18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тайны «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи раскроют на выставке в Лондоне

Исследование картины из собрания Национальной галереи показало, что в первом варианте композиции младенец Иисус и ангел находились выше

Иммерсивная выставка, посвященная картине Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах», откроется в лондонской Национальной галерее 9 ноября. На ней будут представлены результаты исследования, позволяющие проследить, какие изменения художник вносил в композицию в ходе работы.

Неспешность, с которой Леонардо работал над своими произведениями, широко известна. Лондонскую версию «Мадонны в скалах» он писал в два этапа: сперва приблизительно между 1491 и 1499 годом, а затем в 1506–1508 годах. Проведенный в 2005 году анализ обнаружил изменения в позе Мадонны, однако о других исправлениях тогда можно было только догадываться. Теперь их удалось выявить благодаря современным технологиям макрорентгенофлуоресцентного, инфракрасного и гиперспектрального анализа, позволяющим составить схемы распределения на холсте цинка, входящего в состав красок.

В первом варианте композиции младенец Иисус и ангел располагались выше, и ангел смотрел на Христа, сильнее наклонив голову. Почему художник решил отказаться от этого варианта, по-прежнему неясно, но теперь удалось визуализировать и более поздний предварительный рисунок. Хотя последний гораздо ближе к композиции, на которой Леонардо в конце концов остановился, художник вносил изменения и на этом этапе. Например, голова младенца написана под другим углом, в профиль, а часть намеченных кудрей на голове ангела не вошла в конечную версию.

«Мадонну в скалах» перенесут с основного этажа галереи на нижний уровень, где она будет экспонироваться в сопровождении иммерсивной выставки от компании 59 Productions. Экспозиция займет все залы нижнего этажа, кроме галереи европейской живописи XIII–XIX веков.

Директор музея по коллекциям Кэролайн Кэмпбелл говорит, что, поскольку значительная часть исследовательской работы ведется за закрытыми дверьми в мастерских, лабораториях и библиотеках, этот проект даст широкой публике возможность «узнать о наших открытиях и увидеть результаты нашей работы собственными глазами».

В Национальной галерее считают, что «Мадонна в скалах» полностью принадлежит кисти Леонардо, однако некоторые специалисты полагают, что часть пейзажа, возможно, написали ассистенты художника.

Включение этого проекта в выставочную программу Национальной галереи подтверждает, что она не планирует одалживать «Мадонну в скалах» на большую выставку Леонардо, которую готовит Лувр. Существует вторая версия картины, написанная между 1483 и 1486 годом. Она принадлежит Лувру и станет одним из ключевых экспонатов парижской выставки (24 октября 2019 года — 24 февраля 2020 года).

Национальная галерея, Лондон
Леонардо. Опыт погружения в шедевр
9 ноября 2019 – 12 января 2020

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+