18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самые популярные в мире выставки и музеи

№63
Материал из газеты

Громкие имена и юбилейные торжества, увеличение площадей и инсталляции-аттракционы – все это стало залогом успеха крупнейших музеев мира и самых популярных выставок в 2017 году

Отметивший четырехлетие Музей Фонда Louis Vuitton в Париже в прошлом году совершил огромный рывок, приняв более 1,2 млн человек, которые пришли посмотреть на работы французских импрессионистов и модернистов, собранные российским промышленником Сергеем Щукиным между 1898 и 1914 годом. 

Древние скульптуры в Токио против модернистов в Париже

На выставку «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» российские музеи, прежде всего Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, предоставили первоклассную подборку произведений Поля Гогена, Анри Матисса, Клода Моне, Пабло Пикассо, не говоря уже о других мастерах европейского модернизма, а также шедевров русского авангарда из Государственной Третьяковской галереи. Таким образом, выставка в парижском частном музее, основанном французским миллиардером Бернаром Арно, поставила мировой рекорд посещаемости.

Хотя выставка коллекции Щукина превзошла все прочие по общему числу зрителей, мы все-таки оцениваем и сравниваем выставки по среднему количеству посетителей в день, а не по абсолютному результату (см. методологию подсчета). Именно поэтому, невзирая на то что в Фонд Louis Vuitton приходило 8926 человек в день (далее — ч/д), выставка в Париже занимает второе место после экспозиции 22 буддийских скульптур японского художника Ункэя (1150–1223) в Токийском национальном музее. В день эта ретроспектива собирала около 11,3 тыс. человек.

Бразилия, Великобритания и Тайвань традиционно доминируют в списке 20 самых популярных выставок мира, но в 2017 году в него также вошли Австралия, Испания и Франция. Многие выставки в Музее императорского дворца в Тайбэе в этом году переместились в категорию «Общий билет» (выставки, на которые не продается отдельный билет или где в стоимость билета включено посещение постоянной экспозиции). Французские музеи, не вошедшие в топ-20 в 2016 году, сейчас заняли четыре места. А вот бесплатная передвижная выставка, посвященная 100-летию голландской группы De Stijl («Мондриан и De Stijl», 6700 ч/д), в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро — единственная из Бразилии в топ-20. В 2016 году их было шесть.

Юбилей или обновление — хороший повод сходить в музей

Юбилеи всегда помогают увеличить число посетителей, и прошлый год не стал исключением. Программы, посвященные 20-летию Музея Гуггенхайма в Бильбао, обеспечили появление Испании в нашем рейтинге. Ретроспектива видеохудожника Билла Виолы, работы, созданные Георгом Базелицем примерно в 20-летнем возрасте, а также фильм американского режиссера экспериментального кино Кена Джейкобса, включающий в себя съемки XIX века, сделанные братьями Люмьер, — каждое из этих событий привлекло более 6100 ч/д. Празднование также способствовало увеличению общей посещаемости Музея Гуггенхайма более чем на 150 тыс. человек — до 1,3 млн, это второй по величине результат в его истории. Другой юбилей вознес к вершине рейтинга мадридский Центр искусств королевы Софии: 5200 ч/д увидели «Гернику» Пикассо в честь 80-летия с момента ее создания.

Среди музеев, выигравших от юбилейных торжеств, — Музей Фонда Бейелера в Базеле, отпраздновавший 20-летие выставкой Моне (2300 ч/д), ставшей второй по популярности в его истории, а также Музей современного искусства в Чикаго, где 50-летие отметили приростом аудитории на 125 тыс. В Австралии выставка «Сахарная спираль» (4700 ч/д) в Художественной галерее Квинсленда в Брисбене легко попала в топ-20. Групповая выставка современных художников, на которой посетители музея, благодаря инсталляции-аттракциону Left/Right Slide Карстена Хеллера, получили возможность скользить между этажами, вошла в число событий, устроенных музеем в честь своей десятой годовщины. В 2017 году у него было рекордное количество посетителей — 1,4 млн, что на 760 тыс. человек больше, чем в 2016-м. Еще один большой скачок по количеству посетителей в Австралии и Новой Зеландии случился в Национальной галерее Виктории в Мельбурне, куда в 2017 году пришло на 540 тыс. человек больше благодаря рекордному интересу к выставкам Винсента ван Гога (6100 ч/д) и дома моды Dior (3800 ч/д).

