18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Скульптурная группа лейб-гвардии Казачьего полка

Многие произведения из эрмитажной коллекции крайне редко покидают стены музея. Впервые за последние семь лет на выставку в только что открытый в Ростове-на-Дону «Шолохов-центр» отправилась серебряная скульптурная группа, некогда поднесенная императору Александру II офицерами лейб-гвардии Казачьего полка.

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. Это может быть прославленный шедевр или неизвестный публике предмет из запасников, отреставрированная или недавно приобретенная вещь. На сей раз таким предметом стала внушительная (высотой 125 см) скульптура, блестящий образец подношения монарху — серебряная группа лейб-гвардии Казачьего полка, поднесенная его офицерами императору Александру II 20 апреля 1875 года в дни празднования 100-летия со дня основания лейб-гвардии Казачьего Его Величества и лейб-гвардии Атаманского полков.

Казаки были частью жизни русского двора, и потому Зимний дворец и Императорский Эрмитаж свято хранили память об их подвигах и истории. Самый свободолюбивый народ России, казаки были и самыми верными слугами государей. Казачьи полки являлись ударной силой русской армии, казачьи лейб-гвардейские полки — ее гордым авангардом. Они служили императорам и на царские подарки отвечали своими.

Конная статуя казачьего вахмистра, держащего штандарт, опирается на скалу из красной уральской яшмы, которая стоит на пьедестале из лазурита. Вокруг статуи расположены фигуры казаков в форме времен царствования предыдущих шефов полка — Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I.

Автором проекта был известный батальный и исторический живописец Адольф Шарлемань, фигуры сделаны по моделям рисовальщика Рудольфа Жуковского и скульптора Владимира Бровского. Над серебряными фигурами, барельефами и декоративными арматурами с трофеями трудились мастера одной из лучших в России фабрик по производству серебряных изделий — фабрики Павла Овчинникова в Москве. Постамент и каменное основание изготовлены в мастерской фирмы «Гесрих и Верфе».

Необычная скульптурная группа редко покидает Эрмитаж, и это подчеркивает важность ее представления на выставках за пределами музея. В 2008 году экспонат был показан в центре «Эрмитаж-Казань». В этом году скульптурная группа лейб-гвардии Казачьего полка стала одним из важнейших произведений, экспонируемых на выставке «„Следы казачьей старины…“. Российское казачество в памятниках культуры XVIIIXX веков из собрания Государственного Эрмитажа» в только что открывшемся в Ростове-на-Дону «Шолохов-центре», новом отделе Государственного музея-заповедника М.А.Шолохова.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+