18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Алексей Каллима: «Я ищу возможность утопии в эпоху антиутопий»

Художник Алексей Каллима. Фото: Лена Авдеева
Художник Алексей Каллима.
Фото: Лена Авдеева
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Художник Алексей Каллима, заявивший о себе на московской художественной сцене в 2000-х, с тех пор успел сменить манеру и репертуар. Мы поговорили с ним о метаморфозах действительности в его новых работах

На картинах из вашей новой серии «Город дорог», показанных на недавней выставке в галерее Vladey Space на «Винзаводе» в Москве, виды города написаны будто поверх импрессионистических пейзажей, а грязный асфальт проезжей части золотится, как Руанский собор на закате у Клода Моне. Вы так видите нашу действительность или целенаправленно ее преображаете?

Дело не в том, как я вижу действительность, а в том, как я вижу свою картину. Сначала художник смотрит на картину, а потом картина смотрит на художника. И говорит, в какую сторону ее нужно развивать. Но некое воздействие взгляда, которое трансформирует предмет, тоже существует. Я выбираю не априори прекрасные объекты, а зачастую что-то невыразительное. На многих картинах изображено то, что я вижу из своих окон. Такая непритязательность при выборе сюжета позволяет извлечь из него повествовательность и символизм. В этом и состоит кунг-фу (в переводе с китайского — «мастерство, отточенное упорным трудом». — TANR) художника — сложить высказывание из простых вещей.

Алексей Каллима. Работа из серии «Город дорог». 2022. Фото: Vladey
Алексей Каллима. Работа из серии «Город дорог». 2022.
Фото: Vladey

Виражи эстакад и пестрота рекламных объявлений на заборе — это объективно зрелищно. Но вы и следы шин на снегу изображаете эффектно. Можно ли сказать, что в живописи вы продолжаете или, наоборот, оспариваете свой опыт в нонспектакулярном, отвергающем зрелищность, искусстве, которым вы занимались в конце 1990-х — начале 2000-х?

Возможно. Нонспектакулярность призвана помочь обнаружить действительность. Наша действительность все время меняется, но мы этого не замечаем. Художник, в свою очередь, останавливает время, какое-то событие и будто с лупой его изучает. Делает незаметное заметным. Но есть вокруг нас и примеры агрессивной визуальности, которая раздражает. Та же реклама травмирующе зрелищна. Но когда что-то безобразное оказывается явлено художником, оно эстетизируется и нивелируется.

А что вам, художнику с академическим образованием, дал опыт участия в акциях и создания инсталляций из пачек сигарет?

Многое. Это было мое начало как современного художника. Через нонспектакулярность я познал язык современности. Но в какой-то момент я понял, что живопись и сложнее, и глубже, и, я бы сказал, элитарнее. Стоять с палитрой и размешивать краски — занятие гораздо более эстетичное, чем, скажем, сидеть за компьютером и использовать Photoshop. Я сам имел такой опыт, и меня раздражало, что компьютер с кучей встроенных инструментов становится посредником между художником и произведением. Поэтому я решил вернуться к простейшему акту: карандаш, краска и холст. Еще я начал рисовать углем. Уголь — это мертвый материал, сожженное дерево, но на бумаге он возрождается.

БИОГРАФИЯ
Алексей Каллима
Художник

1969 родился в Грозном

1984–1989 учился на отделении живописи Краснодарского художественного училища

1991–1994 преподавал в грозненской художественной школе

1994 переехал с семьей в Москву в связи с началом первой чеченской войны

В начале 2000-х работал в жанре акции, перформанса, инсталляции, затем вернулся к живописи

1995, 2009 участник Венецианской биеннале

2001–2006 куратор самоорганизованной галереи «Франция»

2005, 2007, 2011 участник спецпроектов I, II и IV Московской биеннале

2005 получил премию «Инновация» в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» за работу «Терек — Челси»

2014 участник Manifesta 10 в Санкт-Петербурге

Живет и работает в Москве

Работы выставлялись в Третьяковской галерее, Русском музее (Россия), Лувре (Франция), а также музеях и галереях Бельгии, Великобритании, Германии, США и других стран

Еще…

Не только мертвый, но и консервативный. В связи с чем вопрос: казалось ли вам возвращение к живописи радикальным жестом?

