18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Лувр с трудом собирает произведения на юбилейную выставку Леонардо

№74
Материал из газеты

Чтобы привезти в Париж шедевры мастера, в ход идут дипломатические связи

Крупные выставки обычно сопряжены с долгими переговорами об условиях музейного обмена, а предметы искусства, как правило, используются в качестве разменной монеты. Но все же редко становятся причиной дипломатических интриг — вроде тех, что оплели выставку Леонардо да Винчи в парижском Лувре к 500-летию со дня смерти живописца. Она должна пройти с 24 октября 2019 года по 24 февраля 2020 года.

Памятная дата отмечается мероприятиями по всей Европе, но выставка-блокбастер в Лувре остается самой ожидаемой. Благодаря королю Франциску I, пригласившему титана эпохи Возрождения во Францию, в Лувре хранятся пять картин мастера. «Мона Лиза» (1503) с места не сдвинется, и куратор выставки Венсан Дельевен собирается добавить к ней восемь или девять картин — примерно половину из небольшого дошедшего до нас наследия Леонардо.

Среди основных надежд — «Спаситель мира» (около 1500), которого Лувр ждет от Лувра — Абу-Даби. Но приедет ли скандальная картина, пока не известно. Планы Лувра — Абу-Даби включить «Спасителя» в постоянную экспозицию сорвались в сентябре прошлого года. С тех пор ближневосточный музей отказывается от комментариев, ссылаясь на принадлежность работы департаменту культуры и туризма эмирата. Сообщалось (без каких-либо доказательств), что шедевр мог быть поврежден, а также что с аукционным домом Christie’s, продавшим картину в 2017 году за $450 млн, еще не полностью рассчитались.

Однако это не единственная головная боль куратора. В феврале министр культуры Франции Франк Риестер отправился в Милан, чтобы обсудить музейные обмены для выставки с коллегой, Альберто Бонизоли. Сначала итальянское правительство грозилось заблокировать обмены, но в итоге Бонизоли заявил, что «готов помочь Франции». Французский министр тактично напомнил итальянцам о том, что Лувр прежде щедро делился Леонардо (например, одалживал «Прекрасную Ферроньеру» (1495–1499) и «Святого Иоанна Крестителя» (1513–1516) на Экспо-2015 в Милане), а также предложил помощь на выставке, запланированной к 500-летию со дня смерти Рафаэля, которая пройдет в 2020 году в Риме.

Искать работы для своей исторической экспозиции Лувр начал еще в 2015 году. В основном на ней будут рисунки, разрешения на них уже получены из разных музеев. Среди них La Scapigliata («Голова женщины») (около 1508) из Национальной галереи Пармы. Венеция согласилась предоставить несколько работ, но, видимо, все же не готова расстаться с легендарным «Витрувианским человеком» (1490). А вот самой несговорчивой оказалась Флоренция. Директор Галереи Уффици Айке Шмидт даже заявил, что уйдет в отставку, если что-то покинет стены его музея. Помимо «Крещения Христа» (около 1475), приписываемого и Андреа Верроккьо и Леонардо, флорентийской галерее принадлежат первый известный рисунок, подписанный и датированный художником, — «Вид на Арно» и, главное, «Благовещение» (около 1472). Среди других шедевров, на которые из Парижа были отправлены запросы, — «Мадонна Бенуа» из Эрмитажа (1478–1480), но решение российских коллег Лувр пока не объявил. Также очень ждут в столице Франции работы Леонардо из Ватикана, Королевской коллекции Великобритании, венского Музея истории искусств и музеев Германии.

По соображениям безо­пасности перемещение монументальных деревянных панелей вроде «Поклонения волхвов» (1423) из Галереи Уффици или «Мадонны в скалах» (1491–1508) из лондонской Национальной галереи не обсуждается. Скорее всего, на выставке в Лувре также будет представлено несколько работ учеников Леонардо: Салаи, Джованни Больтраффио или Марко д’Оджоно.  

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+