18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Цифровые технологии помогли Британскому музею сделать доступной статую II тысячелетия до н.э.

№55
Материал из газеты

Британский музей создает копии ценнейшего экспоната из своей коллекции — статуи сына правителя Халеба Идрими, жившего в XV веке до н.э. Цифровую копию может увидеть любой интернет-пользователь, а для передвижных выставок создается точная реплика изваяния в натуральную величину

Рассмотреть во всех подробностях 3,5-тысячелетнюю статую беженца из Халеба (Алеппо), в течение 80 лет не покидавшую Британский музей, теперь может любой интернет-пользователь. С помощью новейших технологий фотограмметрии и трехмерного сканирования музей создал точные трехмерные изображения Идрими — жившего в XV веке до н.э. сына правителя Халеба (на территории современной Сирии), вынужденного бежать во время войны из родного города и впоследствии захватившего власть в Алалахе (на юге современной Турции). Трехмерные изображения и цифровой макет фигуры доступны на онлайн-платформе Sketchfab.

Обнаруженная при раскопках Алалаха в 1939 году британским археологом Леонардом Вулли, статуя Идрими считается одной из жемчужин музейной коллекции. Значительная часть ее поверхности покрыта автобиографией правителя древнего аморейского (западносемитского) царства Ямхад длиной в 104 строки. Она повествует о его скитаниях и позднейших военных победах. Ученые считают этот текст важнейшей клинописной находкой. «Политические автобиографии исторических личностей не встречались на Ближнем Востоке, в тот период уж точно, — говорит Джеймс Фрезер, куратор выставочных проектов из отдела Ближнего Востока.

Состояние скульптуры не позволяет выдавать ее другим музеям или выставлять без спецзащиты. Изваяние из магнезита, мягкого и хрупкого камня, хранится под стеклом. «В пыли содержится влага, при взаимодействии с которой слоистый камень разрушается», — объясняет Фрезер. Но стекло мешает изучению текста. До последнего времени историки полагались на старые фотографии и прорисовки. «Цифровой макет совершит революцию в исследовании этого памятника, — считает куратор. — Ученые смогут читать текст так, будто держат статую в руках и водят пальцем по строкам». Кроме того, цифровая копия — прекрасный ориентир для реставраторов, точно отражающий состояние скульптуры на 2017 год.

Помогавшая музею организация Factum Foundation, специализирующаяся на регистрации данных и создании точных реплик исторических памятников, использовала два метода: ближнюю фотограмметрию, представляющую собой создание многочисленных снимков под разными углами, и сканирование, позволяющее получить трехмерные данные при помощи проецирования паттернов на поверхность предмета. Factum Foundation работает над созданием копии Идрими в натуральную величину, которую покажут на передвижной выставке, посвященной Сирии. Подготовленная британской благотворительной организацией Making Light, выставка откроется в Лондоне, а затем отправится в путешествие по стране: Ковентри, Манчестер, Кардифф, Глазго.

«Мощная фигура Идрими — пример жизнестойкости человечества и культуры, а также символ тех, кому, в прошлом или в настоящем, пришлось бежать из дома на чужбину», — говорит основатель организации Джессика Покок. Реплика Идрими не войдет в коллекцию Британского музея, Factum Foundation подарит ее Making Light.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+