18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самые похищаемые художники

№28
Материал из газеты

В мире ежедневно похищают сотни произведений искусства, нанося ущерб частным коллекционерам и художественным институциям, превышающий десятки миллионов долларов. Наша газета представляет рейтинг самых похищаемых художников и произведений искусства в мире и в России

Крупнейшие в мире кражи историко-культурных ценностей  в 2001–2013 годах. Топ-15


1. $164 млн

Когда: 10 февраля 2008
Где: Фонд и коллекция Эмиля Георга Бюрля, Цюрих, Швейцария
ЧтоКартины Винсента Ван Гога «Цветущая ветка каштана», Эдгара Дега «Граф Лепик с дочерьми», Клода Моне «Маки в окрестностях Ветея», Поля Сезанна «Мальчик в красном жилете»
Судьба: Две работы найдены, местонахождение остальных неизвестно


2. $124 млн

Когда: 19–20 мая 2010
Где: Музей современного искусства, Париж, Франция
Что: Картины Жоржа Брака «Оливы близ Эстака», Фернана Леже «Натюрморт с подсвечниками», Анри Матисса «Пастораль», Амедео Модильяни «Женщина с веером», Пабло Пикассо «Голубь с зеленым горошком»
Судьба: Местонахождение неизвестно


3. $100 млн*

Когда: 30 июля 2008
Где: Одесский музей западного и восточного искусства, Одесса, Украина
Что: Картина Караваджо «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды»
Судьба: Найдена, находится в реставрационном центре в Киеве
* Существуют сомнения в атрибуции картины. В случае опровержения авторства Караваджо ее оценка может снизиться примерно в 200 раз.


4. $90 млн

Когда: 27 августа 2003
Где: Замок Драмланриг, Шотландия, Великобритания
Что: Картина Леонардо да Винчи «Мадонна с веретеном»
Судьба: Возвращена


5. $75 млн

Когда: 23 августа 2004
Где: Музей Эдварда Мунка, Осло, Норвегия
Что: Картины Эдварда Мунка «Крик» и «Мадонна»
Судьба: Обнаружены в поврежденном состоянии


6. $66 млн

Когда: 26–27 февраля 2007
Где: Квартира Дианы Видмайер-Пикассо, Париж, Франция
Что: Картины Пабло Пикассо «Майя с куклой» и «Портрет Жаклин», рисунок «Мари-Терез в 21 год»
Судьба: Найдены и возвращены владелице


7. $65 млн

Когда: 6 октября 2012
Где: Музей Кюнстхал, Роттердам, Нидерланды
Что: Картины Поля Гогена «Женщина перед открытым окном», Анри Матисса «Читающая девочка», Клода Моне «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс», Пабло Пикассо «Голова Арлекина», Люсьена Фрейда «Женщина с закрытыми глазами», Мейера де Хана «Автопортрет»
Судьба: Местонахождение неизвестно; возможно, были уничтожены преступниками


8. $55 млн

Когда: 21 августа 2010
Где: Музей Мухаммеда Махмуда Халиля, Каир, Египет
Что: Картина Винсента Ван Гога «Маки»
Судьба: Местонахождение неизвестно


9. $55 млн

Когда: Конец декабря 2007
Где: Художественный музей Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия
Что: Картины Пабло Пикассо «Портрет Сюзанн Блох» и Кандидо Портинари «Кофе»
Судьба: Найдены и возвращены в музей


10. $50 млн

Когда: 7 августа 2001
Где: Дом Эстер Копловиц, Мадрид, Испания
Что: 19 картин, в том числе Питера Брейгеля Старшего «Искушение святого Антония», Франсиско Гойи «Падение с осла» и «Качели», Хуана Гриса «Гитара на стуле», Камиля Писсарро «Пейзаж в Эраньи»
Судьба: Десять картин найдено и возвращено владелице


11. $50 млн

Когда: 14 января 2011
Где: Дом президента «Русского золота» Александра Таранцева, Московская область, Красногорский район, поселок Петрово-Дальнее
Что: Коллекция картин, в том числе Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, антиквариат и ювелирные изделия
Судьба: Местонахождение неизвестно


12. $43 млн

Когда: 31 декабря 2009
Где: Музей Кантини, Марсель, Франция
Что: Картина Эдгара Дега «Хор»
Судьба: Местонахождение неизвестно


13. $37 млн

Когда: 18 февраля 2008
Где: Кафедральный собор Нотр-Дам, Турне, Бельгия
Что: Золотой крест, украшенный жемчугом, изготовленный в Византии в V веке и содержащий, по преданию, частицу креста, на котором был распят Иисус, другие предметы культа
Судьба: Местонахождение неизвестно


