18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Десять книг и мероприятий об искусстве на третьем книжном фестивале «Красная площадь»

В эти выходные в самом центре Москвы на 12 площадках 400 издательств со всей России и из Белоруссии похвалятся своими достижениями. Главное, чтобы погода не подкачала

Дюжина официальных площадок — это тематические сектора, на которые поделят все пространство Красной площади от Исторического музея до Покровского собора. Помимо традиционных площадок («Главная сцена», «Художественная литература», «Детская и учебная литература», «Нон-фикшен», «Регионы России», «Электронная книга», «Москва — литературный мегаполис»), появятся и новые. На первой линии ГУМа расположатся площадки «Музейная линия» и «Антикварная и букинистическая книга», а в демонстрационном зале на третьем этаже — «Литературная гостиная», где пройдут презентации изданий лучших музеев страны.

Разумеется, «Красная площадь» — фестиваль прежде всего литературный, с уклоном в изящную словесность, хотя следует отметить постоянно возрастающую роль жанра нон-фикшен, в рамках которого обычно и презентуют книги по искусству. Их становится все больше и больше. Именно поэтому из весьма широкого ассортимента ярмарки мы выбрали на свой вкус десять книг, заслуживающих особого читательского внимания.


1. «Влюбленный агент» и «Серые тетради» Виктора Пивоварова. Центр современного искусства «Гараж»

Воспоминания и размышления об искусстве одного из классиков отечественного концептуализма будут продаваться на стенде «Гаража». Обратите внимание, что «Серые тетради» — новинка, тогда как «Влюбленный агент» был выпущен к громадной ретроспективе Виктора Пивоварова (и оформлен работами с этой выставки) год назад. «Старые» и «новые» тексты художника, живущего в Праге, образуют своеобразную дилогию, дающую максимально точное представление о его жизни и творчестве именно в целом.

Рецензия на «Влюбленного агента»: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3143/


2. «30:70. Архитектура как баланс сил» Сергея Чобана и Владимира Седова. «Новое литературное обозрение»

В серии «Очерки визуальности», удостоенной пару лет назад премии нашей газеты, вышла история архитектурных стилей «для чайников». Перед нами классический научпоп. В хорошем смысле этого слова. Основной целью авторов была небольшая, интересная и доступная для чтения книга. Анализируя историю развития архитектурных стилей, но не вдаваясь в детали, архитектор Чобан и искусствовед Седов показывают, что именно современная архитектура потеряла и что приобрела по отношению к прошлым эпохам.

Интервью с Галиной Ельшевской, редактором серии «Очерки визуальности»: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2241/


3. «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова». Фонд IN ARTIBUS, Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Каталог выставки, все еще идущей на двух площадках — в Музее архитектуры на Воздвиженке и в галерее фонда IN ARTIBUS на Остоженке, может вполне оказаться самым толстым альбомом фестиваля. Это тот случай, когда слово «кирпич» не метафора, но самое что ни на есть реалистическое описание научных изысканий, сопровождавших проект, посвященный юбилею одного из наиболее загадочных архитекторов в русской истории. Это не только каталог, но и коллективная монография, состоящая из восьми самодостаточных исследований. Обратите внимание, что «Готика Просвещения» вместе с другими книжными блокбастерами фонда будет продаваться на стенде нашей газеты. А еще в книжном магазине «Москва» — как до, так и после закрытия фестиваля «Красная площадь».

Репортаж с научной конференции, посвященной выставке и выходу каталога: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4524/


4. Презентация сборника «Русские портреты XVIII — начала ХХ вв. Материалы по русской иконографии. Выпуск 6» и альбома «Русская гвардия в картинах А.И.Ладюрнера». Фонд «Русские витязи»

Фонд «Русские витязи» вот уже в четвертый раз выпускает сборники по определению, уточнению и атрибуции произведений искусства и исторических артефактов, выполненных учеными за последние годы. В нынешнем, шестом выпуске альманаха, помимо перечня новых атрибуций, публикуются статьи и исследования, связанные с атрибуцией портретов и историей изображенных на них лиц, новые находки и поступления в музейные и частные коллекции.

Также в рамках фестиваля «Красная площадь» пройдет презентация альбома «Русская гвардия в картинах А.И.Ладюрнера». Книга о творчестве художника Адольфа Ладюрнера (1799–1855) — одно из первых изданий, посвященных жанру батальной живописи эпохи бидермейера.


