18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Искусствоведы продолжают исследование «Леонардо» из Музея Конде

№75
Материал из газеты

Согласно новой теории, выдвинутой экспертами, это может быть не эскиз к Джоконде, а изображающий Венеру идеализированный женский портрет

Выставка в Музее Конде в поместье Шантийи приподнимает завесу над одним из самых загадочных произведений искусства — знаменитым рисунком, известным как «Обнаженная Джоконда». Название он получил из-за внешнего сходства с шедевром из Лувра и традиционно приписывался ученикам Леонардо да Винчи. На открывшейся в июне выставке приводятся убедительные доказательства, что автором работы вполне мог быть сам гениальный мастер.

Определенно, изображенную на рисунке нельзя называть ни «Мона Лиза», ни «Мона Ванна» (еще одно название, которое привязалось к работе уже в XX веке). Согласно новой теории, выдвинутой искусствоведами, это может быть идеализированный женский портрет, изображающий Венеру, богиню любви. Ряд подражающих работе рисунков и картин также выставляется в замке Шантийи до 6 октября.

Произведение прошлой весной тщательно изучили эксперты Французской музейной лаборатории, ведь прежде его ни разу детально не анализировали. Возглавлявший проект Брюно Моттен резюмировал: «Рисунок вполне может быть работой самого Леонардо. По крайней мере, все признаки указывают на его мастерскую, и это шедевр высокого качества».

Загадочный рисунок был куплен в 1862 году герцогом д’Амальским, сыном последнего короля Франции Луи-Филиппа I, как работа Леонардо. «С тех пор великому мастеру его больше не приписывали», — говорит куратор музея в поместье Шантийи Матье Дельдик. Работа «вызвала самые противоречивые реакции и невероятные предположения». Герцог завещал свою коллекцию Французской академии при условии, что она никогда не покинет его замок Шантийи, так что рисунок не будет выставлен в Лувре на выставке к 500-летию со дня смерти Леонардо.

Достоверных свидетель­ств о происхождении рисунка нет; лишь в посмертном перечне работ Салаи, любимого ученика маэстро, составленном в 1525 году, среди дюжины копий произведений Леонардо имеется упоминание о некой «по пояс обнаженной».

На самом деле работа представляет собой этюд для фрески, полномасштабный подготовительный рисунок. Моттен реконструировал тончайшие контуры крошечных отверстий, которые использовались для переноса изображения с помощью втирания угольного порошка при подготовке к работе с масляными красками. 

Удалось выявить и следы прекрасного рисунка, сделанного куском древесного угля, который, по словам Моттена, «был сильно сточен». Эскиз выделен мазками свинцово-белого цвета, они «свидетельствуют о том, что это не один из тех этюдов, которые выбрасывали после использования, а законченный самодостаточный рисунок». Другой интересной характеристикой стал необычный размер работы — 77,5 х 52 см. Для этого художнику пришлось склеить два листа толстой бумаги. Часть штриховки на лице, по-видимому, выполнена левшой, а им, как известно, и был Леонардо. 

Куратор из Лувра Венсан Дельевен считает, что рисунок не является версией «Джоконды», но вполне возможно предположить, «что художник работал над обоими произведениями одновременно». Оба ученых отвергают предположение, что эскиз создавался Леонардо для картины, которая была написана, но исчезла.

 Однако одно полотно из частной коллекции, созданное, по-видимому, в первые десятилетия XVI века, демонстрирует поразительное совпадение с точками на спорном рисунке. Эта таинственная работа, на долгое время переданная на хранение в «Идеальный музей Леонардо» в Винчи, и могла быть написана Салаи или другим учеником мастера, Франческо Мельци. Сейчас она демонстрируется рядом с обнаженной на выставке в Шантийи.

Так как же называть портрет, принадлежащий музею в Шантийи? Дельевен наиболее правдоподобной гипотезой признает такую: великий итальянец создал «идеальный облик», воображаемый портрет — жанр, очень распространенный в эпоху Возрождения. «Перед нами античное божество, а не современница живописца». 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+