14. $30 млн

Когда: 7 декабря 2002
Где: Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
Что: Картины Винсента Ван Гога «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» и «Вид на море в Схевенингене»
Судьба: Местонахождение неизвестно


15. $21 млн

Когда: 18 июня 2012
Где: Частный дом, Оломоуц, Чехия
Что: Картина Пьера-Огюста Ренуара, десятки рисунков Пабло Пикассо и семь антикварных штыков
Судьба: Местонахождение неизвестно


Крупнейшие в истории современной России кражи историко-культурных ценностей. Топ-15


1. Около $140 млн

Когда: 10–11 декабря 1994
Где: Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Что: 92 азиатских и европейских манускрипта XIII–XVIII веков
Судьба: Похищенное было обнаружено через несколько дней после кражи в съемной квартире, где рукописи временно хранились перед планируемой переправкой в Израиль


2. $10–50 млн

Когда: 14 января 2011
Где: Дом президента компании "Русское золото" Александра Таранцева, поселок Петрово-Дальнее Красногорского района Московской области
Что: Коллекция картин, в том числе Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, антиквариата и ювелирных изделий
Судьба: Неизвестна


3. Более $10 млн

Когда: Не позднее сентября 1995
Где: Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Что: 435 гравюр, 4 титульных листа и авантитул атласа Джона Джеймса Одюбона "Птицы Америки"
Судьба: Похищенное возвращено в библиотеку


4. $5–35 млн

Когда: Осень 2012
Где: Спецхранилище Московского государственного университета им. Ломоносова, Москва
Что: Первопечатная двухтомная Библия, изданная в 1450 году Иоганном Гутенбергом
Судьба: Возвращена в спецхранилище


5. $4,8 млн

Когда: 31 июля 2006* (дата обнаружения хищений в ходе внутренней проверки)
Где: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Что: 221 экспонат из собрания музея, в основном эмали XV–XIX веков из русского отдела
Судьба: 77 предметов общей стоимостью около $0,5 млн были сданы в ломбарды и скупки, судьба остальных после похищения неизвестна. К настоящему времени в Эрмитаж удалось вернуть 35 экспонатов


6. $4 млн

Когда: 1999 (обнаружено в 2003)
Где: Астраханская государственная картинная галерея, Астрахань
Что: Картины Ивана Айвазовского "Восход" и Алексея Саврасова "Оттепель"
Судьба: Полотно Саврасова испорчено, картина Айвазовского не обнаружена


7. $0,3–2,5 млн

Когда: 1 апреля 2008
Где: Квартира Ю. Н. Рериха, Москва
Что: Картины Николая Рериха "Весть Шамбалы" ("Стрела-письмо") (1946), "Тень Учителя" (1947), "Сергий-строитель" (1940), "Бум-Эрдени" (1947)
Судьба: Неизвестна


8. $2,1 млн

Когда: 4-5 августа 2014
Где: Плёсский музей-заповедник, Плёс, Ивановская область
Что: пять картин Исаака Левитана, в том числе "Речная заводь", "Розы", "Тихая речка"
Судьба: Пока неизвестна


9. $2 млн

Когда: 22 сентября 1996
Где: Государственная публичная историческая библиотека
Что: 256 книг, журналов и гравюр XIV–XIX веков
Судьба: Обнаружены и возвращены в библиотеку все похищенное, кроме пяти книг, не самых ценных


10. Около $2 млн

Когда: 8–10 сентября 2012
Где: Квартира коллекционера Владимира Мухина, Санкт-Петербург
Что: Десять картин, в том числе Айвазовского, Шильдера, Дубовского, Боголюбова, Мещерского, 16 икон и два пасхальных яйца Фаберже
Судьба: Неизвестна


11. $1–2 млн

Когда: Весна 2001
Где: Квартира коллекционера, Санкт-Петербург
Что: Картины Марка Шагала "Хасид" и "Центральный парк Нью-Йорка", И. Айвазовского "Константинополь при лунном свете",  А. Лентулова "Дом в лесу" , А. Родченко "Абстракция" и два натюрморта И. Машкова
Судьба: Натюрморты Машкова и "Хасид" Шагала найдены и возвращены владельцу


12. $1,5 млн

Когда: 19 июня 2001
Где: Малый зал здания Русского географического общества
Что: Картина Айвазовского "Солнечное затмение в Феодосии в 1851 году"
Судьба: Неизвестна


