Во Флоренцию и Милан по следам Леонардо

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

К 500-летней годовщине смерти Леонардо да Винчи на его родине пройдет большая выставочная программа, рассказывающая не только о мастере, но и о его предшественниках и последователях

Пьеро дель Поллайоло.« Портрет молодой женщины». Около 1470. Фото: Museo Poldi Pezzoli
Пьеро дель Поллайоло.« Портрет молодой женщины». Около 1470.
Фото: Museo Poldi Pezzoli

Пока многие ждут показ Леонардо в Лувре, запланированный на октябрь, выставочный марафон уже стартовал на его родине, главным образом во Флоренции и Милане, где в основном жил и работал художник. 

Во Флоренцию юный Леонардо из родного городка Винчи приехал предположительно в 1466 году и поступил в обучение в мастерскую самого знаменитого на тот момент скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо и даже успел написать одного из ангелов на картине своего учителя «Крещение Христа» (около 1475), которая хранится в Галерее Уффици. Сейчас она переместилась в Палаццо Строцци на выставку «Андреа Верроккьо, учитель Леонардо» (до 14 июля), где собрано более 120 произведений Верроккьо и его учеников Сандро Боттичелли, Лоренцо ди Креди, Перуджино, Луки Синьорелли. Леонардо здесь представлен рисунками, привезенными из коллекции Елизаветы II, и терракотовой «Мадонной с Младенцем» из Музея Виктории и Альберта. Традиционно она считается работой Антонио Росселино, а теперь впервые экспонируется как единственная известная нам ранняя скульптура Леонардо. Дошли до нас и его первые живописные полотна — «Благовещение» (1472–1475) и незаконченное «Поклонение волхвов» (1482) в Галерее Уффици.

Леонардо да Винчи. Штудии ног лошади. Фото: Google_Art_Project
Леонардо да Винчи. Штудии ног лошади.
Фото: Google_Art_Project

В палаццо Веккьо открыты сразу две выставки. «Леонардо и Флоренция» (до 24 июня) включает 12 листов из Атлантического кодекса Леонардо из миланской Библиотеки Амброзиана и картину «Спаситель» Джан Джакомо Капротти, его любимого ученика, известного по прозвищу Салаи (ит. «дьяволенок»). Вторая выставка — «По следам битвы при Ангиари» (до 12 января 2020) — рассказывает на основе документов и интерактивного визуального ряда о судьбе несохранившегося великого, по свидетельству современников, творения Леонардо. К сожалению, не единственного в его наследии, которое постигла столь печальная участь. История «Битвы при Ангиари» вкратце такова. Вернувшись ненадолго во Флоренцию из Милана, где Леонардо служил при дворе герцога Лодовико Моро из династии Сфорца, художник получил заказ изобразить на стене зала Пятисот в палаццо Веккьо батальную сцену на тему победы флорентийцев над миланцами в 1440 году. Работу Леонардо так и не закончил, вновь уехав в Милан. А сама фреска, которая никак не высыхала и вскоре начала осыпаться (все из-за губительной страсти Леонардо к экспериментам с красками), в 1560-е годы была записана по велению Медичи Джорджо Вазари. Забавно, что и Микеланджело, молодой соперник Леонардо, которому поручили изобразить на противоположной стене «Битву при Кашине», тоже все бросил и уехал в Рим на службу к папе Юлию II. Подготовительный картон Леонардо бесследно исчез, остались лишь копии, самая знаменитая из которых, Рубенса, хранится в Лувре.
Другой флорентийский музей, Галилео Галилея, открывает в мае выставку «Библиотека Леонардо». Выставка «Леонардо и ботаника» откроется осенью в церкви Санта-Мария Новелла (13 сентября — 15 декабря).

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». 1495–1498 Фото: HALTADEFINIZIONE
Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». 1495–1498
Фото: HALTADEFINIZIONE

Но главные события разворачиваются в Милане, где Леонардо провел самые продуктивные 18 лет своей жизни. Изначально на службу к Лодовико Моро его приняли в качестве инженера, устроителя праздников и музыканта, развлекавшего двор виртуозной игрой на серебряной лире собственного изготовления в виде головы лошади. Но вскоре Леонардо стал получать заказы и как художник, создав «Тайную вечерю» в трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие, «Мадонну в скалах», «Портрет музыканта», «Даму с горностаем», «Прекрасную Ферроньеру», «Мадонну Литта», продолжал работать над «Джокондой». Но основной его обязанностью оставалось оформление празднеств в роскошной резиденции герцогов Сфорца, замке Сфорцеско, одной из главных достопримечательностей Милана, где сегодня расположилось несколько музеев. 

