18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самые ожидаемые выставки 2017 года в мире

Абу-Даби, Берлин, Венеция, Лондон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Сан-Франциско — чем удивят зрителей ведущие музеи мира

Февраль

«Дэвид Хокни»

Тейт Бритен, Лондон, 9 февраля — 29 мая

Дэвид Хокни сейчас повсюду. В этом году британский художник отмечает свое 80-летие. Празднование пройдет с размахом и будет отмечено первой за последние 30 лет ретроспективой по эту сторону Атлантики. Выставка, где будет представлено более 160 произведений Хокни, созданных им за 60 лет, станет одной из самых масштабных в истории музея. Посетителей ждут знаменитые полотна Хокни с бассейнами, его эксперименты с портретной живописью и фотографией. Кроме того, в экспозицию войдут недавно написанные пейзажи Йоркшира и ряд других новых работ. В июне выставка отправится в Париж в Центр Помпиду, а в ноябре переедет в Метрополитен-музей в Нью-Йорке. А. Д.


«Мерс Каннингем. Общее время»

Центр искусств Уокера, Миннеаполис, 8 февраля — 10 сентября
Музей современного искусства, Чикаго, 11 февраля — 30 апреля

Два американских музея совместно представляют обзорную выставку наследия хореографа Мерса Каннингема. Центр искусств Уокера, где хранится коллекция танцевальной труппы Каннингема, насчитывающая более 4,5 тыс. экспонатов, связанных с полувековой историей коллектива, представит сценические декорации, созданные такими художниками, как Фрэнк Стелла и Джаспер Джонс. Кроме того, в экспозицию войдут недавние инсталляции Эрнесто Нето и Таситы Дин, вдохновленные творчеством Каннингема. А Музей современного искусства в Чикаго покажет среди прочего проект Чарльза Атласа, в него вошло видео хореографии Каннингема, которое художник и режиссер снимал на протяжении 35 лет. Кроме того, в обеих институциях будут показаны танцевальные постановки, заказанные специально к выставке. П. П.


«Вермеер и мастера жанровой живописи»

Лувр, Париж, 22 февраля — 22 мая

Выставка, на которой собрано около трети полотен Яна Вермеера, опровергает утверждение, что он был одиноким гением, и демонстрирует, что на самом деле художник работал в богатый и плодородный период в истории живописи бок о бок с коллегами, которые уважали, вдохновляли, а иногда и соперничали друг с другом. «Вермеер и его соотечественники постоянно стремились превзойти друг друга в техническом мастерстве и эстетической привлекательности», — говорит Адриан Э Вайбур, куратор Национальной галереи Ирландии, где была задумана выставка и куда она отправится в июне. Вместе с парижским и дублинским музеями над экспозицией работали специалисты из Национальной художественной галереи в Вашингтоне, там выставка откроется в октябре. Дж. С.



Март

«Акт создания. Перформанс, процесс, присутствие»

«Манарат аль-Саадият», Абу-Даби, 8 марта — 29 июля

Посетители художественного центра «Манарат аль-Саадият» уже во второй раз будут иметь возможность получить представление о растущей коллекции Музея Гуггенхайма в Абу-Даби, давно откладывающей свое открытие институции. В отличие от прошедшей в 2014 году выставки «Видеть сквозь свет», посвященной преимущественно абстрактному искусству, на этот раз будет показано больше фигуративных работ начиная с 1960-х годов, а особое внимание будет уделено создавшим их художникам со всего мира. Здесь будут произведения 18 авторов, среди которых Рашид Араин, Мохаммед Казем, Аниш Капур, Ники де Сен-Фалль, Кадзуо Сирага, Сюзан Хефуна и Гюнтер Юккер, а сквозной темой станут города, в том числе Абу-Даби, Лондон, Нью-Йорк, Париж и Токио.