13. Более $1,3 млн

Когда: Не позднее августа 2006 года
Где: Российский государственный архив литературы и искусства, Москва
Что: Около 2 тыс. рисунков Якова Чернихова
Судьба: Обнаружено 274 рисунка


14. $1,2 млн

Когда: 6 апреля 1999
Где: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Что: Картина Василия Перова "Гитарист‑бобыль" (1865) и его же эскиз к картине "Тройка" (1866)
Судьба: Картины обнаружены в 2000 году, возвращены в музей


15. $1,2 млн

Когда: 25 мая 1996
Где: Музей музыкальной культуры им. Глинки, Москва
Что: Виола работы Антонио Страдивари и скрипка работы Якоба Штайнера
Судьба: Обнаружены, возвращены в музей


Айвазовский — это российский Пикассо

Два рейтинга популярности, если можно так выразиться, художников среди похитителей составлены по различной методологии. В общемировом рейтинге от Art Loss Register учтены все похищения картин за разные годы. Российский рейтинг, составленный на основе базы данных Интерпола, охватывает художников российского происхождения, чьи картины сейчас в розыске.

Лишь одно имя присутствует как в мировом рейтинге, так и в российском — Марк Шагал. На мировой преступной арене он уступает в популярности лишь Пабло Пикассо и американцу Нику Лоуренсу (в 2004 году произошла крупная, «оптовая» кража его работ). В российском рейтинге впереди Шагала только Иван Айвазовский. Кстати, третье место некоего Майорова в российском рейтинге — это также следствие «оптовой» кражи, засвидетельствованной в полицейском протоколе. Примечательно, что работы российско-французского художника Шагала крали по всему миру, но за пределами бывшего СССР. В то же время картины российско-армянского художника Айвазовского похищались преимущественно на территории бывшего СССР, а также в Вене и Лос-Анджелесе (где есть крупная армянская община). Очевидная мысль относительно причин популярности того или иного мастера: воры берут то, что легко сбыть, то есть на что гарантирован хороший спрос со стороны определенной категории покупателей, которых мало волнует факт, что приобретенная работа находится в розыске.

Эта самая категория покупателей на Западе явно предпочитает авангард XX столетия (Пикассо, Шагал, Дали, Миро). Особняком стоит Рембрандт, некоторые работы которого за прошедшие века похищались неоднократно, а одна — Портрет Якоба де Гейна III — даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как самое похищаемое в мире полотно: ее крали четырежды. У коллекционеров краденого российского искусства наибольшим спросом явно пользуются передвижники и другие художники-реалисты (Айвазовский, Левитан, Маковский, Коровин). При этом работы российских художников становятся объектами преступления не только в России и странах бывшего СССР. Пример — Иван Похитонов, четыре картины которого были похищены в трех городах Бельгии, где он известен чуть ли не более, чем в России. Соцреализм тоже популярен у международных похитителей произведений искусства, а отсутствие представителей этого стиля в рейтинге объясняется тем, что похищаемые Ленины в Октябре и герои соцсоревнований написаны, как ни странно, разными людьми.

На место художника в «преступных» рейтингах влияет и его плодовитость. Похищение за раз 30 работ Пикассо не редкость, но, кажется, нет такого российского музея или частной коллекции, из которых можно одним махом похитить три десятка работ кого-либо из передвижников.

Самые популярные у воров художники в мире. Топ-10


1. Пабло Пикассо (1881–1973)

Число украденных картин: 1147


2. Ник Лоуренс (р. 1960)

Число украденных картин: 557


3. Марк Шагал (1887–1985)

Число украденных картин: 516


4. Карел Аппел (1921–2006)

Число украденных картин: 505


5. Сальвадор Дали (1904–1989)

Число украденных картин: 505


6. Жоан Миро (1893–1983)

Число украденных картин: 478


7. Давид Левин (1926–2009)

Число украденных картин: 343


8. Энди Уорхол (1928–1987)

Число украденных картин: 343


9. Рембрандт (1606–1669)

Число украденных картин: 337


10. Петер Рейнике (1711–1768)

Число украденных картин: 336


Самые популярные у воров российские художники. Топ-10


1. Иван Айвазовский (1817–1900)

Число разыскиваемых картин: 21


2. Марк Шагал (1887–1985)

Число разыскиваемых картин: 18


3. В. Майоров (неизвестно)

Число разыскиваемых картин: 15


4. Владимир Маковский (1846–1920)

Число разыскиваемых картин: 8


5. Исаак Левитан (1860–1900)

Число разыскиваемых картин: 7


6. Николай Рерих (1874–1947)

