18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тайны «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи раскроют на выставке в Лондоне

Исследование картины из собрания Национальной галереи показало, что в первом варианте композиции младенец Иисус и ангел находились выше

Леонардо да Винчи. «Мадонна в скалах». В первом варианте композиции младенец Иисус и ангел располагались выше. Фото: The National Gallery, Londo
Леонардо да Винчи. «Мадонна в скалах». В первом варианте композиции младенец Иисус и ангел располагались выше.
Фото: The National Gallery, Londo

Иммерсивная выставка, посвященная картине Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах», откроется в лондонской Национальной галерее 9 ноября. На ней будут представлены результаты исследования, позволяющие проследить, какие изменения художник вносил в композицию в ходе работы.

Неспешность, с которой Леонардо работал над своими произведениями, широко известна. Лондонскую версию «Мадонны в скалах» он писал в два этапа: сперва приблизительно между 1491 и 1499 годом, а затем в 1506–1508 годах. Проведенный в 2005 году анализ обнаружил изменения в позе Мадонны, однако о других исправлениях тогда можно было только догадываться. Теперь их удалось выявить благодаря современным технологиям макрорентгенофлуоресцентного, инфракрасного и гиперспектрального анализа, позволяющим составить схемы распределения на холсте цинка, входящего в состав красок.

В первом варианте композиции младенец Иисус и ангел располагались выше, и ангел смотрел на Христа, сильнее наклонив голову. Почему художник решил отказаться от этого варианта, по-прежнему неясно, но теперь удалось визуализировать и более поздний предварительный рисунок. Хотя последний гораздо ближе к композиции, на которой Леонардо в конце концов остановился, художник вносил изменения и на этом этапе. Например, голова младенца написана под другим углом, в профиль, а часть намеченных кудрей на голове ангела не вошла в конечную версию.

«Мадонну в скалах» перенесут с основного этажа галереи на нижний уровень, где она будет экспонироваться в сопровождении иммерсивной выставки от компании 59 Productions. Экспозиция займет все залы нижнего этажа, кроме галереи европейской живописи XIII–XIX веков.

Директор музея по коллекциям Кэролайн Кэмпбелл говорит, что, поскольку значительная часть исследовательской работы ведется за закрытыми дверьми в мастерских, лабораториях и библиотеках, этот проект даст широкой публике возможность «узнать о наших открытиях и увидеть результаты нашей работы собственными глазами».

В Национальной галерее считают, что «Мадонна в скалах» полностью принадлежит кисти Леонардо, однако некоторые специалисты полагают, что часть пейзажа, возможно, написали ассистенты художника.

Включение этого проекта в выставочную программу Национальной галереи подтверждает, что она не планирует одалживать «Мадонну в скалах» на большую выставку Леонардо, которую готовит Лувр. Существует вторая версия картины, написанная между 1483 и 1486 годом. Она принадлежит Лувру и станет одним из ключевых экспонатов парижской выставки (24 октября 2019 года — 24 февраля 2020 года).

Национальная галерея, Лондон
Леонардо. Опыт погружения в шедевр
9 ноября 2019 – 12 января 2020

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+