«Матисс/Дибенкорн»

Музей современного искусства Сан-Франциско, 11 марта — 29 мая

Эта выставка приедет из Балтиморского художественного музея. Она посвящена долгому увлечению американского художника Ричарда Дибенкорна творчеством француза Анри Матисса. Интерес Дибенкорна можно проследить вплоть до 1943 года, но по-настоящему он расцвел в 1952-м, когда в Лос-Анджелесе проходила обзорная выставка живописи Матисса. Именно после ее посещения Дибенкорн усвоил палитру и текстуру французского живописца, которую продолжил исследовать после посещения в 1964 году Государственного Эрмитажа и Пушкинского музея в СССР, где широко представлено творчество Матисса. В экспозицию в Сан-Франциско вошло 40 картин Матисса и 60 Дибенкорна. П. П.


«Джиллиан Уэринг и Клод Каон. Под маской — другая маска»

Национальная портретная галерея, Лондон, 9 марта — 29 мая

Несмотря на 70 лет, разделяющих британскую художницу-концептуалистку Джиллиан Уэринг и французскую сюрреалистку Клод Каон, их объединяют темы гендера, идентичности, маскарада и перформанса. Работы двух художниц впервые будут показаны вместе в Национальной портретной галерее в Лондоне. В выставку войдет более 100 произведений, в числе которых «Я в образе Каон с маской себя в руках» (2012) Уэринг, представляющее собой воссоздание автопортрета Каон под названием «Не целуй меня, я тренируюсь» (ок. 1927). Куратор Сара Хоуидж говорит, что эта выставка «кажется особенно своевременной» в этом году, когда отмечается 50-летие с момента декриминализации гомосексуальности в Англии и Уэльсе. А. Д.



Апрель

«Эпоха империй. Китайское искусство династий Цинь и Хань»

Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 3 апреля — 16 июля

Выставка в Метрополитен-музее — выдающееся событие в сфере культурного обмена: 31 китайский музей отправил в Нью-Йорк 160 экспонатов, представляющих искусство династий Цинь и Хань. На экспозиции, охватывающей исторический период длиной около 440 лет, рассматривается развитие единой китайской идентичности Хань в свете новых исследований и археологических раскопок, которые велись в последние 50 лет. Выставку открывает группа знаменитых терракотовых воинов, охранявших мавзолей первого императора Китая Цинь Шихуана. Кроме того, там представлены и более поздние работы, в том числе монументальный резной каменный лев, в образе которого прослеживается влияние персидского и эллинистического искусства, что свидетельствует о существовании ранних связей между Востоком и Западом. П. П.


«Дэмиен Херст»

Палаццо Грасси и Пунта делла Догана, Венеция, 9 апреля — ноябрь

Это не только первая крупная итальянская выставка Дэмиена Херста за последние десять с лишним лет, но и первая выставка, которая займет обе венецианские площадки коллекционера Франсуа Пино одновременно. Согласно пресс-релизу, она является «плодом целого десятилетия работы». Выставка окутана завесой тайны: за исключением даты открытия, о ней до сих пор практически ничего не известно. В прошлогоднем интервью газете Guardian Херст дал несколько намеков касательно того, чего от нее можно ожидать. Так, художник рассказал о своем намерении достать работы, которые он погрузил в море неподалеку от побережья Мексики два десятилетия назад, поскольку «хотел, чтобы они полностью покрылись кораллами». Возможно, он пошутил. Впрочем, уже сам масштаб этой двойной выставки сделает ее важной темой для разговоров в преддверии Венецианской биеннале. Дж. С.


«Эффект Лютера. 500 лет протестантизма»

Мартин-Гропиус-Бау, Берлин, 12 апреля — 5 ноября

Началом эпохи Реформации принято считать 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов с критикой католической церкви к двери замковой церкви в Виттенберге в Саксонии. В нынешнем году исполняется 500 лет с этого события, изменившего религиозный и политический облик не только Европы, но и всего мира. Лютерова критика церкви породила множество протестантских течений и стала зерном, из которого выросли и современный индивидуализм, и права человека в их сегодняшнем понимании, и национализм. Эта выставка, организованная Немецким историческим музеем (но демонстрируемая в доме Мартина Гропиуса), иллюстрирует историю Реформации и ее международное значение от истоков до наших дней. Д. Л.



