Музей Прадо проводит параллели между Веласкесом, Рембрандтом и Вермеером

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

Куратор выставки предлагает отказаться от укоренившегося убеждения в исключительно национальном характере двух художественных школ

Хосе де Рибера. «Демокрит». 1630; Хендрик Тербрюгген. «Демокрит». 1628. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Диего Веласкес. «Портрет Франсиско Пачеко». 1620; Вернер ван ден Валкерт. «Портрет Голдсмита». 1617. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Диего Веласкес. «Марс». 1638. Рембрандт. «Женщина, купающаяся в ручье». 1831. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Хосе де Рибера. «Демокрит». 1630; Хендрик Тербрюгген. «Демокрит». 1628.
Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Диего Веласкес. «Портрет Франсиско Пачеко». 1620; Вернер ван ден Валкерт. «Портрет Голдсмита». 1617.
Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Диего Веласкес. «Марс». 1638. Рембрандт. «Женщина, купающаяся в ручье». 1831.
Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid

Еще одна выставка-хит к 200-летию Прадо, стартовавшая вслед за выставкой Фра Анджелико, включила 72 полотна ведущих мастеров живописи Испании и Голландии XVII века из коллекций Прадо, Рейксмузеума и 15 других мировых собраний. Фокус — параллели двух национальных школ в эпоху их расцвета. Куратор выставки Алехандро Вергара, собрав здесь картины Веласкеса, Вермеера, Рембрандта, Риберы, Сурбарана, Халса и других художников, предлагает отказаться от укоренившегося убеждения в исключительно национальном характере двух художественных школ. «Веласкес, Вермеер и другие художники выражали не национальную суть своих народов, но общие для европейского искусства эстетические вкусы. Между ними больше сходства, чем отличий», — уверен куратор. Экспозиция структурирована по нескольким темам. Представленные в «Образе и моде» испанские и голландские портреты показывают схожесть в позах и даже одежде моделей. Еще две темы — «Реализм» и «Техника». В конце XVI века правдивое отражение реального мира стало в европейском искусстве общей тенденцией, но дольше всего сохранилось у испанцев и голландцев, говорит куратор. Сближала две школы и техника письма свободными отрывистыми мазками под влиянием венецианцев во главе с Тицианом в XVI веке. Наконец, последняя тема — «Художники и заказчики». Несмотря на войну Габсбургов со свободолюбивыми Северными Нидерландами, которая продлилась 80 лет, художественные связи между Испанией и Голландией, обретшей в конце концов независимость, не прерывались. Куратор приводит в пример Филиппа IV, пригласившего Герарда Терборха в Мадрид, чтобы тот написал его портрет, и Бартоломе Эстебана Мурильо, который стал писать уличные сценки под влиянием голландских жанристов, чьи картины приво­зили в его родную Севилью нидерландские купцы.

Музей Прадо
Веласкес, Рембрандт, Вермеер. Параллели
До 29 сентября
www.museodelprado.es

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Классик современного британского искусства считает, что для того, чтобы увидеть мир во всей его красоте, надо его рисовать, а не фотографировать, так как камера видит мир геометрически, а мы должны видеть психологически
16.11.2021
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+