18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов

№67
Материал из газеты

В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным

Похоже, спрятанные от глаз публики цокольные галереи Британского музея так и останутся закрытыми — согласно новому генеральному плану экспонирования коллекций. Какие же сокровища там таятся? Среди древностей здесь находится, например, «Сцена пира» (645–635 до н. э.), одиночный ассирийский барельеф, лучший в мире по сохранности из памятников, подобных уничтоженным в Ираке запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство».

Восемь подземных залов были тихо закрыты для посетителей более десяти лет назад, и в итоге все о них забыли. Пресс-секретарь музея сообщил, что «в настоящее время открытия цокольных галерей в планах нет». Здесь хранятся две коллекции: ассирийские древности и античная скульптура. Построенные в 1859 году, галереи были первоначально двухъярусными. В 1960-х их уменьшили вдвое, чтобы создать новый этаж на основном уровне. В 2006 году подвал полностью закрыли, в основном из-за проблем с доступом (при отсутствии лифта вход для инвалидов был затруднен). Администрация была также обес­покоена сложностью эвакуации посетителей в чрезвычайных ситуациях. К тому же здесь требовались дополнительные охранники, и таким образом решили еще и сэкономить бюджет. 

В двух подвальных галереях находятся ассирийские рельефы из Ниневии, датируемые VII веком до н. э. Они рассказывают историю войн царя Ашшурбанапала с государством Элам. Некоторые скульптуры по-прежнему прикреплены к стенам, другие хранятся на деревянных подставках на полу. Самая примечательная из них — упомянутая «Сцена пира», барельеф, который недавно был оценен в £100 млн, что делает его одним из самых ценных предметов в собрании Британского музея. В Лондоне он не появлялся на публике с 2006 года, в 2014–2015 годах пребывал на гастролях в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. В подземных ассирийских галереях демонстрировались и другие интересные артефакты, в том числе бронзовая ванна-гроб VIII века до н. э. из Ура. Она также остается за закрытыми дверями. 

Многие ассирийские рельефы временно покинут свое подземелье, чтобы принять участие в крупной выставке под названием «Я Ашшурбанапал» (с 8 ноября 2018 года по 24 февраля 2019 года). Другие экспонаты время от времени ездят вместе с передвижными выставками. Впрочем, большинство важных ассирийских рельефов вошли в постоянную экспозицию на основном этаже.

Шесть цокольных залов посвящены Греции и Риму: архитектура, эпиграфика, древние находки из Эфеса, скульптура и портреты. Крупные греческие и римские скульптуры остаются в подвале, но на них можно взглянуть по предварительной записи. Некоторые экспонаты перенесли в иные залы. Другие вошли в путешествующую выставку «Рим. Город и империя», которая недавно открылась в Национальном музее Австралии в Канберре. 

Директор Британского музея Хартвиг Фишер вместе с попечителями сейчас разрабатывает генеральный проект переустройства большей части экспозиции; процесс этот длительный, и растянется он, возможно, на десятилетия. Скорее всего, это будет самый радикальный пересмотр экспозиции более чем за полтора века существования Британского музея. Пока планы еще на стадии обсуждения, но подземные галереи для публики открывать не собираются. Вероятно, они так и будут использоваться в качестве хранилища и реставрационных мастерских. Не исключено, впрочем, что отдельные ассирийские барельефы музей перенесет из подвала на основной этаж. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+