Май

«Альберто Джакометти»

Тейт Модерн, Лондон, 9 мая — 10 сентября

После получившей широкое признание выставки портретов в лондонской Национальной портретной галерее творчество Альберто Джакометти возвращается в британскую столицу в виде еще более крупного показа в Тейт Модерн. Полвека назад галерея Тейт уже делала экспозицию работ Джакометти — тогда ее организацией занимались критик Дэвид Сильвестер и сам швейцарский художник. Теперь Тейт Модерн представит выставку, которая охватит все творчество Джакометти в его развитии: от ранних работ до сюрреалистических композиций и формирования зрелого стиля художника. Музей получил беспрецедентный доступ к обширному архиву и коллекции Фонда Альберто и Аннетт Джакометти. Особое внимание кураторы уделят разнообразным влияниям, которые сформировали творческий почерк скульптора. Э. Р.


«Манифест Magnum»

Международный центр фотографии, Нью-Йорк, 26 мая — 3 сентября

Семьдесят лет назад, вскоре после окончания Второй мировой войны, Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Джордж Роджер и Дэвид Сеймур основали фотоагентство Magnum. Это, пожалуй, самое знаменитое объединение фотографов, создавших бесконечное множество ставших культовыми изображений. В роли организатора этой выставки в Международном центре фотографии, основанном братом Капы Корнеллом, выступил Клеман Шеру из Музея современного искусства Сан-Франциско, ранее работавший в Центре Помпиду. Как рассказала представительница центра, выставка, на которой фотографии агентства будут представлены в том виде, в каком они были опубликованы изначально — в газетах, журналах и художественных книгах, — будет посвящена «натяжению между объективностью и субъективностью». Дж. С.


«Pink Floyd. Их бренные останки»

Музей Виктории и Альберта, Лондон, 13 мая — 1 октября

Лазерное шоу, неизвестные ранее концертные съемки и более 350 экспонатов ждут посетителей на выставке в Музее Виктории и Альберта, посвященной британской рок-группе Pink Floyd. По примеру предыдущих сверхпопулярных выставок о Кайли Миноуг и Дэвиде Боуи, эта экспозиция, как гласит пресс-релиз, будет «иммерсивной (погружающей зрителя в среду, обеспечивающей полный эффект присутствия. — TANR), мультисенсорной и театральной». Она расскажет об экспериментах группы в области музыки и дизайна, об их выступлениях в разные периоды — от лондонской андерграундной психоделической сцены 1960-х до настоящего времени. В число экспонатов войдут знаменитые образы Pink Floyd: летающие свиньи, коровы, марширующие молотки, гигантские надувные учителя и призма с обложки альбома The Dark Side of the Moon. А. Д.



Июнь

«Мариса Мерц. Небо — огромное пространство»

Музей Хаммера, Лос-Анджелес, 4 июня — 20 августа

Итальянский скульптор Мариса Мерц долгое время оставалась в тени своего мужа Марио, но эта ретроспектива доказывает, что ее творчество абсолютно самостоятельно. В экспозицию, которая приедет из Метрополитен-музея, войдут как ее ранние работы, созданные из нетрадиционных материалов, так и инсталляции, сделанные в середине творческого пути, и серия глиняных бюстов, относящихся к периоду после 1975 года. По мнению кураторов, в скульптурах Мерц отражен тот факт, то она была единственной женщиной в движении arte povera («бедное искусство»), отсюда глубоко личный характер ее произведений. В ней также видят предвестницу будущего искусства: бюсты, которые Мариса Мерц создавала в 1970-х годах, проторили путь к возвращению фигуративности в итальянское искусство 1980-х. П. П.


«Грейсон Перри представляет: cамая популярная в истории художественная выставка!»

Галерея Serpentine, Лондон, 8 июня — 10 сентября

За самоуверенным названием выставки Грейсона Перри в галерее Serpentine скрываются вполне серьезные вопросы. «Какое искусство нравится людям? Какие темы? Почему им сегодня нравится ходить в художественные галереи? Каковы отношения между традиционным искусством и социальными сетями?» — спрашивает Перри. На выставке будут представлены в основном новые произведения; они о том, каким образом современное искусство эффективнее всего может привлечь к себе внимание людей, которых, по словам художника, музейщики называют посетителями «с нетрадиционным бэкграундом». Кроме того, в экспозицию войдет ряд работ, фигурировавших в недавнем телешоу художника Grayson Perry: All Man, где он исследовал представления о мужчинах и мужском в современной Великобритании. А. Д.


