18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50

На выставке «Цой. Путь героя» в московском Манеже. Фото: Planeta9
На выставке «Цой. Путь героя» в московском Манеже.
Фото: Planeta9
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую

На Камчатской музейной ассамблее, проходившей в Петропавловске-Камчатском в конце февраля 2023 года и собравшей представителей профессионального сообщества со всей страны, раздавались призывы как к усилению патриотического направления в работе, так и к сохранению обычного, свойственного музеям диапазона. В рейтинге выставок за 2022 год мы можем видеть примеры и того и другого — с преобладанием событий из условной категории «делаем, как делали». Правда, действовать как раньше все равно получается не всегда, и в первую очередь это касается международных выставочных проектов — партнерских или гастрольных. Таковые в нашем списке безоговорочно отсутствуют.

Михаил Врубель. «Шестикрылый серафим». 1904. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Врубель. «Шестикрылый серафим». 1904.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Зато крепнет межмузейное сотрудничество внутри страны. Причем речь не только о мегапроектах, будь то «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина или «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее, и не только о гастролях столичных гигантов в регионах (примером чего может служить выставка «Золотой век фламандского искусства» в центре «Эрмитаж-Казань»). Все чаще региональные музеи прокладывают собственные маршруты по другим городам, обходясь без предписаний из Москвы. К таким проектам можно отнести выставку «Образ Петра Великого в живописи и графике конца XVII — середины XIX века в собрании Тамбовского областного краеведческого музея», прокатанную на нескольких площадках по России, или передвижную экспозицию «В гостях у татар», подготовленную уже упомянутым музеем в Елабуге. Оба эти сюжета не вошли в топ-50, но тенденцию собой вполне обозначают.

Выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I в музее-заповеднике «Царицыно». Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I в музее-заповеднике «Царицыно».
Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Пожалуй, все-таки недостаточно оснований говорить о выставочном буме в 2022 году, и тем не менее цифры показывают, что никакого количественного упадка не произошло. О чем можно судить хотя бы по такому косвенному показателю: наш прошлогодний топ-50 замыкала выставка, которую в среднем посещало 264 человека в день. В 2023-м на той же позиции фигурирует уже 415 посетителей в день. Иначе говоря, пороговый уровень рейтинга стал заметно выше.

Рейтинг подготовили: Ирина Джумаева, Александра Лунева, Анастасия Мальцева, Дмитрий Смолев

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+