18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музеи в сетях новой медиареальности

№62
Материал из газеты

Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассуждает о том, как активные музеи должны позиционировать себя в соцсетях

Интернет и социальные сети навсегда изменили коммуникацию — между людьми, между производителями товаров и потребителями и между институциями. К примеру, пресс-службам крупных музеев сегодня нет необходимости лоббировать выход светской хроники в каком-нибудь журнале, достаточно сделать аннотированный альбом в Facebook. Каждый активный музей (и его топ-менеджмент) производит медиа­контент и инфоповоды со скоростью вагон в час — и этого объема достаточно, чтобы получить доступ к сердцам и умам тысяч людей. Но каждый подходит к возможностям, данным Интернетом, по-разному.

В конце прошлого года директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова атаковала своих подписчиков в Instagram серией постов, рекламирующих домен первого уровня .art. На момент написания этой заметки в ее аккаунте осталось только одно видео, в комментариях к которому размещен промокод на скидку на регистрацию домена в зоне .art у одного из провайдеров. На мой взгляд, появление этого домена не более чем устаревшая тенденция на «красивые» имена: сегодня любой браузер может на лету подставить необходимый адрес, а переход по ссылкам из статьи или Facebook избавляет от необходимости пользоваться клавиатурой, и название сайта уже не имеет никакого значения.

Директор Пушкинского музея Марина Лошак, наоборот, стремится к большей приватности. В недавнем интервью она сказала: «Я боюсь, что нас, директоров музеев, слишком много, и стараюсь сохранять уровень своего присутствия в медиа в той дозе, чтобы аудитория понимала, что происходит в музее. Борюсь с пиар-службой, прошу, чтобы меня поменьше использовали во всех событиях… Мы ищем более сложные и опосредованные решения и надеемся, что они станут приносить больше результатов». Такое желание директора повышать «медийность» сотрудников и проектов музея импонирует. Благодаря радикальной позиции Марины Девовны эс­эмэмщики Пушкинского работают на славу. Из последнего — рисунок Матвея Доброва из коллекции музея, опубликованный в Instagram с подписью: «Сегодня День сурка, но сурка у нас нет, поэтому вот упитанный барсук». И сразу же 2 тыс. лайков!

Другая тенденция последних месяцев — увлечение Telegram-каналами. Охват тем (от развлекательных до инсайдерских), глубина анализа, скорость реакции на события и, главное, возможность анонимных публикаций делают эти каналы уверенными конкурентами как печатных и электронных СМИ, так и телевидения. Согласитесь, что частные расследования, слухи и эмоциональные заявления гораздо ближе к настоящей жизни, чем отлакированная реальность, которую предлагают традиционные СМИ, как, например, и TANR. Среди множества существующих каналов я бы отметил общеполитический «Сталингулаг» (@stalin_gulag) и профильные «Музейный сноб» (@museumsnob) и приписываемый мне «Президент совриска» (@prezidentsovriska).

Отдельно хочется отметить промовидео, которыми увлеклись наши музеи. Без ложной скромности я первым упомяну «Гараж», который подготовил к Триеннале российского современного искусства видео с Федором Конюховым. Заметная работа — рекламные ролики Третьяковки, в частности видео к выставке «Некто 1917» с авангардистской коровой. Но самым смелым опять оказался Пушкинский музей, который разрешил изданию «РБК Стиль» снять новогодний ролик в интерьерах главного здания с участием комика Александра Гудкова в образе музейной смотрительницы. 

Новая медиареальность диктует новые условия. Нельзя рассматривать Интернет и соцсети как вторичный инструмент маркетинга. Сегодня уникальные медиапродукты для зрителей важны так же, как непосредственное посещение музея. 

Материалы по теме:
Все, что движется
Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+