18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50

Государственный музей-заповедник «Царицыно». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Государственный музей-заповедник «Царицыно».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим

Читатель наверняка обратит внимание на то, что в верхних строчках российского рейтинга фигурируют институции, которые не представлены в рейтинге международном. Отличия эти — методологические. Редакция британской The Art Newspaper традиционно не учитывает музеи-памятники и «музеи с территорией» (по-нашему говоря, музеи-заповедники). Так что в англо­язычном чарте вы не встретите, например, Версаля. К тому же для мирового рейтинга запрашивается статистика посещаемости главным образом художественных музеев. Однако в пределах одной страны фокус может быть расширен, и российская The Art Newspaper Russia рассматривает любые отечественные музеи — вне зависимости от их формата и специализации. Значение имеют лишь абсолютные цифры посещаемости за год. А вот из временных выставок принимались во внимание только художественные — им посвящена отдельная таблица.

Государственный музей-заповедник «Петергоф». Фото: Кulturno/Unsplash
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Фото: Кulturno/Unsplash

Оба этих списка — топ-50 самых посещаемых музеев и самых популярных выставок — составлены на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Соответственно, в него включены (или не включены по причине порогового отсечения) только те институции, которые предоставили запрошенную информацию. Это отнюдь не все 2570 учреждений, входящих в Госкаталог Музейного фонда РФ. Даже из числа более или менее крупных музеев некоторые в итоге не прислали ответов.

Уточним, что в ряде случаев причины были вполне уважительными. Например, столичный Мультимедиа Арт Музей, Москва в сентябре прошлого года закрылся на ремонт и предпочел не оглашать заведомо ущербную статистику. Из Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина в ответ на запрос сообщили, что 2022 год стал для них «годом масштабных преобразований», повлекших временное закрытие большинства филиалов, и отложили свое участие в рейтинге до будущих времен. Музей современного искусства «Гараж» уже больше года не ведет выставочной деятельности, так что цифр от него тоже нет. Тем не менее рейтинг перед вами, и получившаяся общая картина вполне позволяет рассматривать и оценивать под определенным углом музейную реальность 2022 года.

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Фото: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Фото: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Из наиболее очевидного: статистика не дает оснований говорить о снижении посещаемости российских музеев в 2022 году — напротив, заметен рост. Следует предположить, что резкое сокращение числа зарубежных туристов компенсировалось подъемом внутреннего туризма. Косвенно это подтверждается приростом числа посетителей тех региональных музеев, которые не входили и тем более теперь не входят в обойму достопримечательностей, влекущих к себе интуристов. В качестве примера назовем Елабужский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник или Государственный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» в Нижегородской области. Однако и в тех музеях, что прежде в путеводителях на иностранных языках проходили по разряду must visit: Эрмитаж, «Петергоф», «Царское Село», Музеи Московского Кремля и так далее, — посещаемость в 2022 году отнюдь не просела. Похоже, пандемийный опыт по перенацеливанию на отечественную аудиторию был ими учтен и заново востребован.

Елабужское городище. Фото: Елабужский государственный музей-заповедник
Елабужское городище.
Фото: Елабужский государственный музей-заповедник

Кстати, о заграничных туристах. В марте 2023 года было объявлено о возобновлении взаимной выдачи виз между Россией и Китаем. Разумеется, на прошлогодние показатели музейной посещаемости это известие никак не влияет, но на прогнозируемые — очень даже может. Многое будет зависеть от того, насколько быстро заработает прежний механизм массового въезда китайских туристов по спискам туроператоров.

Как известно, КНР держала жесткий карантин в связи с COVID-19 намного дольше подавляющего большинства других государств. Казалось бы, для тех пандемия коронавируса уже история, пусть и недавняя, однако ее последствия ощутимы и сейчас, в том числе в музейной сфере. Она восстанавливается неравномерно, и для ряда институций (правда, далеко не для всех) доковидные цифры посещаемости все еще остаются недосягаемыми. Вслед за составителями мирового рейтинга в российском мы сопоставляем данные за 2022 год не только с 2021-м, но и с 2019-м. Это позволяет в какой-то мере оценить темпы преодоления пандемийного спада. Хотя за минувшее четырехлетие возникали, конечно, и другие факторы, влиявшие на статистику.

UPD. В таблице данные посещаемости Музея Москвы даны без учета филиалов. Общая цифра, предоставления музеем после составления рейтинга — 905 150 человек.

Рейтинг подготовили: Ирина Джумаева, Александра Лунева, Анастасия Мальцева, Дмитрий Смолев

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+