Уже не первый год толпы сходят с ума от Яёи Кусамы (передвижная выставка японской художницы заняла вершину нашего рейтинга в 2014 году), поэтому, решив выставить 270 ее работ на свое десятилетие, Национальный художественный центр в Токио попал в яблочко. Эта экспозиция (6700 ч/д) — пятая по популярности в нашем рейтинге и самая популярная выставка ныне живущего художника. Кусама также способствовала почти удвоению посещаемости Музея Хиршхорна в Вашингтоне с 659 тыс. до 1,1 млн. Но в этом музее ее обогнало интерактивное шоу Йоко Оно (3000 ч/д), где зрители могли добавить свои пожелания к «Дереву желаний» художницы.

Еще один музей из Вашингтона, Национальная художественная галерея, в прошлом году добился роста посещаемости на 1 млн человек — этому успеху он обязан открытию осенью 2016 года расширенного Восточного здания с коллекцией из 750 произведений современного искусства. Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) также получил прирост публики от расширения, стоившего $305 млн: 1,1 млн человек пришли увидеть новое крыло музея, возведенное по проекту шведского бюро Snøhetta.

Золотой трон Америки

Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке снискал неожиданный успех благодаря золотому унитазу Маурицио Каттелана, установленному в туалете. Вокруг исправно функционирующего унитаза возник шум, когда главный куратор музея Нэнси Спектор предложила его Белому дому вместо запрошенной администрацией Дональда Трампа картины ван Гога. Золотая сантехника попала в нашу категорию «Общий билет», так как трудно определить, кто из 3 тыс. посетителей музея в день пришел просто посмотреть на творение Каттелана, а кто воспользовался им по прямому назначению. Лидером же в Нью-Йорке остается Музей современного искусства (MоMA): ретроспектива Роберта Раушенберга (5500 ч/д) была самой популярной выставкой в городе, и интересно, что в Нью-Йорке на Раушенберга пришло почти в четыре раза больше посетителей, чем на ту же выставку в Лондоне (1500 ч/д).

Фанерой по Pink Floyd

Для лондонского Музея Виктории и Альберта (V&A) 2017 год стал самым успешным в его истории — чуть менее 3,8 млн посетителей благодаря эклектичной программе, включавшей выставку о нижнем белье, неизвестную историю фанеры и психоделическое исследование британской музыкальной группы Pink Floyd. Удивительно, но посмотреть на фанеру пришло больше людей (2324 ч/д), чем на Pink Floyd (2258 ч/д). Вероятно, потому, что первая была бесплатной, а билеты на последних были одними из самых дорогих в Лондоне.

В целом это был неоднозначный год для музеев Лондона. Меньше блокбастеров и туристов, а значит, меньше публики. Посещаемость Национальной портретной галереи и Британского музея снизилась на 677 тыс. и 514 тыс. человек соответственно. Но самый тяжелый удар получила Национальная галерея: число ее посетителей сократилось более чем на 1 млн, — и это несмотря на  выставку «После Караваджо» (2100 ч/д) о влиянии итальянского гения на современников, которая стала самой популярной в музее и шестой среди наиболее успешных платных выставок в Лондоне.

Количество посетителей Тейт Модерн в 2017 году сократилось на 183 тыс. Тем временем расположенная на другом берегу Темзы Тейт Бритен побила свой собственный рекорд, приняв почти 1,8 млн человек. Увеличению количества публики на целых 60% помогла ретроспектива британской звезды Дэвида Хокни (4300 ч/д), которая стала самой популярной выставкой ныне живущего художника во всех подразделениях Галереи Тейт (прежний рекорд принадлежал Дэмиену Херсту в Тейт Модерн в 2012 году — 2900 ч/д). Но, несмотря на успех Хокни на родине, еще больше людей стояло в очереди, чтобы увидеть его выставку, в Париже (5800 ч/д), что сделало Центр Помпиду вторым по популярности во французской столице в прошлом году.

