18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чайно-кофейный сервиз Томаса Димсдейла

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. Это может быть прославленный шедевр или неизвестный публике предмет из запасников, отреставрированная или недавно приобретенная вещь. На сей раз таким предметом стал чайно-кофейный сервиз, некогда подаренный Екатериной II английскому врачу Томасу Димсдейлу. Об истории этого уникального образца раннего периода в искусстве русского фарфора рассказывает заведующий сектором новых поступлений Виктор Файбисович.

Сервиз, поступивший в коллекцию Эрмитажа в 2013 году, рассчитан на 19 персон, особое место в нем занимает чашка с крышкой, блюдцем и ложкой с золоченым «вензеловым именем» владельца. Чайно-кофейный сервиз хранится в подлинном кофре, он исполнен около 1768 года на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. История этого ансамбля — редчайшего по художественным достоинствам и сохранности — восходит к весьма драматическим событиям. 17 мая 1768 года после скоротечной болезни на 24-м году жизни скончалась от оспы графиня Анна Шереметьева, невеста графа Никиты Панина, воспитателя юного наследника-цесаревича Павла Петровича. Жених вынужден был покинуть невесту, как только стал известен ее диагноз: при дворе опасались за жизнь великого князя. Смерть цветущей графини Шереметьевой побудила императрицу Екатерину пригласить в Петербург искусного врача, чтобы ввести в России оспопрививание. Выбор пал на Томаса Димсдейла. 12 октября 1768 года Димсдейл привил оспу императрице; 1 ноября он сделал прививку наследнику-цесаревичу Павлу Петровичу. Екатерина Великая пожаловала доктору титул барона, назначила ему пожизненную пенсию и осыпала щедрыми дарами; в их числе он увез на родину и великолепный сервиз Императорского фарфорового завода. В 1781 году Димсдейл приехал в Россию вторично, чтобы привить оспу внукам Екатерины — великим князьям Александру и Константину. Доктор и на этот раз возвратился на родину не с пустыми руками; дары императрицы до сих пор хранятся у его потомков. Но сервиз знаменитого врача через 246 лет вернулся в Петербург.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+