18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг посещаемости мировых музеев за 2022 год: топ-100

Лувр. Фото: David Emrich
Лувр.
Фото: David Emrich
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Наш традиционный рейтинг самых посещаемых музеев мира показывает, что в 2022 году Париж и Сеул достигли доковидных цифр, но другие крупные города по-прежнему расхлебывают последствия пандемии и восстанавливаются постепенно

После двух лет локдаунов и неопределенности, личных утрат и социальной нестабильности 2022-й стал годом, когда у большинства людей вновь появилась возможность увидеть любимые произведения искусства или отправиться в новые места со сравнительно небольшим количеством ограничений. В результате музеи, занявшие первые 100 строк нашего рейтинга, смогли привлечь в общей сложности 141 млн посетителей.

Так что же, мы вернулись к обычной жизни? Не совсем. 141 млн — это вдвое больше, чем было зафиксировано в 2021 году, и почти втрое больше показателя 2020 года, но еще очень далеко до отметки в 230 млн человек в 2019-м, последнем году полноценной работы перед пандемией.

Как показывает анализ, восстановление идет неоднородно. Из-за принятой в Китае стратегии «Нулевой COVID» посетители музеев были вынуждены сталкиваться с регулярными локдаунами и жесткими ограничениями. Российские музеи оказались в новой реальности из-за конфликта с Украиной: туризм как в Россию, так и из России теперь ограничен. Посещаемость музеев в обеих странах в лучшем случае осталась приблизительно такой же, как в 2021 году.

В некоторых других местах ведущие музеи практически оправились от пандемии. Парижский Лувр планирует ограничить посещаемость из-за переполненности своих залов, но ему все равно удалось возглавить наш рейтинг со впечатляющими 7,6 млн посетителей в 2022 году и обогнать занявшие второе место Музеи Ватикана более чем на 2,5 млн. Лондонские Британский музей и Тейт Модерн вернулись в первую пятерку, но их восстановление идет медленнее, чем у некоторых из зарубежных коллег, что отражает общую ситуацию в музеях Великобритании.

Выставка в Тейт Модерн «Сюрреализм без границ». Фото: Legion Media
Выставка в Тейт Модерн «Сюрреализм без границ».
Фото: Legion Media

В общей сложности музеи, вошедшие в первую десятку, посетило почти 40 млн человек. Теперь, когда пандемия практически закончилась, люди возвращаются в те же города, что и прежде: Лондон, Нью-Йорк, Париж, Рим. Несмотря на все старания музеев привлечь местную аудиторию как физически, так и в виртуальном формате, люди, судя по всему, все равно с нетерпением ждали возможности отправиться за границу, чтобы увидеть «Мону Лизу», мраморы Элгина и «Лаокоона». Эти культовые вещи по-прежнему остаются мощным магнитом.

Великобритания не в порядке

Восстановление посещаемости крупнейших музеев Лондона идет медленно. К сожалению, это верно для художественных учреждений Соединенного Королевства в целом. Национальная галерея в Лондоне установила сомнительный рекорд, потеряв больше всего посетителей из всех музеев нашего рейтинга: в 2022-м в ней побывало на 2,3 млн человек меньше, чем в 2019-м, последнем допандемийном году. Однако в процентном отношении у трех институций дела обстоят еще хуже: по сравнению с 2019 годом посещаемость Кеттлс-ярд в Кембридже упала на 57%, а Музея Виктории и Альберта в Данди и Коллекции фонда Wellcome в Лондоне — на 55%. В 2022 году ни одному из этих музеев не приходилось закрываться на карантин, хотя Кеттлс-ярд, расположенный в бывшем жилом здании, был вынужден ограничивать пропускную способность. Великобритания одной из первых развернула вакцинацию от коронавируса и гордилась быстрым возвращением к обычной жизни — теперь здесь уже редко увидишь человека в медицинской маске. Поэтому причина медленного восстановления посещаемости неясна, в особенности в том, что касается небольших музеев, которые меньше зависят от зарубежных туристов. Впрочем, по сравнению с прерывавшимся на карантины 2021 годом посещаемость многих институций утроилась, так что в следующем году они, вероятно, смогут вернуться в форму.

Выставка «Моделирование маскулинностей. Искусство мужской одежды» в Музее Виктории и Альберта. Фото: EPA/VICKIE FLORES/TASS
Выставка «Моделирование маскулинностей. Искусство мужской одежды» в Музее Виктории и Альберта.
Фото: EPA/VICKIE FLORES/TASS

В какой части Великобритании просветы ярче всего? Коллекция Баррелла в Глазго успела привлечь впечатляющие 483 тыс. гостей, что значительно больше, чем раньше (при этом создается впечатление, что люди почему-то обходили стороной расположенный в том же городе Музей Келвингроув, результат которого за 2022 год составил всего половину от показателя 2019-го). У эдинбургских музеев дела тоже шли неплохо: Национальный музей Шотландии посетило почти 2 млн человек, а Шотландскую национальную галерею — почти 1,3 млн, что очень близко к их доковидной посещаемости.

