Лувр с трудом собирает произведения на юбилейную выставку Леонардо

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

Чтобы привезти в Париж шедевры мастера, в ход идут дипломатические связи

Леонардо да Винчи. La Scapigliata («Голова женщины»). Около 1508. Фото: Galleria nazionale di Parma
Леонардо да Винчи. La Scapigliata («Голова женщины»). Около 1508.
Фото: Galleria nazionale di Parma

Крупные выставки обычно сопряжены с долгими переговорами об условиях музейного обмена, а предметы искусства, как правило, используются в качестве разменной монеты. Но все же редко становятся причиной дипломатических интриг — вроде тех, что оплели выставку Леонардо да Винчи в парижском Лувре к 500-летию со дня смерти живописца. Она должна пройти с 24 октября 2019 года по 24 февраля 2020 года.

Памятная дата отмечается мероприятиями по всей Европе, но выставка-блокбастер в Лувре остается самой ожидаемой. Благодаря королю Франциску I, пригласившему титана эпохи Возрождения во Францию, в Лувре хранятся пять картин мастера. «Мона Лиза» (1503) с места не сдвинется, и куратор выставки Венсан Дельевен собирается добавить к ней восемь или девять картин — примерно половину из небольшого дошедшего до нас наследия Леонардо.

Среди основных надежд — «Спаситель мира» (около 1500), которого Лувр ждет от Лувра — Абу-Даби. Но приедет ли скандальная картина, пока не известно. Планы Лувра — Абу-Даби включить «Спасителя» в постоянную экспозицию сорвались в сентябре прошлого года. С тех пор ближневосточный музей отказывается от комментариев, ссылаясь на принадлежность работы департаменту культуры и туризма эмирата. Сообщалось (без каких-либо доказательств), что шедевр мог быть поврежден, а также что с аукционным домом Christie’s, продавшим картину в 2017 году за $450 млн, еще не полностью рассчитались.

Однако это не единственная головная боль куратора. В феврале министр культуры Франции Франк Риестер отправился в Милан, чтобы обсудить музейные обмены для выставки с коллегой, Альберто Бонизоли. Сначала итальянское правительство грозилось заблокировать обмены, но в итоге Бонизоли заявил, что «готов помочь Франции». Французский министр тактично напомнил итальянцам о том, что Лувр прежде щедро делился Леонардо (например, одалживал «Прекрасную Ферроньеру» (1495–1499) и «Святого Иоанна Крестителя» (1513–1516) на Экспо-2015 в Милане), а также предложил помощь на выставке, запланированной к 500-летию со дня смерти Рафаэля, которая пройдет в 2020 году в Риме.

Искать работы для своей исторической экспозиции Лувр начал еще в 2015 году. В основном на ней будут рисунки, разрешения на них уже получены из разных музеев. Среди них La Scapigliata («Голова женщины») (около 1508) из Национальной галереи Пармы. Венеция согласилась предоставить несколько работ, но, видимо, все же не готова расстаться с легендарным «Витрувианским человеком» (1490). А вот самой несговорчивой оказалась Флоренция. Директор Галереи Уффици Айке Шмидт даже заявил, что уйдет в отставку, если что-то покинет стены его музея. Помимо «Крещения Христа» (около 1475), приписываемого и Андреа Верроккьо и Леонардо, флорентийской галерее принадлежат первый известный рисунок, подписанный и датированный художником, — «Вид на Арно» и, главное, «Благовещение» (около 1472). Среди других шедевров, на которые из Парижа были отправлены запросы, — «Мадонна Бенуа» из Эрмитажа (1478–1480), но решение российских коллег Лувр пока не объявил. Также очень ждут в столице Франции работы Леонардо из Ватикана, Королевской коллекции Великобритании, венского Музея истории искусств и музеев Германии.

По соображениям безо­пасности перемещение монументальных деревянных панелей вроде «Поклонения волхвов» (1423) из Галереи Уффици или «Мадонны в скалах» (1491–1508) из лондонской Национальной галереи не обсуждается. Скорее всего, на выставке в Лувре также будет представлено несколько работ учеников Леонардо: Салаи, Джованни Больтраффио или Марко д’Оджоно.  

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+