Тимирязевская). Оттуда его исключили за участие в кружке нигилиста Сергея Нечаева. Доучивался неудавшийся революционер в Одессе, на естественном отделении Новороссийского университета, однако агрономом тоже не стал. 

С детства мечтавший о поприще живописца, в 26 лет на свой страх и риск Похитонов отправился в Италию, затем во Францию — учиться на художника. Систематического образования так и не получил, но первые же показы его работ привлекли внимание парижской публики.

С самого начала ориентиром для него служила барбизонская школа, и он оставался ей верен до конца своих дней. Однако эпигоном никогда не был — современники отмечали яркую индивидуальность его живописи. А главным признаком картин Похитонова стал их размер — малый или вовсе миниатюрный. Иногда он переключался на портреты, не чурался и жанровых сцен, но главными для него оставались пейзажи настроения — французские, испанские, итальянские виды, малороссийские и белорусские. В начале 1900-х Похитонов даже приобрел усадьбу в местечке Жабовщизна Минской губернии, где думал осесть, однако вскоре вернулся в Западную Европу и на родине бывал лишь наездами. 

Похитонов не был новатором в живописи, но оставался ее верным служителем, что и акцентирует выставка около сотни работ из собрания ГТГ и коллекции Отара Маргании. Отдельного внимания заслуживает его ранняя, рубежа 1870–1880-х годов, живопись на фарфоре для Севрской мануфактуры. 

Государственная Третьяковская галерея
Иван Похитонов
До 9 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+