Новый герой из Китая

В рейтинге самых посещаемых музеев произошла заметная рокировка и появился новый герой. Национальный музей Китая, бегемот на площади Тяньаньмэнь, который может похвастать коллекцией, насчитывающей более 1 млн произведений искусства, впервые появляется в нашем рейтинге сразу на втором месте (8,06 млн посетителей в год) и совсем немного не дотягивает до первого, давно занятого Лувром, который все еще приходит в себя от падения посещаемости в 2016 году после терактов в Париже (с 8,6 млн в 2015-м до 7,4 млн в 2016-м). В прошлом году в Лувр пришло 8,1 млн человек, и он пока остается самым популярным музеем мира.

Методология

• Среднее количество посетителей в день (ч/д) рассчитывается автоматически базой данных. Вычисляется количество дней, в течение которых выставка была открыта, с учетом непредвиденных закрытий, а затем общая цифра посещения делится на количество дней.

• Все использованные данные предоставлены музеями и галереями.

• Некоторые музеи предлагают несколько выставок по одному билету — они показаны как одно посещение.

• Выставки, которые были бесплатными для посещения, будь то весь музей или отдельная экспозиция, отмечены звездочкой (*).

Самые посещаемые художественные музеи мира. Топ-50

* Без учета посещаемости филиала Метрополитен-Бройер (398 922 человек), но с учетом посещаемости Клойстерс.

** Звездочкой отмечены институции, располагающиеся в нескольких зданиях. В этом году мы разделили разные площадки, чтобы получить более точные данные посещаемости каждой из них. Дополнительные площадки и общие показатели посещаемости таковы: Национальная галерея Виктории (Австралийская национальная галерея Виктории — 613 801; общая посещаемость — 3 136 497); Национальные галереи Шотландии (Национальная галерея современного искусства Шотландии — 605 766; Национальная портретная галерея Шотландии — 358 199; общая посещаемость — 2 564 726); Центр Гетти (Вилла Гетти — 379 214; общая посещаемость — 1 831 015); Художественная галерея современного искусства Квинсленда (Художественная галерея Квинсленда — 751 406; общая посещаемость — 2 177 232).

50 самых посещаемых художественных выставок мира

* Звездочкой отмечен бесплатный вход на выставку и в музей.

Самые посещаемые бесплатные выставки и посещение в формате «Общий билет». Топ-15

В этом году категорию «Общий билет» возглавляет «Ночь искусств» — бесплатный фестиваль, проходивший в течение одной ночи на различных площадках Лондона и включавший в себя более 50 мероприятий: инсталляции, перформансы, кинопоказы. Одной из самых популярных была работа живущей в Лондоне художницы из Германии Мелани Маншо под названием «Танцы» («Вся ночь, Лондон»). Художница сделала ее совместно с десятью разными школами танцев, которые прошли по улицам города в ритме танго или кубинской руэды, а затем собрались на площади в районе Бродгейт, где предлагали всем желающим присоединяться к танцам до утра. В категорию «Общий билет» (или Big Ticket) входят мероприятия, которые нельзя отнести к обычным музейным выставкам. В их числе выставки, билет на которые дает доступ и к иным достопримечательностям, как, например, в случае Версальского дворца; выставки, расположенные на территории других культурных объектов, как в случае пекинского Музея дворца в Запретном городе; выставки в лобби музеев вроде Турбинного зала и «Нефтехранилищ» в Тейт Модерн; выставки, проходящие на нескольких площадках одновременно, в том числе биеннале и фестивали. Несмотря на то что в 2017 году проходила очередная Венецианская биеннале, она с показателем в 3709 посетителей в день не попала в топ-10. Стоит, однако, отметить, что, в отличие от других биеннале, в том числе в корейском Пусане, а также таких фестивалей, как ArtPrize и Scape, вход на Венецианскую биеннале платный.

* Звездочкой отмечен бесплатный вход на выставку и в музей.

Рейтинг подготовили Сара Витале, Дафне Бердини, Анна Мусини

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+