18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестивалям — нет?

№66
Материал из газеты

Директор «Гаража» Антон Белов размышляет о законодательной угрозе кинофестивалям в своей колонке для The Art Newspaper Russia

Москву можно назвать городом фестивалей. К Московскому международному кинофестивалю, Международному конкурсу имени П.И.Чайковского, ярмаркам меда и «Пикнику „Афиши“» добавилось колоссальное количество событий. Региональная фестивальная жизнь не столь интенсивна, но каждое регулярное крупное событие — от рейва Alfa Future People в Нижегородской области до всеми любимого «Архстояния» в Калужской — поднимает уровень культуры в регионе и степень удовлетворенности от проживания в нем.

Особую гордость городов составляют кинофестивали (которые по своей программе нередко не уступают ММКФ), такие как «Меридианы Тихого» во Владивостоке, «Дух огня» в Ханты-Мансийске или «Зеркало» в Иванове. Количество же небольших, но значимых для своей аудитории кинофестивалей — ретроспектив и показов национального кино, организованных посольствами и культурными центрами, в Москве уже невозможно подсчитать.

И после триумфа чемпионата мира (тоже, кстати, фестиваль — спорта) появляются поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», которые выкашивают практически всю кинофестивальную деятельность на корню. С ноября публичный показ любого фильма в России — даже однократный — потребует получения прокатного удостоверения, оформление которого занимает время и стоит денег. Фестивальная деятельность также регламентируется: фестиваль не может длиться больше десяти дней, у него должен быть конкурс, но самое главное — каждое событие должно получить аккредитацию в Министерстве культуры и быть включено в специальный реестр.

На деятельности крупнейших кинопрокатчиков эти поправки, как мне видится, не скажутся: редкое артхаусное, неигровое, экспериментальное кино до российского массового проката просто не доходит. Оно встречается со зрителем как раз таки на многочисленных камерных фестивалях, у которых есть своя преданная публика.

Программы показов в музеях и художественных центрах тоже находятся под угрозой. Непонятно, как в этих условиях будут существовать регулярные киносеансы в Третьяковской галерее (куратор Максим Павлов), в «Гараже» (куратор Евгений Гусятинский), в ГЭС-2 (куратор Кирилл Адибеков); что ждет, например, The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL — тоже неясно.

Крайне удручает, что эти поправки не прошли профессиональную экспертизу. По замечанию продюсера Александра Роднянского, процесс получения прокатного удостоверения может стать «инструментом, позволяющим надзорным органам существенно затруднить прокат того или иного фильма». По сути же это завуалированная цензура (мы все чаще узнаем, что какой-то фильм не смог выйти в прокат), хотя я не исключаю, что авторы поправок и не предполагали такого эффекта.

Я солидарен с коллегами, занимающимися кино, в том, что эти поправки нуждаются в доработке или в полной отмене. Только так удастся спасти целый культурный пласт, который может повлиять на становление и развитие — ни много ни мало — новых Эйзенштейнов, Тарковских и Звягинцевых. Но успеем ли мы спасти те несколько сотен кинофестивалей по всей России, которые осенью станут вне закона, или дождемся их вымирания, чтобы потом, заламывая руки, взывать, что «культура гибнет»? 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+