18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Художница Мариса Мерц умерла на 94-м году жизни

На Венецианской биеннале 2013 года художница, единственная женщина в арте повера, была удостоена премии «Золотой лев» за вклад в искусство

Мариса Мерц, единственная женщина в движении арте повера, ушла из жизни 19 июля в возрасте 93 лет. Ее похороны состоятся 23 июля в церкви Сан-Лоренцо в Турине, где художница родилась в 1926 году и где она жила и работала.

Мерц начала заниматься искусством в середине 1960-х годов, создавая скульптуры из алюминиевых листов, которые она подвешивала к потолку у себя дома. Ее первая персональная выставка состоялась в Турине в 1967 году. Вместе со своим мужем и коллегой Марио Мерцем она приняла участие в эпохальной выставке 1968 года Arte Povera + Azioni Povere в средневековом арсенале в Амальфи, организованной коллекционерами Марчелло и Лией Румма и куратором Джермано Челантом, который ввел в оборот сам термин arte povera — то есть «бедное искусство». Тогда ее скульптуры из свернутых и обвязанных клейкой лентой и проволокой одеял и скульптуры из ниток были представлены на пляже.

Исследуя в своем творчестве и фигуративность, и абстракцию, Мерц создавала очень разные произведения, от сложных комнат-инсталляций в 1970-е годы до совсем небольших бюстов из необожженной глины под названием Teste («Головы»), которые она начала делать после 1975 года и которые нередко интерпретируют то как загадочные женские портреты, то как автопортреты. На более поздних картинах и рисунках она изображала женские фигуры, напоминающие ангелов и Деву Марию. Мерц редко датировала и давала названия своим произведениям, часто используя их заново в новых работах.

Несмотря на участие во множестве престижных выставок, в том числе в Венецианской биеннале и Documenta, Мариса Мерц десятилетиями оставалась в тени других участников арте повера. На Венецианской биеннале 2013 года ее удостоили премии «Золотой лев» за вклад в искусство, отметив ее «собственный язык, на котором она при помощи живописи, скульптуры и рисунка выражает на первый взгляд архаичные и первобытные образы» и то, как она возвысила домашние материалы и ремесленные техники, «которые принято связывать с женским трудом».

Когда художнице было 90 лет, нью-йоркский Метрополитен-музей и лос-анджелесский Музей Хаммера провели ее первую в США ретроспективу. В обзоре выставки журнал The New Yorker подчеркнул, что информация о раннем периоде жизни Мерц по-прежнему крайне скудна и даже ее девичья фамилия неизвестна.

В Турине работает Фонд Мерц, который возглавляет дочь художницы Беатриче.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+