18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей декоративного искусства показывает свадебные сундуки XIX–XX веков

№75
Материал из газеты

На выставке раскрывают символический, почти сакральный смысл сундука, который воспринимался хранилищем тайн и богатства

На выставке три десятка расписных крестьянских сундуков из частных коллекций и фондов самого музея. В середине XIX — начале XX века на Русском Севере, а затем в Вятской и Костромской губерниях стала очень популярной роспись по дереву. Ею покрывали не только почитаемые части дома: божницу, пространство около печи, входную дверь, — но и разные утилитарные предметы: прялки, сундуки. Правда, просто бытовыми их не назовешь. Сундук, например, имел символический, почти сакральный смысл, воспринимался хранилищем тайн и богатства. В славянской традиции сундук невесты демонстрировал достаток семьи (отсюда традиция «выкупа» сундука друзьями жениха) и мастерство его владелицы. Девочка получала сундук в детстве и постепенно заполняла его сшитым собственными руками приданым. Роспись имела функции оберега: цветы и деревья символизировали жизненный цикл, круг обозначал солнце. К общепринятым символам добавлялись свои, местные. Например, оригинальным элементом вятской росписи стал уткоконь — мифологический образ, олицетворяющий собой богатство, плодородие и достаток. Экспозиция дополнена несколькими северными сундуками XVII–XVIII веков, ставшими образцами для крестьянских изделий более позднего времени.

Всероссийский музей декоративного искусства
Про сундук. Свадебные сундуки второй половины XIX – начала XX века
До 14 августа
www.vmdpni.ru

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+