18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей по запросу

№64
Материал из газеты

Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов не беспокоится за будущее музеев в цифровую эпоху и прогнозирует создание выставок самими зрителями

Каким будет музей будущего? Выживет ли вообще музей как тип институции? А что станет с музеями современного искусства через 100 лет? Не превратятся ли они, пользуясь формулировкой Николая Пунина, в «музеи художественной культуры», в которых дана возможность «ознакомиться с развитием и методами художественного творчества» прошлого? Придет ли какой-нибудь новый «-изм» на смену постмодернизму, альтермодернизму (термин Николя Буррио) и другим живым и не очень феноменам культуры последних 50 лет?

Это лишь приблизительный список вопросов, которые каждый день задает себе любой директор художественного музея, чтобы программировать будущее «храма искусства», находящегося в процессе постоянных, чуть ли не революционных изменений, но тщательно защищающего свои традиции, собрания, репутацию...

Мой прогноз оптимистичен: музеи выживут, потому что возможность знакомства с подлинниками памятников культуры — одно из важнейших достижений Новейшего времени — вшита в нашу идентичность. И даже полный цифровой доступ к музейным коллекциям этого заменить не сможет (замечу, я горжусь коллегами по всему миру, кто предоставляет бесплатный доступ к своим оцифрованным собраниям).

Сколько единиц хранения в главных музеях мира? Миллионы в каждом. И собрания только растут. Но как преодолеть этот замкнутый круг «чем больше — тем лучше, чем лучше — тем богаче» (ситуация, к которой применима формулировка Рема Колхаса more is more, «больше — это больше», искаженное — с учетом наших реалий — кредо Людвига Миса ван дер Роэ)? Музеи патологически одержимы собирательством и охранительством, но часто забывают о своей просветительской функции. И любых образовательных программ, лекций к выставкам, встреч с кураторами и тому подобного вскоре будет недостаточно.
Представим себе недалекое будущее, где решены вопросы хранения, а мир стал полностью транзитным — миграционные потоки беспрепятственно омывают планету. В этом будущем такие институции, как Музей Виктории и Альберта, Метрополитен, Эрмитаж с их энциклопедическими (и циклопическими) коллекциями, становятся проводниками идентичности и персональной истории человека. Посетитель-мигрант (или посетитель-номад) может изучить коллекцию подобной мегаинституции, например, онлайн и собрать свою экспозицию, важную для него лично, — в свою очередь, музей ее воплощает, организуя, по сути, show on demand, выставку по запросу. Еще 100 лет назад о подобном мечтал Николай Пунин (позволю себе еще раз процитировать тезисы его доклада на Всероссийской музейной конференции, опубликованные в газете «Искусство коммуны» в 1919 году): «Художественные музейные коллекции — это архив, который может быть использован каждым желающим. Развески и перевески пусть, не останавливаясь, следуют друг за другом; в идеале музей должен быть весь на шарнирах; должно быть в корне пресечено стремление ко всякого рода неподвижным иконостасам».

Да, это авангардистское устремление десакрализует храм искусства, отодвигая его жрецов-кураторов на второй план. Но в то же время музеи в небольших городах уже начинают приходить к подобной практике (интересующихся отсылаю, например, к Музею ван Аббе в Эйндховене и его серии выставок Play Van Abbe), привлекая к работе местное сообщество и превращая музей в место нового опыта, центр обсуждения насущных проблем и площадку, где происходит обучение принятию других. 
Как однажды сказала во время беседы со мной Ирина Александровна Антонова, «музей начинается с момента, когда с коллекцией знакомится не только тот, кто ее приобрел, собрал или придумал, но и зритель». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+