18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ни дня без Леонардо, ни строчки без рефлексии

№72
Материал из газеты

Накануне 500-летия со дня смерти великого художника и инженера вышла книга под интригующим заглавием «Моя жизнь с Леонардо» профессора Оксфорда Мартина Кемпа. Спустя короткое время издательство «Слово» выпустило ее русскоязычный вариант

«Книга эта — глубоко личная история моих отношений с Леонардо да Винчи, охватывающая полвека исследований», — преду­преждает читателя во «Введении» ее автор Мартин Кемп, почетный профессор Окс­фордского университета. Одиннадцать глав его богато иллюстрированного опуса посвящены, на первый взгляд, произвольно возникающим темам и сюжетам из наследия Леонардо. Предвидя вопросы, Кемп объясняет свой выбор «автобиографичностью» новой книги. Однако начинается она все же с описания жизни самого Леонардо: «Поскольку последующие главы очень неполно освещают его основные творческие достижения, я надеюсь, предлагаемый краткий биографический очерк (который при желании можно пропустить) будет нелишним».

Далее идут те самые главы, написанные неожиданно живо, с забавными бытовыми деталями и яркими характеристиками людей. Научные исследования настолько изящно вплетены в ткань сопутствующих событий, что едва ли не главным достоинством книги становится «эффект присутствия», длящийся от начала и до конца чтения. Например, автор погружает читателя в атмосферу споров сторонников и противников реставрации «Тайной вечери», проводившейся с 1977 по 1999 год, давая шанс и нам занять собственную позицию: видим ли мы теперь подлинник или только отдаленное его подобие.

«Джоконда» — еще один важный этап в биографии ученого. В главе «Глядя на Лизу» самыми интересными представляются рассказы об ощущениях Кемпа, которому дважды выпадала удача близко видеть картину — без пуленепробиваемого футляра и рамы. Автор в деталях описывает тот «странный, нереальный, сбивающий с толку и волнующий опыт».

И почти сразу за этим Кемп меняет жанр, предлагая настоящий криминальный триллер — историю «Мадонны с веретеном», похищенной в 2003 году из замка Драмланриг в Шотландии и обнаруженной усилиями целой армии детективов при участии экспертов, в том числе самого Кемпа. Не сбавляя темпа, автор переходит к случаю «Прекрасной принцессы», которую он, несмотря на сомнения других искусствоведов, считает подлинником Леонардо. В 2010 году он даже опубликовал монографию, поведав о том, как команда специалистов под его руководством нашла достаточно веские доказательства авторства. Напомнив об этой коллизии, Кемп развивает ее сюжет. Следом идет недавняя история с картиной «Спаситель мира», которую заслуженный эксперт тоже склонен считать произведением Леонардо. 

А потом возникает непредсказуемый поворот — глава о «Коде да Винчи», ставшем мировым бестселлером. Об оценке романа Дэна Брауна говорит уже само ее название — «Коды и абракадабра», однако Кемп методично разбирает все конспирологические несуразицы. И в финале объясняет, почему решил посвятить «Коду» специальный раздел. Объяснение это заслуживает того, чтобы стать главным посылом всей его книги: «Мы не можем стереть феномен „Да Винчи“ из мировой культуры. Перед лицом этого ошеломляющего разнообразия интерпретаций какой совет я могу дать тем, у кого нет времени или профессиональных навыков, чтобы проверить достоверность того, что они видят и слышат? Говорю не задумываясь: читайте самого Леонардо. Во всей этой шумихе, окружающей Леонардо в наши дни, только его голос единственно подлинный. И смотрите, разглядывайте его картины и рисунки. Ничто с ними не сравнится». 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
5
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
6
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+