18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Где ты, «Спаситель мира»?

Прошло немногим более года с тех пор, как «Спаситель мира» Леонардо да Винчи был продан на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за рекордные $450 млн, и работа вновь оказалась в центре внимания

Леонардо да Винчи. «Спаситель мира» (Salvator Mundi). На аукционе Christie's в Лондоне. Фото: AP Photo/Kirsty Wigglesworth, File/ТАСС
Леонардо да Винчи. «Спаситель мира» (Salvator Mundi). На аукционе Christie's в Лондоне.
Фото: AP Photo/Kirsty Wigglesworth, File/ТАСС

Таблоиды и даже уважаемые издания вышли с сенсационными заголовками, из которых следовало, что «Спаситель мира» Леонардо да Винчи «исчез», «пропал» или даже «в Лувре не знают, где находится картина». Поводом к массовой истерии вокруг произведения стала публикация в The New York Times от 30 марта, посвященная судьбе картины после аукциона. Никаких новых и особенно сенсационных фактов там не приводится, зато текст изобилует домыслами и слухами. Однако одной фразы о том, что сотрудники музея Лувр — Абу-Даби в частном порядке признаются, что им ничего не известно о местонахождении «Спасителя мира», было достаточно, чтобы поднять шумиху в прессе. Напомним, что еще в декабре 2017 года Департамент культуры и туризма Абу-Даби сделал заявление о том, что приобрел работу Леонардо для музея Лувр — Абу-Даби и вскоре пополнит ей экспозицию, однако запланированный на осень 2018 года показ картины был отменен в прошлом сентябре без объяснения причин и каких-либо дальнейших комментариев от официальных лиц ОАЭ. Впрочем, собственник (будь то Департамент культуры и туризма Абу-Даби или кто-то еще) вправе распоряжаться произведением искусства на свое усмотрение и принимать решение о том, где хранить картину и выставлять ли ее, не отчитываясь перед мировой общественностью и сотрудниками музея в Абу-Даби. Казалось бы, кому какое дело, находится ли работа у владельца (сразу после покупки были предположения, что ее приобрел кто-то из представителей правящей династии Саудитов, а Департамент культуры и туризма Абу-Даби — лишь ширма), в ячейке одного из фрипортов или в реставрационной мастерской и по какой причине — из соображений сохранности или безопасности? Однако в результате маркетинговой кампании Christie’s перед аукционом картину окрестили «религиозной версией Моны Лизы», рекламировали как «последнего Леонардо в частной собственности», а после рекордной продажи к титулам добавили еще и «самая дорогая картина в мире», так что интерес к ее судьбе тоже можно понять. Видимо, остается дождаться осени, когда в Париже откроется выставка Леонардо — возможно, «Спасителя мира» можно будет увидеть в Лувре начиная с октября, ну а где картина будет находиться до этого момента — не так уж и важно. 

Напомним основные тезисы статьи в The New York Times.

1. Владельцем работы автор статьи Дэвид Киркпатрик по-прежнему называет наследного принца Саудовской Аравии Мухаммада ибн Салмана и отмечает, что остается загадкой, каким образом Абу-Даби мог получить картину, был ли это подарок от Саудитов, частная продажа или предоставление картины на условиях временного экспонирования. Анонимным покупателем на аукционе в Нью-Йорке был принц Бадер ибн Абдалла ибн Мухаммад ибн Фархан аль-Сауд, один из членов королевской семьи Саудовской Аравии. Несмотря на все меры, предпринятые аукционным домом Christie's для сохранения имени покупателя в тайне, в распоряжении The New York Times оказались договоры и переписка, доказывающие, что именно Бадер приобрел работу. Позже появилась информация о том, что принц Бадер действовал в интересах наследного принца Мухаммада. Через несколько месяцев после аукциона королевский двор назначил принца Бадера первым министром культуры Саудовской Аравии. В свою очередь, наследный принц Абу-Даби Мухаммад ибн Зайед является близким союзником наследного принца Саудовской Аравии Мухаммада.

2. Лувр хотел бы заполучить картину на выставку произведений Леонардо да Винчи, приуроченную к 500-летию смерти художника, которая откроется в Париже осенью 2019 года. Однако, по словам чиновника из французского правительства, знакомого с переговорами с музеем в Абу-Даби и пожелавшего сохранить анонимность, парижский Лувр не смог найти «Спасителя мира». 

Однако The Art Newspaper в статье от 18 февраля 2019 года цитирует пресс-секретаря Лувра: «Я подтверждаю, что музей запросил у владельца картину “Спаситель мира” для выставки Леонардо, которая откроется в октябре, и в музее действительно очень хотят выставить эту работу, однако пока не получили ответа от владельца». 

3. В статье обсуждаются причины, по которым мог быть отменен показ «Спасителя мира» в музее Лувр — Абу-Даби. Например, желание принца Мухаммада ибн Салмана оставить картину себе. Или его нежелание выставить работу из опасений, что будет возобновлена дискуссия об аутентичности произведения. 

4. Кроме того, Дэвид Киркпатрик для The New York Times обратился к Дайанн Модестини, которая реставрировала работу до аукциона Christie’s, и оксфордскому профессору и специалисту по творчеству Леонардо Мартину Кемпу с вопросом, что им известно о местонахождении картины. Оба ответили, что ничего не знают. Как бы между прочим упоминается, что скептики выражали сомнение в принадлежности работы кисти Леонардо, а также высказывали мнение, что она была настолько тщательно восстановлена профессором Модестини, что является в той же мере ее произведением, как и работой Леонардо. «Чепуха», —сказала она в интервью The New York Times, назвав это «нелепыми претензиями».

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+