The Art Newspaper Russia
Поиск

«Раненый стол» Фриды Кало обещают найти

Мексиканский исследователь уверяет, что пропавшую картину знаменитой художницы он сможет показать через пять лет

В Мексике возобновились поиски произведения Фриды Кало под названием «Раненый стол». Картина, написанная в 1940 году, столь значительна, что ее называют «священным Граалем» для изучающих творчество художницы. Работа пропала без вести после того, как Кало передала ее в дар Советскому Союзу. В последний раз картину видели на выставке в Варшаве в 1955 году, а затем на пути в Москву она исчезла.

Десятки лет в поисках ее следов эксперты перерывали архивы, таможенные документы и музейные собрания Америки и Европы. И вот искусствовед Рауль Кано Монрой, в прошлом году организовавший выставку в доме-музее Диего Риверы и Фриды Кало в Мехико, объявил, что обнаружил новые подсказки. Они появились в ходе работы с архивом Национального фронта пластических искусств, который продвигал мексиканское искусство за границей в 1950-х годах.

«Я думаю, лет через пять мое расследование принесет плоды», — заявил Кано Монрой в интервью мексиканской газете Milenio, добавив, что нашел консультанта — помощника в своих поисках. Поделиться подробностями своих догадок с The Art Newspaper искусствовед отказался: «Учитывая обстоятельства, я не имею возможности раскрыть информацию по этой теме, так что ничего не могу сказать».

Впрочем, оптимизма Кано Монроя оказалось достаточно, чтобы вновь привлечь внимание к многолетней тайне. «Это отличная новость, — говорит Карлос Филлипс из Фонда Диего Риверы и Фриды Кало. — Мы будем признательны любому, кто найдет картину».

«Раненый стол» — самая большая работа Кало, ее размер приблизительно 1,2 на 2,4 м. Написана она маслом на дереве, а не на холсте. На ней в сюрреалистической манере изображена сама художница в окружении гостей. Скелет, играющий ее волосами, индейское глиняное изваяние, добавляющее конечность как бы безрукой Фриде, гротескная фигура, которая, по мнению искусствоведов, символизирует любвеобильность ее мужа Диего Риверы, а также любимые племянница с племянником — все они собрались за столом, покрытым кровоточащими вульвоподобными язвами и стоящим на распухших человеческих ногах. Сегодня это произведение оценивалось бы более чем в $20 млн.

«Картина имеет очень важное значение, потому что это не только автопортрет — это заявление», — говорит куратор и искусствовед Хельга Пригниц-Пода, которая работает над обновленным каталогом работ Кало. В прошлом году в Варшаве она организовала выставку, целью которой было напомнить и рассказать о пропавшем произведении.

Пригниц-Пода и независимый куратор Катарина Лопаткина изложили свои выводы об истории картины в статье, недавно опубликованной журналом Международного фонда исследований искусства IFAR Journal. По их мнению, Кало, убежденная коммунистка, отправила картину в Москву как «дар дружбы», но советские чиновники сочли подарок образцом «декадентского буржуазного формального искусства» и запретили его выставлять.

В 1954 году, после смерти Кало, Ривера попросил показать картину в Польше на выставке вместе с другими произведениями мексиканских художников. Выставка в Национальной галерее искусств Захента оказалась настолько популярной, что ее отправили на гастроли в другие страны — в Советский Союз и даже в Китай. Тем не менее после Варшавы панели Кало «и след простыл», отмечает Пригниц-Пода. «Как будто она растворилась в воздухе. Удивительно, ведь это самая большая и самая тяжелая картина Кало, поэтому действительно странно, что она могла исчезнуть». 

Материалы по теме
Просмотры: 4500
Популярные материалы
1
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
2
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
3
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
4
Арт-квартал вырос в Гостином Дворе
В 300 метрах от Кремля начал работу новый культурный кластер. Среди его резидентов есть и антикварные галереи, ранее располагавшиеся в ЦДХ.
17 сентября 2019
5
Выставка «Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском побила рекорд посещаемости
Экспозиция, объединившая разделенное между Москвой и Петербургом дореволюционное собрание импрессионистов и постимпрессионистов фабриканта и мецената Сергея Щукина, стала самой популярной в ГМИИ им. А.С.Пушкина за почти 40 лет
16 сентября 2019
6
Олег Кулик: «У меня все не как у большой звезды, энергия больше уходит вглубь»
Знаменитый акционист в этом году показал себя в непривычном качестве живописца и занялся коллективной работой — быстрой лепкой с волонтерами. Но уверяет, что остается индивидуалистом.
17 сентября 2019
7
Искусствоведы выступают против ареста фигурантов «Московского дела»
По просьбе российской секции Международной ассоциации критиков искусства (AICA) и ее сопредседателя Андрея Ерофеева публикуем заявление искусствоведов.
20 сентября 2019
8
Альбертина представляет своего Дюрера в окружении приглашенного
Чтобы эта выставка стала важным событием выставочного сезона, музей мог бы ограничиться собственным собранием графики и живописи главного художника немецкого Возрождения.
20 сентября 2019
9
Фильм «Сорокин трип» вышел в прокат
Поклонникам Владимира Сорокина фильм, может, и не откроет новых фактов в биографии писателя, но доставит удовольствие самим присутствием героя в кадре.
18 сентября 2019
10
Галерея коллекционного дизайна Mirra открылась в Москве
Дебютировавшая стендом на ярмарке Cosmoscow, новая галерея теперь открылась на постоянном месте выставкой работ классика итальянского дизайна Джо Понти и его друзей и единомышленников.
19 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru