18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю

№69
Материал из газеты

Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже

Имя Пьеро делла Франческа (1420–1492) хорошо знают искусствоведы и куда меньше — любители искусства, с ходу вспоминая лишь самые известные его шедевры — портреты урбинского герцога Федериго да Монтефельтро, его жены Баттисты Сфорца и фрески на тему Истинного Креста в церкви Св. Франциска в Ареццо. Ему чуждо изящество, за которое в последние полтора века возносят на пьедестал Боттичелли, его герои весомы, торжественны и суровы.

Меж тем для XV века, эпохи Раннего Ренессанса, Пьеро был значимой фигурой. В 20 лет уже работал во Флоренции, к 30 первый раз съездил в Рим по приглашению папы, колесил по Центральной и Северной Италии, выполняя заказы герцогов. То, что Пьеро увидел юношей во Флоренции ­— фрески Мазаччо, скульптуры Донателло, — дало направление его поискам. Мягкий свет, объем и телесность, линейная перспектива будут занимать его всю жизнь. Родившийся в тосканском городке Сансеполькро, сын торговца кожей и шерстью, он во всем ценил основательность и только в колорите любил жемчужные переливы и нежные оттенки. Должно быть, эти качества живописи Пьеро в полной мере проявились во фресках в папском дворце в Ватикане, куда художника пригласил Пий II. Но полвека спустя они были уничтожены, чтобы освободить место для фресок Рафаэля. Символический жест! О Пьеро делла Франческа забыли надолго, и лишь в середине XIX столетия его имя вновь зазвучало. 

Собрать полноценную выставку Пьеро делла Франческа непросто: работ, доступных для перемещения, около 20. В наших музеях его произведений нет вовсе. В  Эрмитаже показывают 11 произведений мастера — из Милана, Перуджи, Урбино, Лиссабона, Мадрида, Парижа и Лондона. Такого количества его работ за последние десятилетия  не было ни на одной выставке ни в Европе, ни в Америке. Все вещи  исключительные, как, например, монументальное «Благовещение» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа) или «Мадонна ди Сенигаллия» (Национальная галерея Марке, Урбино). Из портретов ­— детское изображение Гвидобальдо да Монтефельтро из Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде (небольшая компенсация за парные портреты его родителей из Уффици, которые не покидают музей) и портрет кондотьера Пандольфо Малатесты из Лувра. Представление о монументальных росписях Пьеро делла Франческа дают два фрагмента фресок из Ареццо и фильм, посвященный этому знаменитому циклу. Отдельная удача — собранные из трех музеев створки алтаря, созданного для церкви августинцев в Сансеполькро и разделенного еще в XVI веке. Живопись дополняют четыре подлинных трактата, посвященные математике и перспективе, которые художник, уже теряя зрение, написал к концу жизни. 

Государственный Эрмитаж
Пьеро делла Франческа
7 декабря – 10 марта 2019

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+