18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Десять шедевров, которые до сих пор не могут найти

Расследование кражи картины «Женщина — охра» Виллема де Кунинга, похищенной 30 лет назад, вышло на новый виток. Мы решили вспомнить о других работах, которые много лет числятся пропавшими

Виллем де Кунинг. «Женщина — охра». Фото: University of Arizona Museum of Art in Tucso
Виллем де Кунинг. «Женщина — охра».
Фото: University of Arizona Museum of Art in Tucso

Похоже, что картину «Женщина — охра» Виллема де Кунинга, стоимость которой ныне составляет более $100 млн, 33 года назад из Художественного музея Университета Аризоны похитила тихая интеллигентная пара. Газета New York Post рассказала об очередной улике — это кадр из семейного альбома, подтвердивший, что за день до преступления учитель музыки и логопед из американской глубинки были в том самом городе Тусоне, где находится музей. Фоторобот злоумышленников, явно пытавшихся изменить внешность, частично совпадает с обликом супругов Риты и Джерри Альтер. Воры умчались на спортивном автомобиле красного цвета — такой же был у четы. За год до своей смерти Джерри опубликовал рассказ об ограблении музея — вот только там крадут не картину, а драгоценный камень. Следствие пока продолжается, но главное, что полотно ровно год назад нашлось. Его музею вернул антиквар, к которому обратился племянник Альтеров, унаследовавший их имущество. Видимо, все 32 года работа провисела в спальне у супругов, о которых до сих пор все соседи отзываются как о невероятно честных и добропорядочных людях. 

По данным компании Art Loss Register, которая занимается сбором данных об украденных произведениях искусства, в тройку самых «угоняемых» художников входят Пикассо, Ренуар и Караваджо. Среди конкретных произведений лидером может быть «Портрет Якоба де Гейна II», который с 1966 года похищали и возвращали в Даличскую галерею в Лондоне целых четыре раза, за что он получил прозвище «Рембрандт на вынос». А вот еще несколько картин, которые так и не вернули — но ищут изо всех сил. 

«Концерт» Яна Вермеера. «Христос во время шторма на море Галилейском» Рембрандта. Украдены в 1990 году.

Ян Вермеер. «Концерт». Украдена в 1990 г. Фото: Isabella Stewart Gardner Museum, Bosto
Ян Вермеер. «Концерт». Украдена в 1990 г.
Фото: Isabella Stewart Gardner Museum, Bosto

Около полуночи 18 марта 1990 года к зданию Музея Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне подъехал модный красный автомобиль. Из него вышли двое мужчин в полицейской форме. Они направились к парадному входу, один из них позвонил в дверь. Представившись стражем порядка, мужчина сообщил охраннику, что он с коллегой слышал шум во дворе музея, и вежливо, но настойчиво попросил впустить его внутрь. А дальше все было как в боевиках: незадачливому секьюрити скрутили руки и, замотав голову скотчем, поволокли в подвал, где приковали к батарее наручниками. После этого «полицейские», у одного из которых отклеился ус, стали орудовать в залах музея. Через 81 минуту они погрузили в свою машину произведений искусства на сотни миллионов. Самые ценные среди них — «Христос во время шторма на море Галилейском» Рембрандта и «Концерт» Яна Вермеера. Этот художник чрезвычайно редко появляется на арт-рынке. За не самую удачную его позднюю работу «Девушка за верджинелом» было заплачено почти $30 млн (Sotheby’s, 2004). А самая дорогая на данный момент картина Рембрандта на открытых торгах — «Портрет подбоченившегося мужчины», его приобрели за $33 млн (Christie’s, 2009). Несмотря на солидное вознаграждение, которое в 2017 году повысили вдвое — с $5 млн до $10 млн, — пропажу так и не нашли. Ограбление входит в рейтинг главных арт-преступлений ФБР. Кстати, по одной из версий, кто-то из охранников все же был в сговоре с грабителями — иначе как объяснить, что пропали даже записи с камер наблюдения?

Рембрандт. «Христос во время шторма на море Галилейском». Украдена в 1990 г. Фото: Ganger Museum
Рембрандт. «Христос во время шторма на море Галилейском». Украдена в 1990 г.
Фото: Ganger Museum

«Портрет молодого человека» Рафаэля. Судьба неизвестна с 1945 года.

Рафаэль. «Портрет молодого человека». Судьба неизвестна с 1945 г. Фото: Polish Ministry of Culture, Art and National Heritage
Рафаэль. «Портрет молодого человека». Судьба неизвестна с 1945 г.
Фото: Polish Ministry of Culture, Art and National Heritage

«Не сгорел и не был уничтожен, а находится в безопасности в одном из банковских сейфов», — так загадочно представитель МИД Польши по вопросам реституции культурных ценностей Войцех Ковальский ответил на запрос о том, где же «Портрет молодого человека» Рафаэля. Картина, конфискованная нацистами у законных владельцев, князей Чарторыйских, пропала после окончания Второй мировой войны. Слова Ковальского звучат малоубедительно, а слухи ходят разные: портретом владеет то ли швейцарский банкир, то ли русский олигарх, то ли хедж-фондовый менеджер из США… На публичных аукционах картин гения эпохи Возрождения не было никогда, а набросок «Головы музы» к фреске «Парнас» из Станца делла Сеньятура в Ватикане новому владельцу достался за $47,9 млн (Christie’s, 2009). 

«Маки» («Ваза с цветами») Винсента ван Гога. Украдена в 2010 году.

Винсент ван Гог. «Маки» («Ваза с цветами»). 1887. Украдена в 2010 г. Фото: Mohamed Mahmoud Khalil Museum
Винсент ван Гог. «Маки» («Ваза с цветами»). 1887. Украдена в 2010 г.
Фото: Mohamed Mahmoud Khalil Museum

Из 43 камер видеонаблюдения работало только 7, тревожная сигнализация вообще не была включена — неудивительно, что картину ван Гога украли, да не ночью, как это бывает в таких случаях, а утром, когда Музей Мухаммеда Махмуда Халиля в Каире только открылся. Власти спохватились и перекрыли вокзалы и аэропорты. Дальше — еще интереснее. Сначала полиция заявила, что якобы арестовала двух итальянцев и дело закрыто. Потом заявление опроверг министр культуры Египта Фарук Хосни, который уверял, что полотно так и не обнаружено. В 2012 году британские искусствоведы выдвинули версию, что похищенные «Маки» — всего лишь копия, а оригинал украли еще в 1978 году для крупного египетского чиновника. Рекорд стоимости картин ван Гога был установлен за 20 лет до похищения «Маков», тогда «Портрет доктора Гаше» ушел с молотка за $82,5 млн (Christie’s, 1990). 

«Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском» Караваджо. Украдена в 1969 году.

Караваджо. «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском». 1609. Украдена из оратория Сан-Лоренцо в Палермо в 1969 г. Фото: D R
Караваджо. «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском». 1609. Украдена из оратория Сан-Лоренцо в Палермо в 1969 г.
Фото: D R

Если что-то криминальное случается на юге Италии, то это, скорее всего, дело рук сицилийской мафии. Картина Караваджо, на которой изображен младенец Христос в окружении святых, была написана художником в 1609 году, за год до смерти. Затем полотно отправилось на Сицилию, где на протяжении веков хранилось в часовне Сан-Лоренцо в Палермо. В ночь на 18 октября 1969 года картину украли двое неизвестных. С тех пор ее местонахождение остается загадкой. Самая неутешительная версия такова: мафиози спрятали полотно на ферме, где его погрызли свиньи и/или крысы, а остатки холста были сожжены. Надеемся на счастливый исход — и любуемся высокоточной цифровой копией, которую пока установили в часовне. Причем стоимость этой работы сравнить не с чем, поскольку в обозримом прошлом картин Караваджо на аукционах не появлялось. 

«Голубь с зеленым горошком» Пабло Пикассо. Украдена в 2010 году.

Пабло Пикассо. «Голубь с зеленым горошком». 1911. Украдена в 2010 г. Фото: Musée d'Art Moderne de la Ville de Pari
Пабло Пикассо. «Голубь с зеленым горошком». 1911. Украдена в 2010 г.
Фото: Musée d'Art Moderne de la Ville de Pari

