The Art Newspaper Russia
Поиск

«Раненый стол» Фриды Кало обещают найти

Мексиканский исследователь уверяет, что пропавшую картину знаменитой художницы он сможет показать через пять лет

В Мексике возобновились поиски произведения Фриды Кало под названием «Раненый стол». Картина, написанная в 1940 году, столь значительна, что ее называют «священным Граалем» для изучающих творчество художницы. Работа пропала без вести после того, как Кало передала ее в дар Советскому Союзу. В последний раз картину видели на выставке в Варшаве в 1955 году, а затем на пути в Москву она исчезла.

Десятки лет в поисках ее следов эксперты перерывали архивы, таможенные документы и музейные собрания Америки и Европы. И вот искусствовед Рауль Кано Монрой, в прошлом году организовавший выставку в доме-музее Диего Риверы и Фриды Кало в Мехико, объявил, что обнаружил новые подсказки. Они появились в ходе работы с архивом Национального фронта пластических искусств, который продвигал мексиканское искусство за границей в 1950-х годах.

«Я думаю, лет через пять мое расследование принесет плоды», — заявил Кано Монрой в интервью мексиканской газете Milenio, добавив, что нашел консультанта — помощника в своих поисках. Поделиться подробностями своих догадок с The Art Newspaper искусствовед отказался: «Учитывая обстоятельства, я не имею возможности раскрыть информацию по этой теме, так что ничего не могу сказать».

Впрочем, оптимизма Кано Монроя оказалось достаточно, чтобы вновь привлечь внимание к многолетней тайне. «Это отличная новость, — говорит Карлос Филлипс из Фонда Диего Риверы и Фриды Кало. — Мы будем признательны любому, кто найдет картину».

«Раненый стол» — самая большая работа Кало, ее размер приблизительно 1,2 на 2,4 м. Написана она маслом на дереве, а не на холсте. На ней в сюрреалистической манере изображена сама художница в окружении гостей. Скелет, играющий ее волосами, индейское глиняное изваяние, добавляющее конечность как бы безрукой Фриде, гротескная фигура, которая, по мнению искусствоведов, символизирует любвеобильность ее мужа Диего Риверы, а также любимые племянница с племянником — все они собрались за столом, покрытым кровоточащими вульвоподобными язвами и стоящим на распухших человеческих ногах. Сегодня это произведение оценивалось бы более чем в $20 млн.

«Картина имеет очень важное значение, потому что это не только автопортрет — это заявление», — говорит куратор и искусствовед Хельга Пригниц-Пода, которая работает над обновленным каталогом работ Кало. В прошлом году в Варшаве она организовала выставку, целью которой было напомнить и рассказать о пропавшем произведении.

Пригниц-Пода и независимый куратор Катарина Лопаткина изложили свои выводы об истории картины в статье, недавно опубликованной журналом Международного фонда исследований искусства IFAR Journal. По их мнению, Кало, убежденная коммунистка, отправила картину в Москву как «дар дружбы», но советские чиновники сочли подарок образцом «декадентского буржуазного формального искусства» и запретили его выставлять.

В 1954 году, после смерти Кало, Ривера попросил показать картину в Польше на выставке вместе с другими произведениями мексиканских художников. Выставка в Национальной галерее искусств Захента оказалась настолько популярной, что ее отправили на гастроли в другие страны — в Советский Союз и даже в Китай. Тем не менее после Варшавы панели Кало «и след простыл», отмечает Пригниц-Пода. «Как будто она растворилась в воздухе. Удивительно, ведь это самая большая и самая тяжелая картина Кало, поэтому действительно странно, что она могла исчезнуть». 

Материалы по теме
Просмотры: 4272
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
3
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
4
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
5
Музею Рублева грозит полное выселение из Спасо-Андроникова монастыря
Будущее музея обсуждалось на заседании комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом, состоявшемся в Минкультуры РФ.
17 июня 2019
6
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
7
Медиамагнат Патрик Драи приобрел Sotheby’s за $3,7 млрд
Таким образом, Sotheby’s, акции которой торговались на нью-йоркской фондовой бирже в течение 31 года, вновь станет частной компанией.
18 июня 2019
8
На «Винзаводе» открывают шесть выставок об образовании в области современного искусства
Выпускники и студенты московских школ дизайна и современного искусства показывают свои достижения.
13 июня 2019
9
Клип для певицы Билли Айлиш повторяет произведения Маурицио Каттелана
Судя по всему, режиссер клипа Дейв Мейерс использовал образы, позаимствованные у художников — и не в первый раз.
14 июня 2019
10
Сюрреалистический гербарий Макса Эрнста собрали в Эрмитаже
Живопись и графику Эрнста 1920-х годов впервые показывают в России.
18 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru