Во Франции нашли эскиз Джоконды, возможно написанный самим Леонардо

Хранящийся в Музее Конде рисунок «Мона Ванна» может оказаться наброском «Моны Лизы» Леонардо да Винчи

Ученые исследуют рисунок из коллекции Музея Конде. Фото: Domaine de Chantilly
Ученые исследуют рисунок из коллекции Музея Конде.
Фото: Domaine de Chantilly

Специалисты-реставраторы из Лувра, которые уже месяц исследуют рисунок в Центре исследования и реставрации музеев Франции C2RMF, предполагают, что «Мона Ванна» из собрания Музея Конде в поместье Шантийи может принадлежать Леонардо. 

На данный момент, как пишет Le Figaro, существует несколько оснований, позволяющих сделать такой вывод. Во-первых, высокая техника рисунка, особенно в области лица и рук. «Рисунок выполнен в технике флорентийского неоплатонизма и наверняка был подготовкой Леонардо к масляной живописи. Кроме того, обе работы имеют практически одинаковый размер», — отмечает хранитель Музея Конде Матье Дельдик, который первым предположил связь между работами. Во-вторых, на портрете из Музея Конде исследователи C2RMF нашли проколы, которые, по их мнению, позволяли совмещать контуры подготовительного рисунка с контурами шедевра Леонардо. Наконец, на рисунке обнаружили водяные знаки, которые доказывают, что работа была создана между 1485 и 1538 годами в Италии, — как раз тогда, когда там жил Леонардо. 

Предположительный эскиз к «Джоконде» Леонардо да Винчи. Фото: Domaine de Chantilly
Предположительный эскиз к «Джоконде» Леонардо да Винчи.
Фото: Domaine de Chantilly

Стоит сказать, что на данный момент провенанс «Моны Ванны», которая находится в собрании Музея Конде более десяти лет, неточен. По словам Дельдика, в XIX веке произведение атрибутировали как работу тосканского художника. В 1862 году ее приобрел последний владелец Шантийи — сын короля Франции Луи-Филиппа I граф Анри Орлеанский для своей коллекции, которую позже завещал государству. Предполагалось, что рисунок — вариация художников мастерской Леонардо в подражание Джоконде. 

Бруно Моттин, реставратор и сотрудник музея Лувра, отмечает, что если Леонардо имел отношение к портрету, то лишь эпизодическое. «Часть наброска абсолютно точно сделана правой рукой, а Леонардо да Винчи, как вы знаете, был левшой», — добавляет он. 

Исследователи продолжают изучение рисунка, используя инфракрасные лучи и радиографию. Определяется точная дата создания работы, а также изучается скрытое под слоем гуаши изображение. В C2RMF обещают завершить исследование к 2019 году. Рисунок планируется показать в Лувре на выставке к 500-летию со дня смерти Леонардо.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+