Модель спасения Пальмиры

Завершается работа по созданию 3D-модели Пальмиры, которая позволит в мирное время восстановить утраченные за годы войны элементы объекта всемирного наследия ЮНЕСКО

Все фото предоставлены ИИМК РАН
Все фото предоставлены ИИМК РАН

За эту работу ее инициатор и руководитель проекта, заместитель директора Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) Наталья Соловьева получила национальную премию Русского географического общества «Хрустальный компас» в номинации «За проявление гражданской позиции авторов».

Проект называется «Геоинформационная система (ГИС) „Пальмира во времени и пространстве“», 3D-модель только часть проекта. В нем впервые в электронной форме будут систематизированы и описаны известные памятники древней Пальмиры, история археологического исследования памятника, точно зафиксированы все его участки и элементы, пострадавшие от рук террористов и в ходе гражданской войны. В систему также войдут детальный рассказ об истории реставрации Пальмиры и виртуальная экскурсия.

Как рассказала корреспонденту TANR Наталья Соловьева, ИИМК РАН совместно с Государственным Эрмитажем и фирмой «Геоскан», которая предоставила беспилотные летательные аппараты «Грифон-12», оснащенные самыми современными камерами, позволяющими делать сверхточную съемку, организовал экспедицию на территорию Пальмиры после ее первого освобождения. Группа военных топографов и археологов института провела съемки на площади 20 тыс. кв. м, сделав десятки тысяч снимков. Камеры, установленные на беспилотниках, одновременно фотографировали и давали точную привязку на местности. А высокоточное 3D-сканирование (плотное облако точек составляет 235 млн единиц) позволяет создателям модели утверждать, что в истории применения дистанционного зондирования при исследовании античных памятников Ближнего Востока такая высокая детализация была получена впервые.

«Свою 3D-модель мы создавали специально для реставраторов, — объяснила Наталья Соловьева. — Точность нашей съемки позволит реставраторам сохранить, а при желании и восстановить все необходимые детали. Но все эти вопросы будут решать власти Сирии совместно с ЮНЕСКО».

На сегодняшний день документально доказано, что больше всего в Пальмире пострадали храмы Бэла и Баальшамина, Триумфальная арка, колонна Зенобии, некрополи и Погребальные башни, лагерь Диоклетиана, крепость Файр-ад-Дина и Археологический музей Тадмора. Остальные архитектурные объекты остались нетронутыми либо пострадали незначительно.

Участниками экспедиции ИИМК РАН все они были просканированы с помощью беспилотников. Кроме того, три участка — Долина башенных гробниц, Юго-западный и Юго-восточный некрополи — были сняты с высоты 200 м. А центральная часть города площадью около 2 кв. км —дополнительно сфотографирована с высоты 120 м. Сейчас археологи и специалисты компании «Геоскан» продолжают работу над созданием детальных трехмерных моделей разрушенных сооружений. Это позволит виртуально разбирать рухнувшие участки построек на отдельные строительные блоки, предельно точно оценивать причиненный ущерб и удаленно планировать реставрационные работы на пострадавших памятниках.

«Говорят, что задолго до начала войны в Сирии французы делали подобную съемку и замеры, но широкой научной общественности эта работа неизвестна, — сообщила Наталья Соловьева. — Мы уверены, что на сегодняшний день Россия является единственным обладателем самой актуальной фиксации современного состояния всемирно известного памятника. Мы можем передать ее в дар Сирии, а если к нашей работе проявит интерес ЮНЕСКО, мы готовы поделиться и с ними. Примем ли мы в дальнейшем участие в восстановлении Пальмиры? Да, у нас есть большой потенциал, но решать, какие специалисты от РФ примут участие в работе по восстановлению, будет Межведомственная рабочая группа по Пальмире. На сегодняшний день только она имеет официальные полномочия».

По словам Натальи Соловьевой, полностью геоинформационная система «Пальмира во времени и пространстве» будет завершена к концу этого года. Сейчас над ее финальной частью трудятся специалисты ИИМК РАН, Эрмитажа и Санкт-Петербургского госуниверситета.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+