The Art Newspaper Russia
Поиск

«Раненый стол» Фриды Кало обещают найти

Мексиканский исследователь уверяет, что пропавшую картину знаменитой художницы он сможет показать через пять лет

В Мексике возобновились поиски произведения Фриды Кало под названием «Раненый стол». Картина, написанная в 1940 году, столь значительна, что ее называют «священным Граалем» для изучающих творчество художницы. Работа пропала без вести после того, как Кало передала ее в дар Советскому Союзу. В последний раз картину видели на выставке в Варшаве в 1955 году, а затем на пути в Москву она исчезла.

Десятки лет в поисках ее следов эксперты перерывали архивы, таможенные документы и музейные собрания Америки и Европы. И вот искусствовед Рауль Кано Монрой, в прошлом году организовавший выставку в доме-музее Диего Риверы и Фриды Кало в Мехико, объявил, что обнаружил новые подсказки. Они появились в ходе работы с архивом Национального фронта пластических искусств, который продвигал мексиканское искусство за границей в 1950-х годах.

«Я думаю, лет через пять мое расследование принесет плоды», — заявил Кано Монрой в интервью мексиканской газете Milenio, добавив, что нашел консультанта — помощника в своих поисках. Поделиться подробностями своих догадок с The Art Newspaper искусствовед отказался: «Учитывая обстоятельства, я не имею возможности раскрыть информацию по этой теме, так что ничего не могу сказать».

Впрочем, оптимизма Кано Монроя оказалось достаточно, чтобы вновь привлечь внимание к многолетней тайне. «Это отличная новость, — говорит Карлос Филлипс из Фонда Диего Риверы и Фриды Кало. — Мы будем признательны любому, кто найдет картину».

«Раненый стол» — самая большая работа Кало, ее размер приблизительно 1,2 на 2,4 м. Написана она маслом на дереве, а не на холсте. На ней в сюрреалистической манере изображена сама художница в окружении гостей. Скелет, играющий ее волосами, индейское глиняное изваяние, добавляющее конечность как бы безрукой Фриде, гротескная фигура, которая, по мнению искусствоведов, символизирует любвеобильность ее мужа Диего Риверы, а также любимые племянница с племянником — все они собрались за столом, покрытым кровоточащими вульвоподобными язвами и стоящим на распухших человеческих ногах. Сегодня это произведение оценивалось бы более чем в $20 млн.

«Картина имеет очень важное значение, потому что это не только автопортрет — это заявление», — говорит куратор и искусствовед Хельга Пригниц-Пода, которая работает над обновленным каталогом работ Кало. В прошлом году в Варшаве она организовала выставку, целью которой было напомнить и рассказать о пропавшем произведении.

Пригниц-Пода изложила свои выводы об истории картины в статье, недавно опубликованной журналом Международного фонда исследований искусства IFAR Journal. По ее мнению, Кало, убежденная коммунистка, отправила картину в Москву как «дар дружбы», но советские чиновники сочли подарок образцом «декадентского буржуазного формального искусства» и запретили его выставлять.

В 1954 году, после смерти Кало, Ривера попросил показать картину в Польше на выставке вместе с другими произведениями мексиканских художников. Выставка в Национальной галерее искусств Захента оказалась настолько популярной, что ее отправили на гастроли в другие страны — в Советский Союз и даже в Китай. Тем не менее после Варшавы панели Кало «и след простыл», отмечает Пригниц-Пода. «Как будто она растворилась в воздухе. Удивительно, ведь это самая большая и самая тяжелая картина Кало, поэтому действительно странно, что она могла исчезнуть». 

Материалы по теме
Просмотры: 360
Популярные материалы
1
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
2
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
9
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
10
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru