18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Модель спасения Пальмиры

Завершается работа по созданию 3D-модели Пальмиры, которая позволит в мирное время восстановить утраченные за годы войны элементы объекта всемирного наследия ЮНЕСКО

За эту работу ее инициатор и руководитель проекта, заместитель директора Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) Наталья Соловьева получила национальную премию Русского географического общества «Хрустальный компас» в номинации «За проявление гражданской позиции авторов».

Проект называется «Геоинформационная система (ГИС) „Пальмира во времени и пространстве“», 3D-модель только часть проекта. В нем впервые в электронной форме будут систематизированы и описаны известные памятники древней Пальмиры, история археологического исследования памятника, точно зафиксированы все его участки и элементы, пострадавшие от рук террористов и в ходе гражданской войны. В систему также войдут детальный рассказ об истории реставрации Пальмиры и виртуальная экскурсия.

Как рассказала корреспонденту TANR Наталья Соловьева, ИИМК РАН совместно с Государственным Эрмитажем и фирмой «Геоскан», которая предоставила беспилотные летательные аппараты «Грифон-12», оснащенные самыми современными камерами, позволяющими делать сверхточную съемку, организовал экспедицию на территорию Пальмиры после ее первого освобождения. Группа военных топографов и археологов института провела съемки на площади 20 тыс. кв. м, сделав десятки тысяч снимков. Камеры, установленные на беспилотниках, одновременно фотографировали и давали точную привязку на местности. А высокоточное 3D-сканирование (плотное облако точек составляет 235 млн единиц) позволяет создателям модели утверждать, что в истории применения дистанционного зондирования при исследовании античных памятников Ближнего Востока такая высокая детализация была получена впервые.

«Свою 3D-модель мы создавали специально для реставраторов, — объяснила Наталья Соловьева. — Точность нашей съемки позволит реставраторам сохранить, а при желании и восстановить все необходимые детали. Но все эти вопросы будут решать власти Сирии совместно с ЮНЕСКО».

На сегодняшний день документально доказано, что больше всего в Пальмире пострадали храмы Бэла и Баальшамина, Триумфальная арка, колонна Зенобии, некрополи и Погребальные башни, лагерь Диоклетиана, крепость Файр-ад-Дина и Археологический музей Тадмора. Остальные архитектурные объекты остались нетронутыми либо пострадали незначительно.

Участниками экспедиции ИИМК РАН все они были просканированы с помощью беспилотников. Кроме того, три участка — Долина башенных гробниц, Юго-западный и Юго-восточный некрополи — были сняты с высоты 200 м. А центральная часть города площадью около 2 кв. км —дополнительно сфотографирована с высоты 120 м. Сейчас археологи и специалисты компании «Геоскан» продолжают работу над созданием детальных трехмерных моделей разрушенных сооружений. Это позволит виртуально разбирать рухнувшие участки построек на отдельные строительные блоки, предельно точно оценивать причиненный ущерб и удаленно планировать реставрационные работы на пострадавших памятниках.

«Говорят, что задолго до начала войны в Сирии французы делали подобную съемку и замеры, но широкой научной общественности эта работа неизвестна, — сообщила Наталья Соловьева. — Мы уверены, что на сегодняшний день Россия является единственным обладателем самой актуальной фиксации современного состояния всемирно известного памятника. Мы можем передать ее в дар Сирии, а если к нашей работе проявит интерес ЮНЕСКО, мы готовы поделиться и с ними. Примем ли мы в дальнейшем участие в восстановлении Пальмиры? Да, у нас есть большой потенциал, но решать, какие специалисты от РФ примут участие в работе по восстановлению, будет Межведомственная рабочая группа по Пальмире. На сегодняшний день только она имеет официальные полномочия».

По словам Натальи Соловьевой, полностью геоинформационная система «Пальмира во времени и пространстве» будет завершена к концу этого года. Сейчас над ее финальной частью трудятся специалисты ИИМК РАН, Эрмитажа и Санкт-Петербургского госуниверситета.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+