18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50

На выставке «Цой. Путь героя» в московском Манеже. Фото: Planeta9
На выставке «Цой. Путь героя» в московском Манеже.
Фото: Planeta9
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую

На Камчатской музейной ассамблее, проходившей в Петропавловске-Камчатском в конце февраля 2023 года и собравшей представителей профессионального сообщества со всей страны, раздавались призывы как к усилению патриотического направления в работе, так и к сохранению обычного, свойственного музеям диапазона. В рейтинге выставок за 2022 год мы можем видеть примеры и того и другого — с преобладанием событий из условной категории «делаем, как делали». Правда, действовать как раньше все равно получается не всегда, и в первую очередь это касается международных выставочных проектов — партнерских или гастрольных. Таковые в нашем списке безоговорочно отсутствуют.

Михаил Врубель. «Шестикрылый серафим». 1904. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Врубель. «Шестикрылый серафим». 1904.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Зато крепнет межмузейное сотрудничество внутри страны. Причем речь не только о мегапроектах, будь то «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина или «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее, и не только о гастролях столичных гигантов в регионах (примером чего может служить выставка «Золотой век фламандского искусства» в центре «Эрмитаж-Казань»). Все чаще региональные музеи прокладывают собственные маршруты по другим городам, обходясь без предписаний из Москвы. К таким проектам можно отнести выставку «Образ Петра Великого в живописи и графике конца XVII — середины XIX века в собрании Тамбовского областного краеведческого музея», прокатанную на нескольких площадках по России, или передвижную экспозицию «В гостях у татар», подготовленную уже упомянутым музеем в Елабуге. Оба эти сюжета не вошли в топ-50, но тенденцию собой вполне обозначают.

Выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I в музее-заповеднике «Царицыно». Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I в музее-заповеднике «Царицыно».
Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Пожалуй, все-таки недостаточно оснований говорить о выставочном буме в 2022 году, и тем не менее цифры показывают, что никакого количественного упадка не произошло. О чем можно судить хотя бы по такому косвенному показателю: наш прошлогодний топ-50 замыкала выставка, которую в среднем посещало 264 человека в день. В 2023-м на той же позиции фигурирует уже 415 посетителей в день. Иначе говоря, пороговый уровень рейтинга стал заметно выше.

Рейтинг подготовили: Ирина Джумаева, Александра Лунева, Анастасия Мальцева, Дмитрий Смолев

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+