Самой успешной платной выставкой в Великобритании в 2022 году стал не персональный блокбастер одного художника, а «Моделирование маскулинностей. Искусство мужской одежды» в Музее Виктории и Альберта, следом за которой идут выставки в Тейт Модерн («Сюрреализм без границ», 158 843 посетителя) и Королевской академии художеств («Фрэнсис Бэкон. Человек и зверь», 146 694 посетителя). Тем временем Дэвид Хокни привлек в Музей Фицуильяма в Кембридже 221 950 человек бесплатной экспозицией «Глаз Хокни. Искусство и техника изображения», что является весьма значительным достижением для университетской галереи средних размеров.

Бесплатная экспозиция «Глаз Хокни. Искусство и техника изображения» в Музее Фицуильяма в Кембридже. Фото: Legion Media
Бесплатная экспозиция «Глаз Хокни. Искусство и техника изображения» в Музее Фицуильяма в Кембридже.
Фото: Legion Media

Америка продолжает мечтать

Музей Гуггенхайма, один из крупнейших в Нью-Йорке, испытал самое сильное падение посещаемости: 750 тыс. в 2022 году по сравнению с 1,3 млн в 2019-м, что представляет собой спад на 42%, в то время как Метрополитен-музей на Пятой авеню привлек на 34% меньше посетителей. Стоит отметить, что Метрополитен перешел на новый метод подсчета и теперь, как сообщил представитель музея, использует «новую программу, которую мы считаем более точной». Пересмотренный результат 2019 года оказался на 20% ниже первоначально заявленного.

Медленно восстанавливаются не только нью-йоркские музеи. Институции в самых разных концах США по-прежнему не вернулись к показателям 2019 года — от Национального музея афроамериканской истории и культуры в Вашингтоне (на 45% меньше) до Денверского художественного музея (на 34%) и Центра Гетти в Лос-Анджелесе (на 31%).

Хотя 2022 год в США не был отмечен широкомасштабными локдаунами, многие музеи по-прежнему чувствовали на себе последствия пандемии. Представитель Национальной портретной галереи (NPG) в Вашингтоне (которая располагается в одном здании со Смитсоновским музеем американского искусства (SAAM), и поэтому они предоставили совместные цифры) говорит, что музей вернулся к полной семидневной рабочей неделе лишь в мае, а в первом квартале года был открыт только четыре дня в неделю. Хотя NPG и SAAM и удалось утроить результат 2021 года, нынешние 954 тыс. все равно на 44% ниже допандемийного уровня.

В Парке скульптур Фредерика Мейера в Мичигане, США. Фото: Frederik Meijer Gardens & Sculpture Park
В Парке скульптур Фредерика Мейера в Мичигане, США.
Фото: Frederik Meijer Gardens & Sculpture Park

Аналогично до пандемии Художественный музей Фриста в Нашвилле работал семь дней в неделю, что помогло ему в 2019 году установить рекорд в 359 тыс. посетителей. Но после возвращения к работе в июле 2020 года он перешел на пятидневную рабочую неделю, что привело к 60%-ному снижению посещаемости.

Впрочем, небольшому числу институций удалось улучшить свои допандемийные результаты. В их числе Библиотека, художественная галерея и ботанические сады Хантингтона в Лос-Анджелесе (посещаемость выросла на 26%) и Сады и парк скульптур Фредерика Мейера в Гранд-Рапидс (на 3%), предлагающие в дополнение к посещению музея досуг на свежем воздухе.

Европейские ценности

Ситуация в Европе была неоднородной. Восстановление некоторых крупных музеев шло медленно, в том числе Королевских музеев изящных искусств Бельгии в Брюсселе (снижение на 40% по сравнению с 2019 годом), Нового музея в Берлине (на 36%), Рейксмузеума в Амстердаме (на 35%), Национального археологического музея в Неаполе (на 34%), но в целом создается впечатление, что посетители возвращаются в музеи.

Резкое сокращение международного туризма стало важным фактором во многих городах. Так, представители венской Альбертины называют снижение на четверть туристического потока в венскую столицу в числе главных факторов, обусловивших падение посещаемости музея на 26% по сравнению с 2019 годом. При этом некоторые другие институции, традиционно пользующиеся популярностью среди туристов, вернулись практически на прежний уровень. Например, в Париже Музей Орсе посетило всего на 10% меньше гостей, чем в 2019 году, а Пти-пале — на 14% больше.

