18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Российские олигархи покидают попечительские советы крупнейших мировых музеев

Выставка «Россия!» в Музее Соломона Р.Гуггенхайма в 2005 году. Фото: Guggenheim Museum
Выставка «Россия!» в Музее Соломона Р.Гуггенхайма в 2005 году.
Фото: Guggenheim Museum

Конфликт на Украине и западные санкции против России влияют на мир искусства и арт-рынок: Королевская академия, Тейт и Музей Гуггенхайма отказались от сотрудничества с российскими бизнесменами

Российский предприниматель Петр Авен с 1 марта более не является попечителем Королевской академии художеств в Лондоне. Это случилось после того, как он и его деловой партнер Михаил Фридман попали под санкции Европейского союза. Британские культурные институции столкнулись с серьезным давлением со стороны политиков и общества, призывавших отказаться от любых связей с российским бизнесом. Как сообщила британская газета Guardian, музей также вернул Авену благотворительный взнос в пользу выставки «Фрэнсис Бэкон. Человек и чудовище», которая проходит в Королевской академии до 17 апреля. Точный размер пожертвования не называется, так как эта информация составляет коммерческую тайну.

Под вопросом теперь судьба частного музея, который Петр Авен планировал открыть в Риге в 2025 году. Обладатель одного из самых значимых собраний русского искусства конца XIX — начала ХХ века приобрел несколько лет назад здание на улице Валдемара, 19, напротив Национального художественного музея. Частный музей русского и латышского искусства возглавила Надежда Степанова, которая в прошлом была директором Института русского реалистического искусства в Москве. Однако на фоне санкций ЕС против Петра Авена в Латвии было начато расследование обстоятельств, при которых российский бизнесмен получил латвийское гражданство (у Авена — латышские корни по отцу). По данным Интерфакса, Минюст Латвии ищет возможности для лишения его гражданства. По утверждениям анонимных источников, большая часть коллекции Авена уже не находится в стране.

Здание в Риге, где Петр Авен планировал открыть музей. Фото: Expobank, Latvia
Здание в Риге, где Петр Авен планировал открыть музей.
Фото: Expobank, Latvia

Перед дилеммой, с которой столкнулась британская Королевская академия художеств, оказываются и другие музеи на Западе. Нью-йоркский Музей Гуггенхайма заявил в среду 2 марта о том, что российский миллиардер Владимир Потанин более не является его попечителем. «Владимир Потанин уведомил попечительский совет о своем решении уйти с поста попечителя, вступающем в силу немедленно», — говорится в заявлении институции. Бизнесмен более 20 лет поддерживал Музей Гуггенхайма и его проекты, в том числе знаменитую выставку «Россия!» 2005–2006 годов. Напомним, что Владимир Потанин с 2003 года является председателем попечительского совета Государственного Эрмитажа и основателем благотворительного фонда, который много лет поддерживает российские музеи, в том числе региональные. В 2016 году фонд был инициатором передачи в дар Центру Помпиду в Париже крупнейшего собрания современного русского искусства и выставки «Коллекция!». Также благодаря инициативам предпринимателя отечественные музеи теперь могут создавать фонды целевого капитала. В эндаументы Эрмитажа и Государственной Третьяковской галереи им были сделаны щедрые взносы.

Под ударом оказался британский музей Тейт: в числе почетных членов его фонда — российский миллиардер Виктор Вексельберг. Хотя в данный момент Вексельберг не подвергается санкциям со стороны Великобритании или ЕС (он с 2018 года находится в аналогичном списке в США), в британских СМИ звучат требования исключить его из числа попечителей музея, представляющего национальное искусство Британии. В заявлении, опубликованном Artnet, представитель Тейт объявил, что Вексельберг сделал крупное пожертвование в пользу музея семь лет назад и что его статус является почетным, постоянного взаимодействия с ним нет.

Экспозиция музея Яд Ва-шем. Фото: Yad Vashem
Экспозиция музея Яд Ва-шем.
Фото: Yad Vashem

В щекотливое положение попал израильский музей холокоста Яд Ва-шем, правление которого менее месяца назад официально обратилось к США с просьбой не применять санкции к российскому олигарху Роману Абрамовичу. Как стало известно из публикации газеты Times of Israel, Дэни Даян, председатель музея Яд Ва-шем, подписал 6 февраля совместное письмо, адресованное Тому Найдсу, послу США в Израиле, в котором говорится, что Абрамович является «вторым по величине частным спонсором» музея. Через две недели после отправки письма бизнесмен пожертвовал музею неуказанную «восьмизначную сумму», а 22 февраля Яд Ва-шем объявил, что вступает в «стратегическое партнерство» с Абрамовичем, которое «расширит и укрепит исследовательскую деятельность Яд Ва-шем в то время, когда искажение, отрицание и политизация холокоста вызывают тревогу во всем мире». Следует отметить, что на данный момент Роман Абрамович не находится под санкциями со стороны каких-либо западных стран. Основанный им совместно с Дашей Жуковой Музей современного искусства «Гараж» первым из российских музеев объявил о приостановке работы над новыми выставками, ближайшие из которых — «Лидия Мастеркова. Обогащенная ретроспектива» и проект Анне Имхоф — были намечены на март и апрель.

Дистанцироваться от российского бизнеса, который разом стал восприниматься на Западе как «токсичный», поспешили и частные лица. Так, в четверг 3 марта о своем уходе с должности художественного директора фонда V–A–C, основанного председателем правления ПАО «Новатэк» Леонидом Михельсоном, заявил куратор Франческо Манакорда. Ранее Дом культуры «ГЭС-2», один из ключевых проектов фонда, сообщил о досрочном закрытии выставок и приостановке деятельности в связи с ситуацией на Украине. «К большому сожалению, текущие события существенно изменили рабочие и личные условия, поэтому я пришел к выводу, что у меня не получится продолжить работу с той же самоотверженностью, которой я бы мог гордиться. Мое решение далось мне с большим трудом и сожалением», — пояснил Франческо Манакорда ТАСС.

Аукционному дому Phillips пока что удается балансировать на грани в стремительно меняющемся мире. В среде западных коллекционеров и арт-дилеров звучат призывы бойкотировать торги Phillips по той причине, что аукционный дом принадлежит компании Mercury Group, основанной российскими предпринимателями Леонидом Фридляндом и Леонидом Струниным (ни один из них не вошел в санкционные списки США и Великобритании). В самом начале украинского кризиса на официальной странице Phillips в Instagram появилось заявление генерального директора Стивена Брукса, который осудил российскую военную операцию. Кроме того, выручка от вечернего аукциона искусства ХХ века 3 марта (речь идет именно о комиссионных Phillips) будет направлена украинскому Красному Кресту — это £5,8 млн. Судя по тому, что вчерашние торги были для аукционного дома успешными (продано 83% лотов), такая стратегия поведения пока что оправдывает себя на Западе.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+