18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому

«Дама на террасе» (ок. 1907) Анри Матисса в составе выставки «Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Дама на террасе» (ок. 1907) Анри Матисса в составе выставки «Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре

У каждого музея есть свои отличительные черты, хотя общего между ними гораздо больше, чем может казаться со стороны. Особенно если речь о музеях государственных. Унификация их деятельности касается многих аспектов, и порой обязательные стандарты бывают довольно жесткими. Запрашивая одновременно с данными для рейтинга еще и дополнительную информацию, наша газета пытается разглядеть тренды, которые формируются сами собой — стихийно или осознанно. Такого рода вопросы факультативны, музейщики отвечают на них по желанию.

В этот раз мы предложили пять вопросов. Первый из них касался приоритетных направлений деятельности в 2023 году: каковы они? Иногда ответы содержали информацию об очень конкретных обстоятельствах: освоение новых объектов, реставрация старых, подготовка к важному юбилею и тому подобное. Если говорить о более общих категориях, то самый распространенный ответ — экспозиционно-выставочное направление. Как сформулировали в Курской государственной картинной галерее имени А.А.Дейнеки, эта работа «аккумулирует в себе и в каком-то смысле поверяет состояние всех других направлений деятельности музея». Подвид той же работы — межмузейное взаимодействие, направленное на устройство совместных выставок. У многих они значатся в планах. Выставочный вектор сопряжен с экскурсионным, который тоже часто упоминается — как и в целом образовательная работа. Иногда в ответах звучат еще слова «исследование» и «публикация», а вот о расширении и пополнении коллекций — молчок. Что симптоматично, между прочим.

Выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Второй вопрос был про региональный контекст и взаимодействие с местными культурными сообществами. Для больших столичных музеев тема эта не слишком интересна, но для других, особенно региональных — важна и актуальна. Вернее, представляется актуальной со стороны. На деле бывает по-разному. В некоторых случаях «региональный контекст» понимается лишь как умение находить общий язык с городским или областным начальством, в том числе путем преподнесения публике давно признанных культурных брендов и специалитетов. Умение полезное, что и говорить, однако можно ведь брать и глубже, и раздольнее. Примеров такого подхода немало, впрочем. В ход идут и коллаборации с другими учреждениями, не всегда даже относящимися к сфере культуры, и последовательная коммуникация с тематическими сообществами, в том числе неформальными, и работа с паблик-артом, и проведение рукодельных мастер-классов, приобщающих публику к местным промыслам. В широком смысле это поле выглядит почти безграничным.

Когда речь заходит об инклюзии (про нее был отдельный вопрос), единичные голоса сливаются в мощный хор. Судя по ответам, работа в этом направлении почти повсеместно выходит за рамки директив и нередко носит творческий характер. В некоторых случаях развернутые рассказы о практикуемых формах и методах дышат неподдельным энтузиазмом. И складывается впечатление, что с музейной инклюзией у нас полный порядок, причем везде — от Москвы до самых до окраин. Хотя наверняка в отдельных случаях имеют место и недочеты, но в целом настрой у всех оптимистичный.

Сердце Владимиро-Суздальского музея-заповедника — Успенский собор во Владимире. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Сердце Владимиро-Суздальского музея-заповедника — Успенский собор во Владимире.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Еще мы интересовались участием российских музеев в различных туристических программах — федеральных, региональных или местных. Выясняется, что в этом направлении большинство музеев действуют инициативно и даже напористо, что объяснимо: туристы — это хлеб. Показателен ответ владивостокского Музея истории Дальнего Востока имени В.К.Арсеньева насчет участия в таких программах: «Да, во всех без исключения, действующих на территории Приморского края». Пассивное поведение мало для кого характерно, присланные нам сообщения пестрят названиями многочисленных туроператоров, с которыми музеи заключили долгосрочные соглашения. Некоторые идут даже дальше. Например, Тамбовский областной краеведческий музей проинформировал, что с IV квартала 2022 года сам зарегистрирован в качестве туроператора. Тут нелишне вспомнить фразеологический оборот «кузнец своего счастья».

Наконец, мы спрашивали о наиболее перспективных аудиториях. Насчет одной из них царило предсказуемое единодушие: дети. Шире — семьи с детьми. Хотя в определенных случаях акцент ставится все же на взрослую аудиторию, как это происходит, например, в Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева. Часто упоминается категория «организованные туристы» — и понятно, что для ряда институций это главная целевая ауди­тория, так что их ответы здесь напрямую коррелировали с информацией по предыдущей теме — о музейном туризме. Иногда делается ставка на относительно малочисленные, зато профильные группы, скажем на студентов-историков или реконструкторов.

Из нескольких институций даже прислали развернутые тексты с анализом буквально всех своих посетительских категорий. Правда, в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» нам дали понять, что «музеи сейчас (и это общемировой тренд) отходят от сегментации ауди­торий, стараясь предложить максимально индивидуализированный подход». Превосходный тренд, но вряд ли легко и быстро реализуемый. И пока он не восторжествовал повсеместно, все равно придется по старинке адресоваться тем или иным аудиториям.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+