Весь Веласкес. Впервые в Вене

Диего Родригес де Сильва Веласкес. Поклонение волхвов. 1619
Диего Родригес де Сильва Веласкес. Поклонение волхвов. 1619

Диего Веласкес — один из тех художников, чьи работы вскоре после его смерти канули в небытие. И это забвение, как и в случае картин Вермеера, музыки Баха или романов Мелвилла, длилось долго, полтора века. Придворным живописцем Веласкес стал, когда ему было всего 24 года. В королевских собраниях он открыл для себя Тициана, оставившего заметный след в его живописи. Там же, при дворе, он познакомился с Рубенсом, который посоветовал ему съездить в Италию. Веласкес поехал туда в 1629 году и пробыл 19 месяцев, изучая произведения художников Возрождения в Венеции, Ферраре, Лорето, Болонье, Риме и Неаполе. Вернувшись в Мадрид, он быстро стал продвигаться по иерархической лестнице при дворе, получив в 1652 году звание рыцаря, писал картины на исторические темы и портреты, курировал оформление загородных королевских резиденций. Второй раз Веласкес отправился в Италию в 1649 году, где его, уже известного мастера, принимали со всеми почестями. Здесь он написал портреты папы Иннокентия X и итальянских кардиналов. Вернувшись в 1651-м в Мадрид, художник продолжал работать при дворе, где создал свои самые известные произведения, включая серию, хранящуюся в Музее истории искусств в Вене, — портреты инфанты Маргариты, дочери Филиппа IV в возрасте двух лет (в розовом платье), пяти лет (в розово-сером) и девяти лет (в голубом). Она же изображена девочкой на самой знаменитой картине Веласкеса Менины (1656) из музея Прадо. Веласкес умер в Мадриде в 61 год, а пять лет спустя скончался и его единственный патрон Филипп IV. И поскольку Веласкес писал в основном портреты королевской семьи и картины на религиозные темы, не покидавшие стен его мастерской, к XVIII веку о нем полностью забыли. И вспомнили только когда в 1819 году открылся для публики музей Прадо, а в 1848 году — испанский отдел в Лувре. Веласкесом восхищался Мане и другие импрессионисты, его популярность со временем только росла. Удивительно, что это первая монографическая выставка Веласкеса в Музее истории искусств, где сосредоточено самое большое собрание его работ (12) после Прадо (60). В экспозиции — 46 полотен, как из венской коллекции, так и из других музеев мира, в том числе те, которые никогда в Вену раньше не приезжали: Венера с зеркалом из Национальной галереи в Лондоне, Аполлон в кузнице Вулкана и Поклонение волхвов из Прадо.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+