Именно! В то время все говорили, что живопись умерла, что это хлам, это неинтересно. Расцветали акционизм и радикальное искусство. И я подумал, что в такой момент по-настоящему радикальным могло бы стать рококо. Само художественное мастерство и профессионализм тоже кажутся радикальными в эпоху, когда художником может стать каждый.

Какой должна быть живопись, чтобы считаться современной?

Ее нужно адаптировать к современности. Во-первых, выбирать предметы из нашего сегодняшнего бытия. Можно прекрасно написать натюрморт, но он будет выглядеть точно так же, как натюрморт XIX века. Но стоит нарисовать рядом с цветами и гроздью винограда телефон или пачку сигарет — и произведение станет современным. Во-вторых, живопись нужно адаптировать под современное представление об искусстве. А современное искусство — так сложилось — это искусство идей.

Алексей Каллима. «Как снаружи, так и внутри». 2021. Фото: Vladey
Алексей Каллима. «Как снаружи, так и внутри». 2021.
Фото: Vladey

Расскажите про галерею «Франция», которую вы основали в начале 2000-х.

Она располагалась в подвале обыкновенного дома на улице Ольховская. Его каким-то образом выбил мой брат у муниципалитета. Нам дали его с условием: организовать там изостудию для детей. Мы не получали зарплату за занятия, но могли пользоваться подвалом как своей мастерской. И мы действительно организовали студию, и муниципалитет сделал в этом убитом подвале какой-то дешевенький ремонт. Но нам и этого было выше крыши, и я предложил открыть там галерею. Название «Франция» придумал Чтак (Валерий Чтак, художник. — TANR). Получился смешной парадокс: «встречаемся во Франции» звучит одним образом, а на деле все по-другому. Плюс название намекало на интерес к французской левой философии. Толик (Анатолий Осмоловский, художник. — TANR) читал во «Франции» свои лекции по современному искусству — то, что потом выросло в институт «База». Для нас с «радеками» («Общество „Радек“» — арт-группа, названная в честь революционера Карла Радека и действовавшая в Москве в 1998–2008 годах. — TANR) это была основная площадка для нонспектакулярного искусства. Потом на нас начали поступать жалобы от соседей, приезжала милиция, и нас прикрыли.

Алексей Каллима в мастерской. 2023. Фото: Лена Авдеева
Алексей Каллима в мастерской. 2023.
Фото: Лена Авдеева

А детей вы учили только традиционной живописи или современному искусству тоже?

И тому и другому. Сначала, конечно, мы ставили им руку, учили писать натюрморты. У нас не было отбора, как в художественной школе, к нам мог прийти любой ребенок. Для тех, кому не хватало усидчивости, мы придумывали всякие игровые формы, делали с ними мультики. Что касается современного искусства, то у меня даже сохранилась фотография-артефакт «Дерущиеся дети». Мы тогда работали со скотчем — это пошло от Валерия Кошлякова (в начале 2000-х Кошляков создавал картины из скотча. — TANR), и в это скотч-движение я привнес скотч-скульптуры. Первой из них был «Паук»: я посадил четырех членов «Радека» на одну табуретку и так обмотал желто-серой клейкой лентой, что они стали похожи на паука. Потом сделал тираннозавра, дерущихся «радеков», и с детьми тоже провернул такую штуку. Они изобразили драку, и я их зафиксировал скотчем. Получилось такое мутантское тело — не поймешь, где чья нога, чья рука.

Получается, это временные скульптуры?