Число разыскиваемых картин: 6


7. Александр Бенуа (1870–1960)

Число разыскиваемых картин: 5


8. Константин Коровин (1861–1939)

Число разыскиваемых картин: 5


9. Иван Похитонов (1850–1923)

Число разыскиваемых картин: 4


10. Николай Сверчков (1821–1888)

Число разыскиваемых картин: 4


В России одна из самых громких краж последнего времени произошла в начале августа: из Плёсского государственного музея-заповедника было украдено пять картин Исаака Левитана общей стоимостью 77 млн руб. (каждая из похищенных картин была застрахована на сумму от 13 млн до 20 млн руб.). Между тем в мире ежедневно похищают сотни произведений искусства, нанося ущерб частным коллекционерам и художественным институциям, превышающий десятки миллионов долларов. Большинство таких преступлений совершается в Западной Европе. Объясняется это просто: именно там сосредоточена значительная часть всех мировых культурных ценностей. В России масштабы такого воровства куда скромнее. По данным Министерства внутренних дел, чаще всего преступников интересуют полотна русских художников XIX века, иконы, гравюры и архивные документы.

В Министерстве культуры России поиском похищенных культурных ценностей занимается отдел государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (департамент культурного наследия). В 2005 году была создана Электронная регистрационно-поисковая автоматизированная система (ЭРПАС), где подробно описываются все утраты и хищения. В августе 2010 года Роскомнадзор внес сведения о системе ЭРПАС в реестр федеральных государственных информационных систем. Департамент культурного наследия министерства подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в закон „О вывозе и ввозе культурных ценностей“». Закон предполагается дополнить статьей, посвященной государственной информационной системе в сфере сохранения культурных ценностей.

На сегодняшний день в ЭРПАС зарегистрировано свыше 6 тыс. фактов пропажи, хищения и утрат культурных ценностей, в том числе вывезенных во время Второй мировой войны, а также находящихся в розыске по международным запросам. В базе хранится более 18 тыс. описаний находящихся в розыске и запрещенных к вывозу культурных ценностей. Информация постоянно обновляется. Для того чтобы выявить пропавшие ценности и вернуть их настоящим владельцам, сотрудники отдела ведут мониторинг информации на международном и российском антикварно-художественном рынке,  опираясь именно на эти данные. 

Широкой публике о самых громких кражах рассказывают в специализированных изданиях (например, «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования», «Антикварное обозрение», «Петербургский коллекционер»). Так, на основе сведений из ЭРПАС в 2006–2011 годах издано семь каталогов серии «Нет криминалу на антикварном рынке» с подробной информацией о похищенных культурных ценностях, находящихся в розыске. Двигателем этого процесса во многом была федеральная служба «Росохранкультура» и ее руководитель Анатолий Вилков, который позже написал о деятельности службы почти приключенческую книгу. Кроме того, данные о поиске пропавших и похищенных культурных ценностей публикуются на официальном сайте Министерства культуры. Там можно отслеживать судьбу всех интересующих предметов.

В поисках похищенных ценностей Министерству культуры помогают правоохранительные и таможенные органы, Интерпол, Министерство иностранных дел, а также музеи, архивы, библиотеки, аукционные дома (чаще всего похищенные произведения искусства всплывают именно там). Так, благодаря многолетнему сотрудничеству с правоохранительными органами США в Россию было возвращено более 100 произведений искусства и документов XVII–XX веков, похищенных из российских музеев и архивов в 1990-е — начале 2000-х годов. Сегодня обеими сторонами ведется работа по возвращению еще более 30 рисунков и документов. Впрочем, даже на этом фоне суммарно ущерб от краж культурных ценностей в России в десятки раз меньше, чем за рубежом (там он исчисляется сотнями миллионов долларов). Отчасти это объясняется тем, что наиболее ценные произведения искусства находятся в крупных государственных музеях и хорошо охраняются. Стоимость же работ, находящихся в частных коллекциях, как правило, не столь высока. Кроме того, среди самых дорогих художников прошлого российских имен не так много. 

Именно поэтому в России предметами кражи часто становятся не только живописные полотна, но и архивные документы, иконы, старинные книги, украшения. Так, в 2011 году в Вене аукционный дом Dorotheum выставил на продажу фарфоровый медальон с изображением Петра  I, созданный в 1780–1790 годах на британской фабрике Wedgwood. Накануне торгов выяснилось, что медальон в 1996 году был похищен из музея-усадьбы «Останкино», а позднее вывезен за границу. По просьбе российского Министерства культуры его сняли с торгов и вернули в Россию. В 2008 году на Christie’s была обнаружена и возвращена икона, похищенная из музея-заповедника «Коломенское» в 1994 году. Аукционные дома крайне щепетильны в таких случаях. 

