Музей Прадо проводит параллели между Веласкесом, Рембрандтом и Вермеером

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

Куратор выставки предлагает отказаться от укоренившегося убеждения в исключительно национальном характере двух художественных школ

Хосе де Рибера. «Демокрит». 1630; Хендрик Тербрюгген. «Демокрит». 1628. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Диего Веласкес. «Портрет Франсиско Пачеко». 1620; Вернер ван ден Валкерт. «Портрет Голдсмита». 1617. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Диего Веласкес. «Марс». 1638. Рембрандт. «Женщина, купающаяся в ручье». 1831. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Хосе де Рибера. «Демокрит». 1630; Хендрик Тербрюгген. «Демокрит». 1628.
Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Диего Веласкес. «Портрет Франсиско Пачеко». 1620; Вернер ван ден Валкерт. «Портрет Голдсмита». 1617.
Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Диего Веласкес. «Марс». 1638. Рембрандт. «Женщина, купающаяся в ручье». 1831.
Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid

Еще одна выставка-хит к 200-летию Прадо, стартовавшая вслед за выставкой Фра Анджелико, включила 72 полотна ведущих мастеров живописи Испании и Голландии XVII века из коллекций Прадо, Рейксмузеума и 15 других мировых собраний. Фокус — параллели двух национальных школ в эпоху их расцвета. Куратор выставки Алехандро Вергара, собрав здесь картины Веласкеса, Вермеера, Рембрандта, Риберы, Сурбарана, Халса и других художников, предлагает отказаться от укоренившегося убеждения в исключительно национальном характере двух художественных школ. «Веласкес, Вермеер и другие художники выражали не национальную суть своих народов, но общие для европейского искусства эстетические вкусы. Между ними больше сходства, чем отличий», — уверен куратор. Экспозиция структурирована по нескольким темам. Представленные в «Образе и моде» испанские и голландские портреты показывают схожесть в позах и даже одежде моделей. Еще две темы — «Реализм» и «Техника». В конце XVI века правдивое отражение реального мира стало в европейском искусстве общей тенденцией, но дольше всего сохранилось у испанцев и голландцев, говорит куратор. Сближала две школы и техника письма свободными отрывистыми мазками под влиянием венецианцев во главе с Тицианом в XVI веке. Наконец, последняя тема — «Художники и заказчики». Несмотря на войну Габсбургов со свободолюбивыми Северными Нидерландами, которая продлилась 80 лет, художественные связи между Испанией и Голландией, обретшей в конце концов независимость, не прерывались. Куратор приводит в пример Филиппа IV, пригласившего Герарда Терборха в Мадрид, чтобы тот написал его портрет, и Бартоломе Эстебана Мурильо, который стал писать уличные сценки под влиянием голландских жанристов, чьи картины приво­зили в его родную Севилью нидерландские купцы.

Музей Прадо
Веласкес, Рембрандт, Вермеер. Параллели
До 29 сентября
www.museodelprado.es

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+