Да, скульптуры на несколько минут. Пока сматываешь людей, они уже устают: неудобно. Поэтому фиксируешь их и тут же освобождаешь. А ведь раньше художники при создании сложных мизансцен фиксировали натурщиков какими-то металлическими скобами, чтобы они могли оставаться в своих позах на несколько часов.

Работа из цикла «Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом». 2008–2010. Фото: Vladey
Работа из цикла «Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом». 2008–2010.
Фото: Vladey

Можно ли сказать, что в этих скульптурах вы поднимали проблему власти художника над натурщиком — как в фильме Питера Гринуэя «Контракт рисовальщика»?

Да, это было высказывание об эксплуатации человека. Ты берешь двух людей и с помощью скотча превращаешь в тираннозавра. А они терпят неудобство во имя искусства и ради чьей-то дурацкой идеи.

Необычные, захватывающие дух ракурсы в ваших картинах тоже трансформируют фигуру человека.

«Ракурс» — от слова «сокращать». Когда я рисую тело в ракурсе, я изменяю форму человека, превращая его в нечто абстрактное, в символ, в иероглиф. Когда берешь сложные точки, это позволяет приблизить язык реализма к языку абстрактного искусства.

Ваши новые картины представляются более «безопасными», особенно на контрасте с ранними, резонансными работами на тему чеченской войны. Повлияли ли на это внешние обстоятельства?

Искусство не заложник политики. Оно не обязано быть зеркалом и отражать все, что происходит. Если у искусства есть возможность повлиять на ситуацию и улучшить ее, то надо этим пользоваться. Но порой главное — не навредить. Как у врачей. Ты можешь заявить о себе, а потом 100 художников пострадают: им будет закрыта дорога в искусстве на многие годы или какие-то темы станут табуированными. Когда мы занимались акционизмом и радикальным искусством, мы думали, что расширяем нашу свободу и улучшаем общество, а в действительности пришли к обратному результату. Так что с точки зрения этики я пережил эту ломку.

Выставка «Зрительный зал». 2015. Фото: Архив Алексей Каллимы Алексей Каллима.
Выставка «Зрительный зал». 2015.
Фото: Архив Алексей Каллимы Алексей Каллима.

Кстати, а от чеченцев вы получали какой-либо отклик на свои работы?

Нет, не получал. Никакого.

Направленность вашего искусства кажется светлой, позитивной. Вы писали портреты улыбающихся друзей-художников. Даже обращаясь к теме чеченской войны, избегали изображения насилия и создавали неожиданно идиллические образы. Наконец, ваш псевдоним, ставший фамилией, подчеркнуто мирный, ведь Каллима — это род бабочек. Это ваша художественная программа? Красота и искусство спасут мир?

Да, я за красоту. Достоевский был прав. Само это слово — «красота» — стало замыленным, дискредитированным, но я все чаще его произношу. Законы красоты действуют везде, идет ли речь о поступках или об идеях. Мы живем в эпоху антиутопий, а я ищу возможность утопии, возможность найти в плохом что-то хорошее, за что можно зацепиться.

Алексей Каллима в мастерской. 2023. Фото: Лена Авдеева
Алексей Каллима в мастерской. 2023.
Фото: Лена Авдеева

Вы как-то сказали, что художники — это необходимый элемент национальной безопасности. Что вы об этом думаете теперь?

Дополню ту мысль такой метафорой: если в городе не осталось ни одного скрипача, значит, этот город стал опасен и его надо срочно покинуть. То же самое и с художниками. Однажды я понял, что доверяю в этом мире только художникам. А почему? Потому что я знаю, что они воспитаны на серьезной самокритике. Чтобы научиться рисовать, ты должен быть честен с самим собой. Если ты неправильно нарисовал ногу, ты должен стереть или закрасить ее и нарисовать заново, пока не получится правильно. Тут невозможно схалтурить, обмануть, выдать одно за другое. И потом, художник может отличить красивое от безобразного, в том числе когда речь идет о поступках. Он с детских лет этому обучен. Художника не обманешь. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+