Шлем водолаза Мышляевского

Шлем до реставрации / Государственный Эрмитаж
Шлем до реставрации / Государственный Эрмитаж

Каждый месяц Государственный Эрмитаж будет выбирать для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. Это может быть прославленный шедевр или неизвестный публике предмет из запасников, отреставрированная или недавно приобретенная вещь.

Останки водолаза старшины Никиты Мышляевского, погибшего под водой в 1944 году, были подняты со дна Финского залива два года назад. Он погиб, когда советское судно, обеспечивавшее подводные работы, и водолазный бот были торпедированы немецкой подводной лодкой; водолаз в это время уже закрепил на глубине шумопеленгаторную станцию и готовился к подъему. О том, каким мощным был взрыв, свидетельствуют сохранившиеся детали водолазного костюма, в частности шлем, толстое стекло иллюминаторов которого разлетелось вдребезги. Останки героя были захоронены на Кронштадтском мемориальном кладбище, а его водолазный шлем передан в Кронштадтский морской музей.

Шлем после реставрации / Светлана Рагина
Шлем после реставрации / Светлана Рагина

Шлем — медный, детали которого были соединены свинцово-оловянным припоем и резиновыми прокладками, — оказался в очень плохом состоянии. Было решено передать его в Государственный Эрмитаж, в руки самых опытных мастеров — сотрудников лаборатории научной реставрации произведений прикладного искусства (А.И.Бантиков, О.Ю.Сенаторова, М.Г.Боровикова, А.И.Карпеченков и др.; в работе также участвовал М.К.Васильев из лаборатории научной реставрации мебели).

Металл был частично утрачен, а частично минерализирован, насыщен продолжающими разрушать его солями, ведь он многие десятилетия провел в морской воде. К тому же оказалось, что шлем был покрыт толстым слоем полимеризовавшегося растительного масла. Решено было проводить реставрацию без демонтажа деталей, так как он мог вызвать дополнительные разрушения и привести к утрате целостности уникального экспоната. Работа длилась полтора года: надо было не только вернуть шлему экспозиционный вид, но и законсервировать предмет, навсегда остановить разрушительную коррозию. В процессе участвовали специалисты разных профилей. Теперь шлем полностью расчищен и укреплен и сегодня, 30 апреля, будет передан Кронштадтскому морскому музею.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+