В конце 1980-х — начале 1990-х число преступлений, связанных с похищением культурных ценностей, заметно сократилось, зато в середине 2000-х произошло сразу несколько громких краж. Самая масштабная из них обнаружилась в 2006 году в Эрмитаже. Тогда из отдела русского ювелирного искусства музея исчез 221 экспонат, в том числе иконы, посуда, украшения XVII–XX веков. Кражу совершил сотрудник Эрмитажа, признавший вину. По словам Евгения Черноусова, с 1985 года возглавлявшего Главное управление уголовного розыска МВД СССР, послеперестроечное «затишье» объясняется плохо отлаженным учетом всех совершенных преступлений. Некоторые ценности в музеях похищались не прямо, а завуалированно — с помощью подделки документов, изменения статуса экспонатов. Благодаря этим схемам преступления просто не регистрировались. Отсюда временный провал в статистике. На самом деле, объясняет Черноусов, кражи не прекращались никогда, правда, они и не были столь масштабными, как в Западной Европе. В 2010-е, особенно после реформы МВД 2009–2011 годов, система регистрации преступлений была отлажена, и теперь даже самые мелкие кражи, не говоря о подделке документов, не остаются в тени. Впрочем, это мало влияет на статистику раскрываемости таких дел: многие предметы искусства находятся в розыске десятки лет. «Уровень розыскных мероприятий в России всем известен, искусство не исключение, — уверен владелец галереи «Риджина» и основатель аукциона Vladey Владимир Овчаренко. — Объем краж соответствует объему рынка. Он в России пока не сопоставим с международным, поэтому и кажется, что крадут мало».

Российский рынок арт-краж пока отстает от мирового

Недавняя кража картин Исаака Левитана из Плёсского музея-заповедника еще раз напомнила о том, что и в России распространен популярнейший в мире вид преступного бизнеса — похищение историко-культурных ценностей. Правда, как показывают составленные нами рейтинги самых масштабных преступлений такого рода в мире и в России, крупнейшие художественные кражи в нашей стране на фоне громких подобных преступлений в других странах смотрятся весьма скромно. Ограбление бизнесмена-коллекционера Александра Таранцева, второе по сумме ущерба за всю историю новой России, в общемировом рейтинге занимает скромное 11-е место. Это если брать максимальную оценку ущерба. При минимальной оценке оно и вовсе не попадает в мировой рейтинг. Ущерб от краж, занимающих в российском рейтинге места с 11-го по 15-е включительно, колеблется в интервале от $1 млн до $2 млн. Если взять те же позиции в мировом рейтинге, то оценка ущерба будет колебаться от $20 млн до $50 млн. Наиболее вероятное объяснение этой диспропорции в том, что в российских музеях и частных коллекциях относительно мало произведений искусства, оцениваемых в десятки и сотни миллионов долларов, а те, что есть, слишком хорошо охраняются и потому недоступны преступникам. К тому же, среди художников, чьи картины на мировом арт-рынке ценятся выше всего, не так уж много представителей России. На Западе «культурные» воры отдают явное предпочтение картинам. В России, где с особо дорогостоящими картинами ситуация обстоит хуже, злоумышленники берут не только произведения живописи, но и книги, журналы, гравюры, музыкальные инструменты. Обращает на себя внимание также явный временной провал в российской истории «художественных» преступлений. В мире подобного не наблюдается, живопись рутинно воруют из года в год. Этот провал, по утверждению экспертов, связан с провалом в регистрации подобных преступлений. 

Оценка — самый очевидный показатель для рейтинга «художественных» краж. Но проблема в том, насколько точно подсчитан этот ущерб. Характерный пример — украденное в Одессе полотно Караваджо Взятие Христа под стражу (3-е место в мировом рейтинге). Если оценка украденного, а затем обнаруженного благодаря сотрудничеству правоохранительных органов разных стран произведения верна, то это третье по масштабу подобное преступление XXI века, а сумма ущерба от похищения составляет около $100 млн. А вот если полотно написал не Караваджо, а кто-то из учеников мастера, как предполагали некоторые специалисты, тогда слово «миллион» не имеет отношения к данной картине. Похо жим образом обстоит дело и со многими частными коллекциями произведений искусства, пострадавшими от преступников. Оценка, названная коллекционером, далеко не всегда соответствует реальной, а для проверки подлинности нужно как минимум найти украденное.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+