5. Пять книг из серии Orbis pictus Издательства Ивана Лимбаха в одной кассете

Самое изящное питерское издательство, помимо прочего, привозит на «Красную площадь» серию из пяти брошюр, объединенных манжетой. Это набор из прекрасных и самодостаточных искусствоведческих и культурологических эссе, исполненных в разных дискурсах и жанрах. В него входят эссе Ролана Барта об Арчимбольдо и статья Петра Вайля о Джотто, экспресс-монография питерского гуру искусствознания Екатерины Андреевой о ленинградском экспрессионизме и постфукианский текст Григория Амелина о «Менинах» Веласкеса. Ну и совсем уже на десерт книжечка Жоржа Перека «Зачарованный взгляд».

Отрывок из книги культуролога Григория Амелина о «Менинах» Веласкеса: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3923/


6. «Стефан Балкенхол. Скульптуры и рельефы». Московский музей современного искусства

Еще один каталог-послесловие к завершившемуся выставочному проекту, важность которого не исчерпалась и после его закрытия: не так часто в Москве показывают современные деревянные скульптуры, выполненные классиком «новых диких», так похожие на то, что делает, например, Георг Базелиц. В книгу, помимо описания работ Стефана Балкенхола, вошло несколько статей (в том числе Матиаса Винцена и Георгия Никича), объясняющих его связь со средневековой религиозной пластикой, и интервью с самим скульптором. Экспозиция закрылась, зато осталась неустаревающая книжка, а также надежда на то, что деревяшки Базелица нам тоже когда-нибудь привезут.

Рецензия на каталог выставки Стефана Балкенхола: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3594/  


7. «Оттепель». Государственная Третьяковская галерея

Безусловно, одним из бестселлеров, изданных главным музеем русского искусства, станет каталог к выставке, совпавшей с переименованием «Третьяковской галереи на Крымском Валу» в «Новую Третьяковку». Сам этот выставочный проект, впрочем как и ребрендинг ГТГ, вызвал самые разные, порой прямо противоположные, оценки. Не избежал этого и сборник «Оттепель», под одной обложкой собравший не только экспонаты с выставки, но и 25 статей разных авторов, анализирующих оттепельное искусство или же вспоминающих ту, то ли благодатную, то ли трагически половинчатую, пору. Тем не менее, каким бы ни было содержание этой книги, форма ее с необычными закругленными краями все равно выделяется из потока издательских проектов как локальных музейных издательств, так и коммерческих «мейджеров». Эксперименты с формой — это именно то, что первым приходит в голову, когда думаешь об искусстве ХХ века (в том числе его второй половины).

Рецензия на каталог выставки «Оттепель»: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4447/


8. «Критические биографии. Марсель Дюшан» Каролин Кро. Издательство Ad Marginem Press, Музей современного искусства «Гараж»

Остроумная и ловко написанная биография одного из изобретателей реди-мейда сочетает научно-популярное искусствоведение с биографическим подходом. Такой дискурсивный микс свойственен всей этой серии небольших, аккуратно изданных в фирменном минималистическом оформлении брошюр, на вполне человеческом (а не птичьем) языке рассказывающих о судьбах великих интеллектуалов ХХ века через поэтапное объяснение их творений. На фестивале «Красная площадь» можно обратить внимание и на другие выпуски переводных «Критических биографий», посвященных Людвигу Витгенштейну (Эдвард Кантерян), Сергею Эйзенштейну (Майк О’Махоуни), Джону Кейджу (Роб Хаскинс), Ги Дебору (Энди Мерефилд).

Рецензия на «критическую биографию» Марселя Дюшана: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4062/


9. «По следам Ван Гога» Давида и Марии Бурлюк. Издательство Grundrisse

Тщательно выверенная публикация травелога, в котором прародитель российского футуризма описывает свое французское паломничество, предпринятое им осенью 1949 года (Бурлюку, между прочим, тогда было 67 лет) во славу Винсента Ван Гога. Сохраняется авторское разделение текста на главы, которые обозначены как «письма книги». Они чередуются с письмами, полученными Бурлюками во время послевоенного путешествия по Провансу и Лангедоку.

Интервью с Надеждой Гутовой, директором издательства Grundrisse: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4191/


10. «Читаем Онегина». Совместный проект «Российской газеты» и Государственного музея им. А.С.Пушкина

Что скрывается под определением «видеокнига», созданная при участии газеты и литературного музея, можно будет узнать, если в день рождения Пушкина прийти на презентацию издания с участием председателя Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента культуры города Москвы Александра Кибовского.

Интервью с Александром Кибовским:  http://www.theartnewspaper.ru/posts/4511/

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+