«Портрет Жанны Самари» Пьера-Огюста Ренуара из собрания ГМИИ им. Пушкина был показан в Фонде Louis Vuitton на выставке-блокбастере коллекции братьев Морозовых. Фото: Фонд Louis Vuitton
«Портрет Жанны Самари» Пьера-Огюста Ренуара из собрания ГМИИ им. Пушкина был показан в Фонде Louis Vuitton на выставке-блокбастере коллекции братьев Морозовых.
Фото: Фонд Louis Vuitton

Наблюдались и серьезные скачки посещаемости. Показатели парижского Фонда Louis Vuitton выросли на треть с чуть более 1 млн в 2019 году до почти 1,4 млн в 2022-м, чему способствовал успех выставки коллекции Морозовых из российских музеев, привлекшей головокружительные 1,2 млн посетителей. Экспозиция, посвященная «Красной мастерской» Анри Матисса, помогла Национальной галерее Дании побить собственный рекорд с более чем 492 тыс. посетителей, а Музею изобразительных искусств в Будапеште удалось добиться роста в 47% по сравнению с 2019 годом благодаря хиту «Иероним Босх», который стал второй по популярности выставкой в истории этой институции.

Повышению посещаемости способствует и расширение площадей. Кунстхаус в Цюрихе открыл новое крыло в октябре 2021 года, благодаря чему число его посетителей выросло до 555 тыс., что вдвое больше, чем в 2019 году. Музей Мунка в Осло, переехавший в новое здание осенью 2021 года, смог привлечь почти 852 тыс. человек. По словам представителя институции, сейчас ее «посещаемость значительно выше, чем была в старом здании».

Согласно отчетам, в последние месяцы 2022 года посещаемость ряда музеев, в том числе Центра Ботина в испанском Сантандере и Галереи Академии во Флоренции (где находится «Давид» Микеланджело), догнала и превысила допандемийные показатели, что служит еще одним свидетельством здорового восстановления.

Картина Сандро Боттичелли «Весна» в Галерее Уффици. Фото: Dim-7
Картина Сандро Боттичелли «Весна» в Галерее Уффици.
Фото: Dim-7

Делим на ноль

Принятая правительством Китая стратегия «Нулевой COVID» оказала сильнейшее влияние на посещаемость музеев в 2022 году. И хотя Тайвань отказался от нее в марте 2022-го, из-за отсутствия туристического потока из Китая посещаемость Национального музея императорского дворца в Тайбэе осталась низкой и составила 553 тыс. человек, что всего на 33% выше результатов предыдущего года и на целых 86% ниже показателя в почти 4 млн в 2019-м.

Из общего тренда заметно выбивается китайский M+. Гонконгский музей современного искусства открылся в ноябре 2021 года, но в 2022-м был вынужден приостановить работу почти на четыре месяца из-за коронавирусных ограничений. Несмотря на это, за оставшиеся месяцы ему удалось привлечь более 2 млн человек и ворваться в первую двадцатку нашего рейтинга.

Австралия и Новая Зеландия ввели одни из самых строгих ограничений для борьбы с COVID-19 и вышли из карантина позже других частей света. В Австралии правила были сложными и варьировались от штата к штату; страна открылась для зарубежных туристов лишь в феврале 2022 года. Тем не менее многие площадки достигли приблизительно двух третьих от своих прежних показателей. Художественную галерею Южной Австралии в Аделаиде посетило 539 тыс. человек, что даже больше, чем до пандемии. Художественная галерея Нового Южного Уэльса в Сиднее отчасти обязана ростом посещаемости новому зданию.

Национальный музей современного искусства (MMCA) в Сеуле. Фото: Jongoh Kim/MMCA
Национальный музей современного искусства (MMCA) в Сеуле.
Фото: Jongoh Kim/MMCA

Среди стран Азии особенно выделяется Южная Корея. В Сеуле впервые прошла художественная ярмарка Frieze, что способствовало росту посещаемости городских музеев. Национальный музей Кореи занял пятую строчку рейтинга с 3,4 млн посетителей — это приблизительно такой же показатель, как до пандемии. Все четыре площадки Национального музея современного искусства тоже показали хорошие результаты, а его сеульское отделение привлекло 1,8 млн человек, что на 400 тыс. больше, чем в 2019 году.

Будем надеяться, что локдауны по большей части остались позади и музейная посещаемость в 2023 году будет выше. Но если одни музеи восстанавливаются сравнительно легко, то для других последствия пандемии и связанной с ней политической нестабильности могут оказаться более долговременными.

Рейтинг подготовили Джастин Камп, Алекс Колвилл

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+