18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

10 главных выставок сезона

Первая ретроспектива Михаила Ларионова в Третьяковке, Фрида Кало и Диего Ривера в Манеже, украшения Bvlgari в Музеях Кремля и другие выставки, которые обязательно стоит увидеть этой осенью и зимой

Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей

Bulgari. Брошь «Мороженое на палочке». Около 1986. Золото, полихромный халцедон, бриллианты. Фото:  Коллекция наследия Bulgari
Bulgari. Брошь «Мороженое на палочке». Около 1986. Золото, полихромный халцедон, бриллианты.
Фото: Коллекция наследия Bulgari

Музеи Московского Кремля
7 сентября 2018 – 13 января 2019

Свыше 500 уникальных украшений, созданных за более чем 130 лет существования знаменитого бренда Bvlgari, из коллекции наследия дома и частных собраний покажут в двух выставочных залах кремлевского музея — Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца. Эволюцию дизайна украшений от самых ранних, созданных в неогреческой традиции в конце XIX века, до инновационных 1980–1990-х, в которых использованы необычные для ювелирного дела материалы, можно проследить в первой ретроспективе итальянского дома Bvlgari такого масштаба. На выставке гости увидят и украшения кинозвезд, среди них — платиновая брошь с бриллиантами и изумрудами и сотуар с сапфиром весом более 60 карат большой поклонницы драгоценностей Элизабет Тейлор.

Ткань процветания

Выставка «Ткань процветания» в МСИ «Гараж». Кадер Аттиа. «Мертвое море». 2015. Инсталляция. Фото: Henning Rogge / Courtesy of the artist
Выставка «Ткань процветания» в МСИ «Гараж». Кадер Аттиа. «Мертвое море». 2015. Инсталляция.
Фото: Henning Rogge / Courtesy of the artist

Музей современного искусства «Гараж»
12 сентября 2018 – 27 января 2019

Одежду во всех ее проявлениях: от униформы и художественного высказывания до полного ее отсутствия — представят на выставке в «Гараже». В экспозиции сознательно обойдут только один традиционный плацдарм встречи одежды и искусства — моду. В остальном отношения человека и одежды будут рассмотрены со всех сторон, а между произведениями разных культур и времен обнаружатся неожиданные связи. Перформанс Йоко Оно 1964 года, где зрители отрезали куски платья сидящей художницы, сопоставят с главным произведением древнеиндийского эпоса «Махабхаратой», а перформанс московских концептуалистов Риммы и Валерия Герловиных «Зеркальная игра» окажется рядом с объектами Югетт Калан, сделанными по тому же принципу: на одежду нанесен рисунок частей тела, под нею скрытых. Всего на выставке соберут 40 художников разных стран и поколений — от авангарда до современных авторов.

Вы смотрите на то, чего никогда не было. Из коллекции Zabludowicz

Лукас Блейлок. «Фотография для Оуэна». 2011. Серебряно-желатиновый отпечаток. Фото: Courtesy the artist and Ramiken Crucible, New York and Zabludowicz Collectio
Лукас Блейлок. «Фотография для Оуэна». 2011. Серебряно-желатиновый отпечаток.
Фото: Courtesy the artist and Ramiken Crucible, New York and Zabludowicz Collectio

Мультимедиа Арт Музей, Москва
13 сентября – 4 ноября

На выставке «Вы смотрите на то, чего никогда не было» покажут произведения 14 звезд современного искусства, работающих с фотографией, среди них — Андреас Гурски, Ричард Принс и Вольфганг Тильманс. Названием экспозиции стала фраза из разговора двух ее участников — канадца Джеффа Уолла, известного своими большеформатными «кинематографичными» снимками, и Лукаса Блейлока — художника, намеренно искажающего фотографическое изображение с помощью цифровых редакторов. Уолл выступал в пользу радикального художественного эксперимента, удивительного и загадочного, который выходил бы за пределы каждодневной реальности. Именно такие произведения покажут в МАММ. Зрители увидят портрет Синди Шерман, снимающей себя в разных образах, знаменитого ковбоя с фото Ричарда Принса, использующего главного героя рекламы сигарет, чтобы изучить американский идеал маскулинности, и другие работы, охватывающие период с 1977 года по настоящее время, из коллекции Пойу и Аниты Заблудович, одного из самых солидных в Европе собраний современного искусства.