Спайдермен, Человек-паук — так прозвали сербского альпиниста и вора Вьерана Томича, который проникал в музеи и дома состоятельных людей, карабкаясь по стенам. Самое громкое дело в его карьере — дерзкое ограбление Музея современного искусства города Парижа весной 2010 года. Как позже признался Томич, оказавшийся на скамье подсудимых, он направлялся в музей за другой картиной, но «все сложилось очень удачно». Сигнализация была на ремонте, камеры видеонаблюдения ему удалось отключить, а охранники дремали. Томич вальяжно прогулялся по залам и прихватил то, что отвечало его эстетическому вкусу — картину Пикассо «Голубь с зеленым горошком» (а еще полотна Матисса, Брака, Леже и Модильяни). На вопрос, где же работы, не моргая отвечает: «Уничтожил и выбросил». К счастью, судьба проданных за рекордные для художника $179,4 млн (Christie’s, 2015) «Алжирских женщин (версия „О“)» сложилась более благополучно: последняя картина из одноименной серии теперь принадлежит шейху Хамаду бен Джасиму, бывшему премьер-министру Катара. 

Два портрета Хосе Капело кисти Фрэнсиса Бэкона. Украдены в 2015 году.

Фрэнсис Бэкон. Два портрета Хосе Капело. Украдены в 2015 г. Фото: Policía Nacional
Фрэнсис Бэкон. Два портрета Хосе Капело. Украдены в 2015 г.
Фото: Policía Nacional

От дружбы с Фрэнсисом Бэконом у Хосе Капело осталось целых пять его портретов. Свои сокровища, которые стремительно росли в цене, испанец опрометчиво хранил дома. И стоило ему только отлучиться в Лондон, как полотна исчезли. Через год нашли три, полиция арестовала более десяти человек, но дело до сих пор не раскрыто. Портрет еще одного друга Бэкона, Люсьена Фрейда, пару лет возглавлял рейтинг самых дорогих произведений искусства, проданных на открытых аукционах: триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» приобрели за $142,4 млн (Christie’s, 2013). 

«Раненый стол» Фриды Кало. Местонахождение неизвестно с 1955 года.

Бернард Зильберштейн сфотографировал Фриду Кало у «Раненого стола» в 1941 г., через год после окончания работы над картиной. Фото: Edward B. Silberstein / Cincinnati Art Museum
Бернард Зильберштейн сфотографировал Фриду Кало у «Раненого стола» в 1941 г., через год после окончания работы над картиной.
Фото: Edward B. Silberstein / Cincinnati Art Museum

Как можно было незаметно похитить «Раненый стол», сложно себе представить. Работа внушительных размеров (1,2 на 2,4 м) написана на дереве, а не на холсте, так что вырезать ее из рамы и свернуть в рулон нельзя. Но факт остается фактом: картина, которую называют «священным Граалем» для изучающих творчество Кало, таинственным образом исчезла по пути в Москву. Убежденная коммунистка, художница подарила ее Советскому Союзу, но наши чиновники работу не оценили, причислив к «образцам декадентского буржуазного искусства». Так или иначе, «Раненый стол» после смерти Кало в 1954 году успел доехать до выставки в Варшаве, а дальше испарился. Недавно мексиканский искусствовед взбудоражил мировое арт-сообщество, заявив, что напал на след «Раненого стола». Пока его ищут, рекордной по стоимости работой художницы, чья большая ретроспектива с огромным успехом проходит сейчас в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, остается картина «Две обнаженные в лесу» — новый владелец заплатил за нее $8млн. 

«Вид Овер-сюр-Уаз» Поля Сезанна. Украдена в 2000 году.

Поль Сезанн. «Вид Овер-сюр-Уаз». Украдена в 2000 г. Фото: artmarketmonitor.com/wikipedia commo
Поль Сезанн. «Вид Овер-сюр-Уаз». Украдена в 2000 г.
Фото: artmarketmonitor.com/wikipedia commo

Залог удачного похищения — неожиданность. Например, новогодняя ночь, когда никому дела нет до того, что творится в музее. Так решили грабители, нацелившиеся на одно из знаковых полотен Сезанна — «Вид Овер-сюр-Уаз», и не прогадали. Пейзаж был похищен из Музея Ашмола в Оксфорде в ночь на 1 января 2000 года. Без спецэффектов не обошлось: злоумышленники, проникнув в музей, бросили дымовую шашку. Пока охрана под шум новогодних фейерверков на улице пыталась понять, что произошло, похитителей и след простыл. Самая дорогая на сегодня картина Сезанна — не пейзаж, а натюрморт: «Занавес, кувшин и компотница» был продан за $60,5 млн (Sotheby’s, 1999). 

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+