18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Татьяна Горячева: «Люблю факты»

№72
Материал из газеты

Главный научный специалист Третьяковской галереи и ведущий российский исследователь творчества Малевича, Эль Лисицкого и других художников авангарда рассказала о тонкостях и парадоксах своей профессии

Интересно, а как вышло, что вы стали специализироваться на авангарде? Ведь даже под конец советской власти такие темы не особо поощрялись.

Я собиралась писать диплом по древнерусскому искусству, по иконографии Покрова Богородицы. Но очень дружила с семьей Родченко, потому что Саша Лаврентьев, внук Александра Родченко и Варвары Степановой, — мой одноклассник и друг со второго класса. Когда дело дошло до университетского диплома, то мне Сашина мама Варвара Александровна сказала: «А ты не хочешь написать диплом про Родченко?» Я подумала и ответила: «Хочу». И написала дипломную работу у Мюды Наумовны Яблонской про плакаты Родченко. Но очень долго потом к этому не возвращалась. Никаких статей на эту тему в 1970-х — начале 1980-х публиковать было невозможно, диссертацию про авангард писать невозможно, а на другую тему было неинтересно, и слишком много требовалось делать реверансов и вставлять в библиографию сочинения Маркса, Энгельса, Ленина и книжки типа «Кризис безобразия» и «Почему я не модернист». Мне в эти игры играть не хотелось. Но в какой-то момент меня пробрало. Почему — не помню. Вероятно, в связи с выставкой Казимира Малевича, которая прошла в 1989 году. Я стала выступать на конференциях, писать статьи. Так и полетело. Но начиналось все с Родченко.

Тот триумф авангарда, пусть и запоздавший на десятилетия, вы воспринимали как звездный час для себя?

Как облегчение воспринимала. Хорошо помню большую выставку 1986 года на Крымском Валу, где впервые показывали часть коллекции Георгия Костаки. Я водила по ней, будучи экскурсоводом, тогдашнего министра культуры СССР Василия Захарова. И он мне доверительно сказал: «Ну надо же! Столько говорят про этот авангард — какой он ужасный, а так посмотришь: ну и ничего страшного». Меня очень тронуло это его заявление. Словом, возникло ощущение, что шлюзы открылись. И тогда я решила писать диссертацию, в начале 1990-х.

Продолжение диплома? 

Нет, я ее про Малевича писала, про утопию супрематизма, у Дмитрия Владимировича Сарабьянова. У меня к тому времени уже была опубликована куча статей. И на защите член ученого совета сказала: «Вы должны были одну главу из этой диссертации защитить как кандидатскую, а все остальное — как докторскую». Видимо, во мне столько накопилось, что я все вложила в эту диссертацию. И конечно, то, что я работаю в музее, очень помогает, потому что я все время рядом с произведениями. Как человек, который 42 года проработал в музее, могу сказать: постоянный контакт с произведениями нужен обязательно. Музейное знаточество мне кажется обязательным для искусствоведа. Хотя я не называю себя искусствоведом. У меня есть строгая дефиниция: я считаю себя историком искусства. А под искусствоведением понимаю такой разговорный жанр, скорее, ту методологию, которая была принята, когда я училась, и еще до того — описание и анализ. Я это не очень люблю, а люблю факты. Люблю их находить, сидеть в архивах.

А как же синтез, если без анализа? Чтобы сошлось одно с другим.

Конечно, само собой. Но в своих текстах описания и анализа по возможности стараюсь избегать.
Недавнюю историю с башней Лисицкого на ВДНХ можно рассматривать в качестве примера синтеза? Вам удалось установить, что автором сооружения, никем прежде не атрибутированного, был именно этот художник. С одной стороны, была сама башня как анонимный объект, с другой — существовали эскизы Лисицкого. В результате имеем ту же башню, но уже с провенансом и с именем автора. 

Многие, сообщая об этом, писали: обнаружились рисунки. Хотя рисунки совершенно не обнаружились. Они с 1959 года лежат в Третьяковской галерее. Мало того, было известно, что это эскизы к ВСХВ — Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, потому что Лисицкий очень много ею занимался, с 1935 по 1939 год. При передаче музею вдовой Лисицкого Софией Христиановной его наследие, видимо, было разложено по сериям, и была серия рисунков, озаглавленная «Эскизы к ВСХВ». Когда я увидела наброски этой башни, то стала над ними ломать голову. Нашла специалиста по ВСХВ — Александра Зиновьева, и это открытие мы бы не совершили друг без друга, потому что Саша знал, что башня стоит на ВДНХ, а я знала рисунки Лисицкого. То, что я Саше предъявила эти рисунки, а он их опознал, — это, конечно, большая удача.
Диплом — Родченко, диссертация — Малевич, а в последнее время ваш герой — Лисицкий. Знаковые фигуры и главные имена. А чем интересны художники, скажем так, не первой величины? Юдин, Чашник, Хидекель…

Николай Суетин еще, про которого я книжку написала. Это замечательные художники. Они мне и сами по себе очень нравятся, и любопытны в качестве учеников Малевича. Но я не пытаюсь возвеличивать фигуры, которые идут вторым и третьим рядами, мне интересны проявления «школы». Вот у меня есть любимая героиня — ученица Малевича Нина Коган, очень средненькая художница. Боже, сколько же я про нее всего нарыла! Сидела в архивах ФСБ в Петербурге, смотрела ее следственное дело, какие-то мельчайшие бумажки, письма, обрывки. Недавно для публикации архива Николая Харджиева в издательской серии фонда IN ARTIBUS комментировала переписку Нины Коган с Петром Митуричем и с Малевичем… Мне это все невероятно интересно именно как историку искусства. Меня увлекает выяснение чего-то неизвестного, новых обстоятельств. Если, чтобы рассказать про какого-нибудь художника, не хватает фактов, а можно написать только словеса, я за такое не берусь.

