18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шлем водолаза Мышляевского

Каждый месяц Государственный Эрмитаж будет выбирать для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. Это может быть прославленный шедевр или неизвестный публике предмет из запасников, отреставрированная или недавно приобретенная вещь.

Останки водолаза старшины Никиты Мышляевского, погибшего под водой в 1944 году, были подняты со дна Финского залива два года назад. Он погиб, когда советское судно, обеспечивавшее подводные работы, и водолазный бот были торпедированы немецкой подводной лодкой; водолаз в это время уже закрепил на глубине шумопеленгаторную станцию и готовился к подъему. О том, каким мощным был взрыв, свидетельствуют сохранившиеся детали водолазного костюма, в частности шлем, толстое стекло иллюминаторов которого разлетелось вдребезги. Останки героя были захоронены на Кронштадтском мемориальном кладбище, а его водолазный шлем передан в Кронштадтский морской музей.

Шлем — медный, детали которого были соединены свинцово-оловянным припоем и резиновыми прокладками, — оказался в очень плохом состоянии. Было решено передать его в Государственный Эрмитаж, в руки самых опытных мастеров — сотрудников лаборатории научной реставрации произведений прикладного искусства (А.И.Бантиков, О.Ю.Сенаторова, М.Г.Боровикова, А.И.Карпеченков и др.; в работе также участвовал М.К.Васильев из лаборатории научной реставрации мебели).

Металл был частично утрачен, а частично минерализирован, насыщен продолжающими разрушать его солями, ведь он многие десятилетия провел в морской воде. К тому же оказалось, что шлем был покрыт толстым слоем полимеризовавшегося растительного масла. Решено было проводить реставрацию без демонтажа деталей, так как он мог вызвать дополнительные разрушения и привести к утрате целостности уникального экспоната. Работа длилась полтора года: надо было не только вернуть шлему экспозиционный вид, но и законсервировать предмет, навсегда остановить разрушительную коррозию. В процессе участвовали специалисты разных профилей. Теперь шлем полностью расчищен и укреплен и сегодня, 30 апреля, будет передан Кронштадтскому морскому музею.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+