The Art Newspaper Russia
Поиск

Готика в России, новое Средневековье и орден мопса

На международной конференции «Василий Баженов и греко-готический вкус» в фонде IN ARTIBUS обсудили обаяние готики — от первых сооружений в Англии и Франции до влияния на модные коллекции Александра Маккуина

Конференция прошла 18 мая среди живописи, графики и скульптуры — экспонатов выставки «Готика Просвещения», часть которых входит в коллекцию основательницы фонда IN ARTIBUS Инны Баженовой. Над зрительскими местами возвышалась загадочная статуя Минервы 1790 года, задавая встрече необходимый тон.

«Готика никогда не кончалась», — так начал свое выступление открывший конференцию историк архитектуры, профессор МАРХИ Дмитрий Швидковский. Показывая слушателям элементы Руанского и Миланского соборов, церкви Сант-Эсташ в Париже, он очертил хронологию неоготики в архитектуре, причины и стадии ее формирования. Триумфом воплощения готики в архитектуре, продолжил он, является Оксфорд. Профессор вспомнил историю с солнечными часами работы Кристофера Рена — символом космического времени, который никак не мог найти себе места. По легенде, профессор Оксфордского университета Джони Хинопс завещал огромное состояние колледжу при условии, что часы вернутся на готический передний двор, где мастер первоначально укрепил их. Но Хинопс умер, и от его миллионов отказались, только чтобы не снимать часы со стены барочной библиотеки. «Оксфордский мир — это грандиозный кроссворд, куда историки архитектуры вписывают названия неоготических течений по крайней мере четырех столетий».

Зарубежный экскурс по неоготике подытожил обзор замка Строберри-Хилл Горация Уолпола. «Это как раз пример готики Просвещения, которая очень литературна. В говорящую историю в ней соединяются самые разные элементы апсид, башен, фасадов». Швидковский напомнил, что множество русских усадеб было построено именно в духе готических соборов Англии, даже «Спасская башня была завершена архитектором Кристофером Галоувеем и представляет готику, собранную из одних классических элементов». Неоготика Нееловых заимствовала находки замка Строберри-Хилл, дворец Румянцева-Задунайского в Вишенках и Чечерская ратуша в Белоруссии — находки Роберта Адама.

Следующий выступавший рассказал о невероятных взаимоотношениях Екатерины II и Василия Баженова, завершив свой доклад описанием символики некоторых архитектурных деталей усадьбы Царицыно. К примеру, трактовки виноградной лозы на царицынских Фигурных воротах не в духе масонства, которым Баженов так увлекался, а через евангельскую строку «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (эскиз ворот представлен во второй части выставки, в Музее архитектуры им. Щусева). В зале так никто и не спросил, можно ли и фигурки мопсов, которые до середины XIX века украшали колонны ворот, намекая на ложу ордена мопса XVIII века, тоже трактовать через Евангелие, зато во время перерыва «Портрет молодого человека с мопсом» Ивана Смирновского собрал больше половины слушателей.

Продолжил заседание один из кураторов выставки «Готика Просвещения» и автор ее идеи Сергей Хачатуров. Рассказ о вдохновившей его выставке 2015 года Gothic Imagination в Британской библиотеке, фактически первой, столь полно описавшей стиль, оказался емким перечислением направлений, в которых готика проявляется сегодня — от беллетристики про вампиров, актера Дэниела Рэдклиффа, выросшего из героя готической сказки (фильмы о Гарри Поттере) в персонажа готической новеллы (фильм «Женщина в черном»), до модных показов Александра Маккуина и фестиваля готов в Уитби. По мнению Хачатурова, в России природа готики более обострена, что, в частности, доказывают и проекты Баженова. «Готическая меланхолия, страсти, эстетические парадоксы близки мировоззрению сегодняшнего человека с его разбалансированным миропониманием, желанием приблизиться к настоящим чувствам сквозь медийные трафареты и манипуляции сознанием». Сергей Хачатуров упомянул о самых первых опытах обращения к «готическому вкусу» в России (театральная декорация Василия Баженова и нарисованная Иваном Ивановым Башня-руина Фельтена), о макетах старорусских дворцов, напоминающих образы с картин Аристарха Лентулова или Казимира Малевича, о личности самого Баженова, «который был сумасшедшим, ломающим все каноны, и самоубийцей в общении с монархами». Еще раз описав логику выставочного проекта, он добавил, что главное качество готики сегодня — «метафикшен». Это значит приоритет фрагмента, мистификация, незавершенность и клиповость, заимствованные из готического романа с его конструкцией рассказа в рассказе и симуляцией текстов документов разных эпох. Чтобы убедиться в этом, искусствовед посоветовал немедленно познакомиться со ставшим бестселлером романом Марка Данилевского «Дом листьев».

В рамках конференции в этот день говорили о театральности русского готического мирочувствования, о готических скульптурных формах, отражении стиля в церковной иконографии и советской архитектуре. Завершилось заседание приглашением на большой международный конгресс «Готика и модернизм», который пройдет в июне в Рейксмузеуме и станет третьим после Британии и России проектом, посвященным готическому стилю, его логичным завершением.

После официальной части собравшиеся поздравили куратора Сергея Хачатурова с днем рождения тортом в виде готический арки Пиранези. Как и положено искусствоведам и архитекторам, сначала торт обсудили с архитектурной точки зрения и только после этого попробовали.

Выставка «Готика просвещения» продлится в фонде IN ARTUBUS до 30 июля.

Материалы по теме
Просмотры: 2097
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
6
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
7
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
8
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
9
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
10
Александр Меламид: «Самое важное для меня, что я научил рисовать слонов»
Художник Александр Меламид, участник знаменитого дуэта Комар — Меламид, изобретшего целый ироничный стиль в русском искусстве — соц-арт, поговорил с нами о гениальности, актуальности, парадоксах и выставке в Московском музее современного искусства.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru