The Art Newspaper Russia
Поиск

Готика в России, новое Средневековье и орден мопса

На международной конференции «Василий Баженов и греко-готический вкус» в фонде IN ARTIBUS обсудили обаяние готики — от первых сооружений в Англии и Франции до влияния на модные коллекции Александра Маккуина

Конференция прошла 18 мая среди живописи, графики и скульптуры — экспонатов выставки «Готика Просвещения», часть которых входит в коллекцию основательницы фонда IN ARTIBUS Инны Баженовой. Над зрительскими местами возвышалась загадочная статуя Минервы 1790 года, задавая встрече необходимый тон.

«Готика никогда не кончалась», — так начал свое выступление открывший конференцию историк архитектуры, профессор МАРХИ Дмитрий Швидковский. Показывая слушателям элементы Руанского и Миланского соборов, церкви Сант-Эсташ в Париже, он очертил хронологию неоготики в архитектуре, причины и стадии ее формирования. Триумфом воплощения готики в архитектуре, продолжил он, является Оксфорд. Профессор вспомнил историю с солнечными часами работы Кристофера Рена — символом космического времени, который никак не мог найти себе места. По легенде, профессор Оксфордского университета Джони Хинопс завещал огромное состояние колледжу при условии, что часы вернутся на готический передний двор, где мастер первоначально укрепил их. Но Хинопс умер, и от его миллионов отказались, только чтобы не снимать часы со стены барочной библиотеки. «Оксфордский мир — это грандиозный кроссворд, куда историки архитектуры вписывают названия неоготических течений по крайней мере четырех столетий».

Зарубежный экскурс по неоготике подытожил обзор замка Строберри-Хилл Горация Уолпола. «Это как раз пример готики Просвещения, которая очень литературна. В говорящую историю в ней соединяются самые разные элементы апсид, башен, фасадов». Швидковский напомнил, что множество русских усадеб было построено именно в духе готических соборов Англии, даже «Спасская башня была завершена архитектором Кристофером Галоувеем и представляет готику, собранную из одних классических элементов». Неоготика Нееловых заимствовала находки замка Строберри-Хилл, дворец Румянцева-Задунайского в Вишенках и Чечерская ратуша в Белоруссии — находки Роберта Адама.

Следующий выступавший рассказал о невероятных взаимоотношениях Екатерины II и Василия Баженова, завершив свой доклад описанием символики некоторых архитектурных деталей усадьбы Царицыно. К примеру, трактовки виноградной лозы на царицынских Фигурных воротах не в духе масонства, которым Баженов так увлекался, а через евангельскую строку «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (эскиз ворот представлен во второй части выставки, в Музее архитектуры им. Щусева). В зале так никто и не спросил, можно ли и фигурки мопсов, которые до середины XIX века украшали колонны ворот, намекая на ложу ордена мопса XVIII века, тоже трактовать через Евангелие, зато во время перерыва «Портрет молодого человека с мопсом» Ивана Смирновского собрал больше половины слушателей.

Продолжил заседание один из кураторов выставки «Готика Просвещения» и автор ее идеи Сергей Хачатуров. Рассказ о вдохновившей его выставке 2015 года Gothic Imagination в Британской библиотеке, фактически первой, столь полно описавшей стиль, оказался емким перечислением направлений, в которых готика проявляется сегодня — от беллетристики про вампиров, актера Дэниела Рэдклиффа, выросшего из героя готической сказки (фильмы о Гарри Поттере) в персонажа готической новеллы (фильм «Женщина в черном»), до модных показов Александра Маккуина и фестиваля готов в Уитби. По мнению Хачатурова, в России природа готики более обострена, что, в частности, доказывают и проекты Баженова. «Готическая меланхолия, страсти, эстетические парадоксы близки мировоззрению сегодняшнего человека с его разбалансированным миропониманием, желанием приблизиться к настоящим чувствам сквозь медийные трафареты и манипуляции сознанием». Сергей Хачатуров упомянул о самых первых опытах обращения к «готическому вкусу» в России (театральная декорация Василия Баженова и нарисованная Иваном Ивановым Башня-руина Фельтена), о макетах старорусских дворцов, напоминающих образы с картин Аристарха Лентулова или Казимира Малевича, о личности самого Баженова, «который был сумасшедшим, ломающим все каноны, и самоубийцей в общении с монархами». Еще раз описав логику выставочного проекта, он добавил, что главное качество готики сегодня — «метафикшен». Это значит приоритет фрагмента, мистификация, незавершенность и клиповость, заимствованные из готического романа с его конструкцией рассказа в рассказе и симуляцией текстов документов разных эпох. Чтобы убедиться в этом, искусствовед посоветовал немедленно познакомиться со ставшим бестселлером романом Марка Данилевского «Дом листьев».