Нисский. Горизонт

Георгий Нисский. «Аэропорт». 1961. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Георгий Нисский. «Аэропорт». 1961.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Институт русского реалистического искусства
14 сентября 2018 – 27 января 2019

Ретроспектива Георгия Нисского в ИРРИ претендует на звание крупнейшей экспозиции, посвященной художнику: картины привезут из 23 музеев России. Выставка покажет не только весь творческий путь художника, но и работы авторов, произведения которых стали ориентирами для Нисского: Александра Дейнеки, Петра Кончаловского, Альбера Марке и Аркадия Рылова. Будут здесь и ученики «дяди Жоры» — так называла Георгия Нисского молодежь.

Михаил Ларионов

Михаил Ларионов. «Зима. Времена года». 1912. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Ларионов. «Зима. Времена года». 1912.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Новая Третьяковка
19 сентября 2018 – 20 января 2019

Большая выставка Михаила Ларионова станет первой ретроспективой художника. В залах Государственной Третьяковской галереи представят около 600 экспонатов из 16 российских и зарубежных собраний. Формат выставки будет не совсем привычным для Третьяковки: в фокусе внимания окажется не только творчество блестящего живописца, изысканного графика, оригинального художника театра, человека, стоявшего у истоков футуристической книги, но и собранная им коллекция, потому что описание «страстный коллекционер» — это тоже о Михаиле Ларионове.

Шепард Фейри. Форс-мажор

Шепард Фейри. «Идеальная сила». 2018. Фото: MMOMA
Шепард Фейри. «Идеальная сила». 2018.
Фото: MMOMA

Московский музей современного искусства (Гоголевский, 10)
19 сентября – 4 ноября

Выставка Шепарда Фейри, автора плаката Hope, ставшего символом предвыборной кампании Барака Обамы, и значимого для скейтерской культуры образа Obey, разошедшегося на трафареты и стикеры, будет специальным проектом III Биеннале искусства уличной волны «Артмоссфера». В ММОМА представят 25 лет творчества Фейри: живопись, графику, принты, трафареты, стикеры, коллажи, фотографии, скульптуры, иллюстрации и другие работы автора на дереве и железе. Несколько новых вещей художник создаст специально для Москвы, а еще Шепард Фейри планирует расписать один из столичных фасадов.

Исаак Левитан и авторский кинематограф

Исаак Левитан. «Ненюфары». Фото: Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина
Исаак Левитан. «Ненюфары».
Фото: Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина

Еврейский музей и центр толерантности
4 октября 2018 – 20 января 2019

Совместный проект Еврейского музея и центра толерантности и Музея кино предлагает не только посмотреть на творчество Исаака Левитана с точки зрения его важности для пейзажной живописи, но и оценить влияние на отечественный кинематограф. Его «пейзажами настроения» вдохновлялись многие советские и российские операторы и режиссеры, а подтвердят это кадры из отечественных кинолент, среди которых фильмы Сергея Эйзенштейна, культовое «Зеркало» Андрея Тарковского, а также вышедшие не так давно «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Географ глобус пропил» Александра Велединского и другие кинокартины. Кадры дополнят более чем три десятка пейзажей Исаака Левитана из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Плёсского историко-художественного заповедника и других музеев России, а также из Музея Израиля в Иерусалиме.