А ставите ли вы перед собой задачи помимо поиска новых фактов?

Установки, пожалуй. На то, чтобы обнаружить связи. Тема, которая меня невероятно занимает, — это супрематизм и неопластицизм. И даже не на уровне двух звезд — Малевича и Пита Мондриана, а, скорее, на уровне школы. Суетин и Тео ван Дусбург — это мне гораздо интереснее. Некое распыление идеи школы в том и в другом случае. И совпадения, пересечения, параллели, контакты. 

Параллели и пересечения — понятно, а контакты были?

Были. Не обязательно личные, но существовал взаимный интерес. Я даже про это писала — надеюсь, статью нельзя счесть развенчивающей. Мне кажется, я доказала, что Малевич не просто так придумал свои архитектоны. Он сначала увидел в номерах журнала De Stijl за 1918−1919 годы скульптоархитектуру Роберта ван’т Хоффа и Жоржа Вантонгерло, просто черно-белые фотографии. И когда эти фотографии сличаешь с архитектонами Малевича, которые появились на четыре года позже, то в общем понятно, откуда взялась идея.

Вас как исследователя такие пересечения не разочаровывают?

Совсем нет. Вадим Шершеневич сказал: «Идеи живут, как микробы, в воздухе». Это, скорее, интересно. Кого-то еще можно упрекнуть в том, что они ничего своего не придумали, но уж никак не Малевича! Просто мы никогда не знаем, откуда снисходят эти идеи, как художники ими друг друга заражают.

Неясности и недоговоренности в истории авангарда — это нормально, есть что исследовать дальше. А как насчет неясностей несколько иного рода? Имею в виду фальсификации.

Вот это главная драма. Сталкиваюсь я с этим постоянно. Подделок немерено. И мне даже трудно сказать, раньше было больше или сейчас. Поток никогда не иссякал, но раньше не было Интернета, мы про многое узнавали с опозданием. А сейчас ведь только выставили — через два часа специалисты по всему миру уже знают. Информация доходит стремительно, и следует мгновенная реакция. Но и проблемы новые возникли. Мошенники освоили способ борьбы со специалистами: подают в суд за клевету или подрыв деловой репутации, — и уже невозможно высказаться в социальных сетях, на каком-нибудь крупном симпозиуме. 

Есть еще замечательный способ, и тоже несколько таких случаев известно. Кто-то продал, кто-то купил, потом эксперты говорят покупателю: «Это же подделки!» А продавец утверждает: «Я продавал подлинники — ничего не знаю. Это подделки, а я продавал подлинники». И доказать ничего невозможно. 

А еще есть недобросовестные эксперты, которые подтверждают что-то за деньги. Но не только недобросовестные. Многие западные искусствоведы берутся за экспертизу русского авангарда, который они знают в основном по иллюстрациям в альбомах. Подтверждают по сходству, которое специалистам кажется карикатурным, а им — вполне приемлемым. Потом эти подтвержденные фальшивки показывают на выставках, помещают в солидные каталоги, и тогда срабатывает принцип гео­метрической прогрессии. Фальшивки начинают плодить сами себя: они становятся эталонами, с которыми сравнивают уже новые подделки.

Могут спросить: вам не нравится, что кто-то подписывает экспертные заключения на основании репродукций в альбомах, ну а как же тогда вы сами беретесь судить по фотографиям? 

У меня был очень смешной случай, над которым все мои коллеги хохотали, когда мы еще делали экспертизу в Третьяковской галерее (сейчас государственные музеи не проводят экспертизу художественных произведений для частных лиц. — TANR). Пришел человек, принес то ли «Малевича», то ли «Суетина» — в общем, кого-то по моей части. И вот он входит в вестибюль, открывает папку, а там лежит рисунок, накрытый папиросной бумагой. Я сразу вижу и говорю: «Нет, это ерунда». Он ужасно разозлился: «Вы даже не сняли папиросную бумагу, даже не посмотрели на рисунок!» Это примерно так же, как врач смотрит на ребенка с сыпью и говорит, что у него корь, а не ветрянка. Наверное, можно все систематизировать и потом наукообразными словами описать. Но врачу-то с первого взгляда ясно. И эксперту тоже. 

А уж те подделки, которые на Западе изготовляют… Я давно всем галеристам, дилерам говорю, что, когда вам предлагают с западного аукциона, можете мне даже не показывать. Там нет русского авангарда, за исключением музейного. Там поддельщики от незнания лепят орфографические ошибки в надписях, даже не трудятся. Я помню, какие замечательные подделки были в начале 1990-х. Когда поддельный Малевич, и надпись на обороте не в лоб, а как бы намекающая специалисту, что это та самая картина из каталога такого-то года, примерно с таким названием. Вот это была тонкая работа. А те, что я вижу сейчас, — так просто даже обидно за художников… Кажется, что это непобедимая гидра, но что-то ведь с этим надо делать.

Если вернуться к настоящему авангарду, то традиционный вопрос: над чем сейчас работаете? 

Я совершенно погрязла в Лисицком, разбираюсь с ним для академического каталога ГТГ. Лисицкого около 300 работ. Думаю над ними мучительно, пытаюсь датировать проуны. Мы знаем, что он начал их делать в конце 1919 года, условно говоря, в декабре. А в 1925-м написал жене, что «проуны для меня исчерпали себя». И в этом интервале нужно хоть как-то их расположить по хронологии — по аналогиям, по косвенным данным, по датировке бланков, на оборотах которых они сделаны. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+