В рамках конференции в этот день говорили о театральности русского готического мирочувствования, о готических скульптурных формах, отражении стиля в церковной иконографии и советской архитектуре. Завершилось заседание приглашением на большой международный конгресс «Готика и модернизм», который пройдет в июне в Рейксмузеуме и станет третьим после Британии и России проектом, посвященным готическому стилю, его логичным завершением.

После официальной части собравшиеся поздравили куратора Сергея Хачатурова с днем рождения тортом в виде готический арки Пиранези. Как и положено искусствоведам и архитекторам, сначала торт обсудили с архитектурной точки зрения и только после этого попробовали.

Выставка «Готика просвещения» продлится в фонде IN ARTUBUS до 30 июля.

Материалы по теме
Просмотры: 1233
Популярные материалы
1
«Спаситель мира» Леонардо да Винчи продан за $450,3 млн на Christie's
Картина великого мастера эпохи Возрождения из скандальной коллекции миллиардера Дмитрия Рыболовлева официально стала самым дорогим произведением искусства в мире.
16 ноября 2017
2
«Любовники» Марка Шагала проданы за рекордную сумму покупателю из России
Картина 1928 года за $28,5 млн — аукционный рекорд для художника и самый дорогой лот торгов импрессионизма и модернизма Sotheby’s, суммарная выручка которых составила $269,7 млн.
15 ноября 2017
3
Эль Лисицкий: человек эпохи нового Ренессанса
Грандиозная выставка Эль Лисицкого займет сразу два музейных пространства — Третьяковку и Еврейский музей и центр толерантности.
14 ноября 2017
4
Как текстильный магнат Сергей Щукин собрал коллекцию мирового значения
В издательстве «Слово» вышла книга известного искусствоведа Натальи Семеновой — это первый полный иллюстрированный каталог собрания коллекционера.
17 ноября 2017
5
Спасенная после похищения акварель Врубеля вернется в Армению
Владимир Путин передал президенту Армении Сержу Саргсяну отреставрированную акварель Михаила Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон». Произведение на время приедет Москву в 2020 году, на выставку художника в Третьяковской галерее.
16 ноября 2017
6
Алла Розенфельд: «Современным русским искусством в Европе интересуются больше, чем в Америке»
Историк искусства и куратор рассказала TANR о конференции, посвященной восприятию русского искусства за рубежом, и собственном взгляде на пути, которыми русский нонконформизм приближается к западному зрителю.
14 ноября 2017
7
Лувр нашего времени
Не роскошный, а интеллектуальный и изысканный. Ольга Кабанова по просьбе TANR поделилась своими личными впечатлениями от посещения нового музея в Абу-Даби.
16 ноября 2017
8
Павильон России на время Архитектурной биеннале станет железнодорожной станцией
В национальном павильоне на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции, которая пройдет с 26 мая по 25 ноября 2018 года, покажут проект «Станция „Россия“».
15 ноября 2017
9
Как не только полюбить, но и понять сегодняшнее искусство
Инструкцию предлагают книги «Искусство смотреть: Как воспринимать современное искусство» Оссиана Уорда и «Как писать о современном искусстве» Гильды Уильямс.
17 ноября 2017
10
Рем Колхас превратит здание ХIX века в Париже в галерею-трансформер
Выставочное пространство Lafayette Anticipations в Маре станет своеобразным «конструктором» для кураторов выставок. Оно откроется 10 марта выставкой нью-йоркской художницы Луц Бахер.
17 ноября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru