Модель спасения Пальмиры

Завершается работа по созданию 3D-модели Пальмиры, которая позволит в мирное время восстановить утраченные за годы войны элементы объекта всемирного наследия ЮНЕСКО

Все фото предоставлены ИИМК РАН
Все
Фото: предоставлены ИИМК РАН

За эту работу ее инициатор и руководитель проекта, заместитель директора Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) Наталья Соловьева получила национальную премию Русского географического общества «Хрустальный компас» в номинации «За проявление гражданской позиции авторов».

Проект называется «Геоинформационная система (ГИС) „Пальмира во времени и пространстве“», 3D-модель только часть проекта. В нем впервые в электронной форме будут систематизированы и описаны известные памятники древней Пальмиры, история археологического исследования памятника, точно зафиксированы все его участки и элементы, пострадавшие от рук террористов и в ходе гражданской войны. В систему также войдут детальный рассказ об истории реставрации Пальмиры и виртуальная экскурсия.

Как рассказала корреспонденту TANR Наталья Соловьева, ИИМК РАН совместно с Государственным Эрмитажем и фирмой «Геоскан», которая предоставила беспилотные летательные аппараты «Грифон-12», оснащенные самыми современными камерами, позволяющими делать сверхточную съемку, организовал экспедицию на территорию Пальмиры после ее первого освобождения. Группа военных топографов и археологов института провела съемки на площади 20 тыс. кв. м, сделав десятки тысяч снимков. Камеры, установленные на беспилотниках, одновременно фотографировали и давали точную привязку на местности. А высокоточное 3D-сканирование (плотное облако точек составляет 235 млн единиц) позволяет создателям модели утверждать, что в истории применения дистанционного зондирования при исследовании античных памятников Ближнего Востока такая высокая детализация была получена впервые.

«Свою 3D-модель мы создавали специально для реставраторов, — объяснила Наталья Соловьева. — Точность нашей съемки позволит реставраторам сохранить, а при желании и восстановить все необходимые детали. Но все эти вопросы будут решать власти Сирии совместно с ЮНЕСКО».

На сегодняшний день документально доказано, что больше всего в Пальмире пострадали храмы Бэла и Баальшамина, Триумфальная арка, колонна Зенобии, некрополи и Погребальные башни, лагерь Диоклетиана, крепость Файр-ад-Дина и Археологический музей Тадмора. Остальные архитектурные объекты остались нетронутыми либо пострадали незначительно.

Участниками экспедиции ИИМК РАН все они были просканированы с помощью беспилотников. Кроме того, три участка — Долина башенных гробниц, Юго-западный и Юго-восточный некрополи — были сняты с высоты 200 м. А центральная часть города площадью около 2 кв. км —дополнительно сфотографирована с высоты 120 м. Сейчас археологи и специалисты компании «Геоскан» продолжают работу над созданием детальных трехмерных моделей разрушенных сооружений. Это позволит виртуально разбирать рухнувшие участки построек на отдельные строительные блоки, предельно точно оценивать причиненный ущерб и удаленно планировать реставрационные работы на пострадавших памятниках.

«Говорят, что задолго до начала войны в Сирии французы делали подобную съемку и замеры, но широкой научной общественности эта работа неизвестна, — сообщила Наталья Соловьева. — Мы уверены, что на сегодняшний день Россия является единственным обладателем самой актуальной фиксации современного состояния всемирно известного памятника. Мы можем передать ее в дар Сирии, а если к нашей работе проявит интерес ЮНЕСКО, мы готовы поделиться и с ними. Примем ли мы в дальнейшем участие в восстановлении Пальмиры? Да, у нас есть большой потенциал, но решать, какие специалисты от РФ примут участие в работе по восстановлению, будет Межведомственная рабочая группа по Пальмире. На сегодняшний день только она имеет официальные полномочия».

По словам Натальи Соловьевой, полностью геоинформационная система «Пальмира во времени и пространстве» будет завершена к концу этого года. Сейчас над ее финальной частью трудятся специалисты ИИМК РАН, Эрмитажа и Санкт-Петербургского госуниверситета.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+