Пабло Пикассо. Ольга Хохлова

Пабло Пикассо. «Портрет Ольги Хохловой». 1923. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пабло Пикассо. «Портрет Ольги Хохловой». 1923.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
20 ноября 2018 – 4 февраля 2019

Личность Ольги Хохловой, первой и единственной официальной жены Пабло Пикассо, станет темой выставки в Пушкинском музее. Художник познакомился с Хохловой весной 1917 года в Риме, когда по приглашению Жана Кокто взялся работать над декорациями и костюмами к балету «Парад» на музыку Эрика Сати для знаменитых «Русских сезонов». Хохлова, уроженка города Нежина, дочь полковника русской императорской армии, танцевала в труппе Сергея Дягилева. Уже через год она и Пикассо обвенчались в русской церкви Александра Невского в Париже. На последующее десятилетие жена стала главной моделью художника. На выставке можно будет проследить развитие их непростых отношений, отразившееся в работах мастера: от наполненных теплом портретов (сначала изображение балерины просто как возлюбленной, затем как матери их сына Пауло) до трагичных сюрреалистических картин. В музее отмечают, что история Ольги Хохловой тесно связана с ГМИИ: в 1920-е годы балерина присылала своим родственникам в Россию множество фотографий, и теперь эта уникальная коллекция хранится в его фондах.

Пьеро делла Франческа

Пьеро делла Франческа. «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца». 1465–1472. Фото: Galleria degli Uffizi
Пьеро делла Франческа. «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца». 1465–1472.
Фото: Galleria degli Uffizi

Государственный Эрмитаж
7 декабря 2018 – 11 марта 2019

Выставку мастера Раннего Возрождения Пьеро делла Франческа в Эрмитаже называют крупнейшим проектом 2018 года, который пройдет в рамках сотрудничества музея с итальянской коммуной Реджо-Эмилия и фондом «Палаццо Маньяни». Последний пришлет в Петербург рукопись одного из важнейших трактатов Пьеро делла Франческа «О перспективе в живописи» с пометками и рисунками автора. Манускрипт был написан в последние годы жизни художника, когда из-за серьезной потери зрения он вынужден был оставить живопись и погрузился в изучение математики. Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески, более известный как Пьеро делла Франческа, родился в Тоскане в 1420 году, умер там же в 1492-м, однако успел поработать в Ареццо, Лорето, Перудже, Риме, Римини, Урбино, Ферраре и Флоренции. Стиль Пьеро делла Франческа отразился в работах Джованни Санти, отца Рафаэля, а также многих умбрийских мастеров и даже в ранних произведениях самого Рафаэля. На протяжении всей своей жизни Пьеро делла Франческа в основном занимался фресками, но сохранилось и несколько десятков его картин, которые находятся в разных музеях мира.

Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера

Фрида Кало. «Портрет доньи Роситы Морийо». 1944. Мазонит, масло. Фото: Музей Долорес Ольмедо
Фрида Кало. «Портрет доньи Роситы Морийо». 1944. Мазонит, масло.
Фото: Музей Долорес Ольмедо

Центральный выставочный зал «Манеж»
Декабрь 2018 — февраль 2019

Если знаменитую амазонку мексиканского авангарда Фриду Кало уже можно было увидеть в России два года назад в Музее Фаберже, отстояв приличную очередь, то творчество ее мужа Диего Риверы отечественная публика знает слабо. В этом есть определенная ирония: до 1990-х годов художницу по всему миру знали в основном в качестве супруги знаменитого муралиста. С их работами зрителей познакомит выставка в московском Манеже, организованная культурно-историческим фондом Виктора Вексельберга «Связь времен» и петербургским Музеем Фаберже. Около 100 произведений Фриды Кало и Диего Риверы привезут в основном из Музея Долорес Ольмедо в Мехико, где хранится большая часть живописных работ художницы и приличное число произведений ее мужа. Сопровождать творчество супругов будут фотографии Люсьена Блоха, Мануэля Альвареса Браво, Имоджен Каннингем, Николаса Мюррея, в разное время снимавших бурную жизнь художников и их друзей, среди которых были Андре Бретон, Лев Троцкий и Сергей Эйзенштейн.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+