Спиральный винт для подъема человека в воздух. Современная модель по рисункам Леонардо. Фото: Национальный музей науки и техники
Спиральный винт для подъема человека в воздух. Современная модель по рисункам Леонардо.
Фото: Национальный музей науки и техники

В середине мая здесь открывается выставка «Под сенью Моро» (16 мая — 12 января 2020). Она пройдет в так называемом Дощатом зале, где на стенах и потолке сохранились росписи Леонардо и его учеников, изображающие переплетенные ветви деревьев. В 2013 году здесь начались реставрационные работы, на стенах были расчищены фрагменты монохромных набросков с пейзажами — возможно, самого Леонардо. Сейчас реставрационные леса убрали, и теперь этими рисунками можно любоваться вблизи, параллельно проясняя для себя при помощи мультимедийного гида всю грандиозность замысла мастера в украшении этого зала. 

Дальше можно отправиться в Палаццо Реале, где проходит выставка «Волшебный мир природы» (до 14 июля), включившая 20 картин художников эпохи Леонардо на тему флоры и фауны Ломбардии. А в октябре сюда же привезут редчайший экспонат из Музеев Ватикана — копию «Тайной вечери», вытканную шелком и серебром в 1505–1510 годах для Луизы Савойской и герцога Франциска Ангулемского, будущего короля Франциска I. Гобелен долго реставрировали и покажут широкой публике впервые. 

Леонардо да Винчи (?).«Мадонна с Младенцем».1460-е гг. Фото: VICTORIA AND ALBERT MUSEUM
Леонардо да Винчи (?).«Мадонна с Младенцем».1460-е гг.
Фото: VICTORIA AND ALBERT MUSEUM

Подготовилась к юбилею и Пинакотека Амброзиана, открыв для посетителей зал Леонардо с великолепной фреской «Коронация терновым венком» Бернардино Луини, его самого знаменитого последователя, и «Портретом музыканта» самого Леонардо из собрания музея. А Библиотека Амброзиана, где хранится Атлантический кодекс, поэтапно, из-за хрупкого состояния, показывает отдельные его листы, разведя их по темам: «Секреты Атлантического кодекса. Леонардо в Амброзиане» (до 16 июня), «Листы из Атлантического кодекса французского периода» (18 июня — 15 сентября) и «Леонардо и его наследие. Художники и техники» (17 сентября — 12 января 2020). 

Свой вклад в торжества решили внести и главные музеи искусства XIX–XX веков и современного искусства. Например, Музей Новеченто показывает выставку «Лучо Фонтана. Оммаж Леонардо» (14 июня — 15 сентября). 

Питер Пауль Рубенс. «Битва при Ангиари». Около 1603. Копия с подготовительного картона Леонардо. Фото: WIKIPEDIA COMMONS
Питер Пауль Рубенс. «Битва при Ангиари». Около 1603. Копия с подготовительного картона Леонардо.
Фото: WIKIPEDIA COMMONS

Но и это далеко не полная программа юбилейных торжеств в Милане. Ненадолго отвлекшись от музеев, можно для разнообразия прогуляться по «леонардовским местам» в Милане и его окрестностях, вооружившись мобильным приложением Leonardo Around. Мест этих предостаточно, некоторые из них совершенно удивительные, как, к примеру, «Виноградник Леонардо». 

В двух шагах от церкви Санта-Мария делле Грацие расположен ренессансный палаццо Каза дельи Ателлани. История гласит, что в 1498 году, когда Леонардо уже заканчивал работу над «Тайной вечерей», герцог подарил ему виноградник, который просуществовал несколько веков, окончательно исчезнув после бомбардировок Милана в 1943 году. Но три года назад на предполагаемом месте виноградника начали археологические раскопки и обнаружили чудом уцелевшие корни «леонардовских» кустов, идентифицированных по анализу ДНК. Виноградник воссоздали, он теперь открыт для посещения, и, прогуливаясь по нему, можно живо представить, как здесь гулял Леонардо, ненадолго отвлекаясь от работы над «Тайной вечерей».  

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+