«Открытие Мондриана. Амстердам, Париж, Лондон, Нью-Йорк»

Муниципальный музей, Гаага, 3 июня — 24 сентября

Художественное движение De Stijl зародилось в Амстердаме 100 лет назад. В честь его первого векового юбилея Муниципальный музей Гааги организует целый ряд выставок, в том числе «Пит Мондриан и Барт ван дер Лек. Изобретая новое искусство» (11 февраля — 21 мая) и «Архитектура и интерьеры De Stijl» (10 июня — 17 сентября). Музей обладает самой крупной в мире коллекцией работ Пита Мондриана и планирует представить в экспозиции «Открытие Мондриана» все 300 входящих в нее произведений. Эта масштабная выставка проведет зрителя путями Мондриана, уделяя особое внимание крупным европейским городам, которые художник считал своим домом, до тех пор пока во время Второй мировой войны не переехал в Нью-Йорк, где прожил до самой своей смерти в 1944 году. За то недолгое время, которое Мондриан провел в этом американском городе, он успел создать ряд своих самых значительных полотен, на которые оказали влияние сетчатая планировка и звуки буги-вуги. Дж. С.



Июль — август

«Элиу Ойтисика. Упорядочить делирий»

Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, 15 июля — 1 октября

Нью-Йорк — последний пункт маршрута первой в США крупной обзорной выставки Элиу Ойтисики, одного из самых влиятельных бразильских художников. Выставка организована совместно с Институтом искусств Чикаго, где она откроется в феврале, и Художественным музеем Карнеги в Питсбурге, где она уже прошла минувшей осенью. Несмотря на то что европейский модернизм оказал влияние на творчество Ойтисики, вскоре художник порвал с этой традицией и начал создавать работы иного рода, как, например, те, что вошли в серии «Двусторонние» и «Пространственные рельефы». В них художник преобразовывал двухмерные произведения в трехмерные, которые сам называл «живописью в пространстве». Ойтисику также занимали вопросы переосмысления традиционных взаимоотношений произведения искусства и зрителя, поэтому посетители выставки в Музее Уитни получат возможность взаимодействовать с некоторыми элементами экспозиции и даже примерять их. Дж. С.


«Матисс в мастерской»

Королевская академия художеств, Лондон, 5 августа — 12 ноября

«Матисс в мастерской» станет первой большой выставкой коллекции из мастерских художника, в которую вошли азиатские и африканское маски, ткани, декоративные вазы и кувшины. Выставка приедет в Королевскую академию художеств из бостонского Музея изящных искусств, где она откроется в апреле. Кураторы ставят себе задачу воссоздать обстановку, в которой работал художник, и продемонстрировать различные предметы, оказавшие на него влияние. У Матисса было несколько студий: в Коллиуре, Исси-ле-Мулино, Ницце и Венеции, — и в экспозицию войдут фотографии их интерьеров и многих полотен в процессе создания. На выставке будут экспонаты из Музея Матисса в Ницце, а также ранее не выставлявшиеся работы из частных коллекций. Дж. С.


«Пикассо на пляже»

Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, 26 августа 2017 года — 7 января 2018 года

Эта тематическая выставка, в основу которой легла картина Пабло Пикассо «Купальщицы» (1937) из собрания Пегги Гуггенхайм, будет посвящена образу пляжа как лейтмотиву всего творчества художника во время его пребывания в Провансе. В этом году также начинается двухгодичная серия из 40 выставок о связях художника со Средиземноморьем, которую организует парижский Музей Пикассо. Первой в ней станет экспозиция костюмов и декораций, созданных художником для балета «Парад» труппы Сергея Дягилева, она откроется в апреле в неаполитанском Музее Каподимонте. Еще одну, более пронзительную, выставку под названием «Сострадание и ужас. Пикассо на пути к „Гернике“» (до 4 сентября) можно будет увидеть с апреля в Музее королевы Софии в Мадриде. Она посвящена 80-летию с момента первой публичной демонстрации шедевра, изображающего ужасы бомбардировки баскской деревни во время гражданской войны в Испании. Дж. С.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+