Музей Прадо проводит параллели между Веласкесом, Рембрандтом и Вермеером

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

Куратор выставки предлагает отказаться от укоренившегося убеждения в исключительно национальном характере двух художественных школ

Хосе де Рибера. «Демокрит». 1630; Хендрик Тербрюгген. «Демокрит». 1628. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Диего Веласкес. «Портрет Франсиско Пачеко». 1620; Вернер ван ден Валкерт. «Портрет Голдсмита». 1617. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Диего Веласкес. «Марс». 1638. Рембрандт. «Женщина, купающаяся в ручье». 1831. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Хосе де Рибера. «Демокрит». 1630; Хендрик Тербрюгген. «Демокрит». 1628.
Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Диего Веласкес. «Портрет Франсиско Пачеко». 1620; Вернер ван ден Валкерт. «Портрет Голдсмита». 1617.
Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Диего Веласкес. «Марс». 1638. Рембрандт. «Женщина, купающаяся в ручье». 1831.
Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid

Еще одна выставка-хит к 200-летию Прадо, стартовавшая вслед за выставкой Фра Анджелико, включила 72 полотна ведущих мастеров живописи Испании и Голландии XVII века из коллекций Прадо, Рейксмузеума и 15 других мировых собраний. Фокус — параллели двух национальных школ в эпоху их расцвета. Куратор выставки Алехандро Вергара, собрав здесь картины Веласкеса, Вермеера, Рембрандта, Риберы, Сурбарана, Халса и других художников, предлагает отказаться от укоренившегося убеждения в исключительно национальном характере двух художественных школ. «Веласкес, Вермеер и другие художники выражали не национальную суть своих народов, но общие для европейского искусства эстетические вкусы. Между ними больше сходства, чем отличий», — уверен куратор. Экспозиция структурирована по нескольким темам. Представленные в «Образе и моде» испанские и голландские портреты показывают схожесть в позах и даже одежде моделей. Еще две темы — «Реализм» и «Техника». В конце XVI века правдивое отражение реального мира стало в европейском искусстве общей тенденцией, но дольше всего сохранилось у испанцев и голландцев, говорит куратор. Сближала две школы и техника письма свободными отрывистыми мазками под влиянием венецианцев во главе с Тицианом в XVI веке. Наконец, последняя тема — «Художники и заказчики». Несмотря на войну Габсбургов со свободолюбивыми Северными Нидерландами, которая продлилась 80 лет, художественные связи между Испанией и Голландией, обретшей в конце концов независимость, не прерывались. Куратор приводит в пример Филиппа IV, пригласившего Герарда Терборха в Мадрид, чтобы тот написал его портрет, и Бартоломе Эстебана Мурильо, который стал писать уличные сценки под влиянием голландских жанристов, чьи картины приво­зили в его родную Севилью нидерландские купцы.

Музей Прадо
Веласкес, Рембрандт, Вермеер. Параллели
До 29 сентября
www.museodelprado.es

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
7
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+