18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Звезды NFT-арта участвуют в создании «Небесного Эрмитажа»

№96
Материал из газеты

Эрмитаж лидирует в деле осмысления криптоискусства: он продал токенизированные копии своих шедевров, а теперь открывает проект, целиком посвященный цифровому искусству. Экспозиция «Незримый эфир» нематериальна и развернута в «облачном пространстве»

Проект «Незримый эфир» объединит уже существующие работы известных NFT-художников и цифровые произведения, созданные специально для Эрмитажа. Название виртуальной выставки кураторы Дмитрий Озерков и Анастасия Гарнова заимствовали из стихотворения Федора Тютчева «Душа хотела б быть звездой...», где речь идет о том, что днем звезды, скрытые ярким солнечным светом, «горят светлей в эфире чистом и незримом». Действительно, пока что стремительный расцвет цифрового искусства в форме NFT (non-fungible token, англ. «невзаимозаменяемый токен») остается невидимым для широкой аудитории, а имена звезд этого движения вроде Бипла (псевдоним художника и дизайнера Майка Винкельманна), чья NFT-работа была продана на Christie’s в марте 2021 года за $69,3 млн, известны скорее криптопредпринимателям и тем, кто следит за событиями на рынке искусства, чем традиционной музейной аудитории. Инициатива отдела современного искусства «Эрмитаж 20/21», возглавляемого Дмитрием Озерковым, направлена в первую очередь на то, чтобы исправить существующее положение вещей.

Экспозиция, которая доступна с 10 ноября, полностью нематериальна, она не имеет никакого физического воплощения. Все произведения демонстрируются в трехмерном «облачном пространстве», созданном коллективом дизайнеров и специалистов по виртуальной и дополненной реальности и похожем на Биржу Тома де Томона в следующем, XXII веке. Развеской виртуальной выставки организаторы занимались в 3D-шлемах. Доступ на выставку возможен с любых подключенных к интернету устройств, либо по ссылкам на сайте Эрмитажа и партнеров проекта, либо по QR-кодам, которые можно найти в самом музее, на здании биржи, а также по всему городу. Виртуальная выставка не будет иметь эксклюзивной привязки ни к одной из NFT-платформ, но на нее можно будет перейти с нескольких самых крупных ресурсов. Символическая связь со зданием биржи тоже легко объяснима: NFT-искусство обычно продается за криптовалюту, которая, в свою очередь, торгуется на криптобирже.

В проекте представлено около 50 произведений, которые по-разному раскрывают природу NFT и показывают возможности этого формата. «Основные темы работ — экология, токеномика, новые ценности, — говорит Дмитрий Озерков. — Выставка не строится хронологически, все работы созданы в самое последнее время. Для меня все они по-своему ярки, это капсулы для будущего. Выставка строится на концептуальном принципе: техника искусства вопрошает саму себя о своей сути как явлении».

К открытию выставки Эрмитаж планирует выпустить токен на основе картины Казимира Малевича «Черный квадрат» из собрания музея. Работа не просто представляет собой цифровую копию музейного предмета, но создается в сотрудничестве с современными художниками. Еще одно произведение, демонстрирующее преемственность NFT-арта по отношению к истории искусства ХХ века, — «Частичное равновесие» Марко Брамбиллы. Медиахудожник вдохновляется идеей реди-мейда, сформулированной еще Марселем Дюшаном, а также концептуальной скульптурой Джеффа Кунса «Три мяча 50/50 бак» 1985 года, которая представляла собой три баскетбольных мяча, плавающих в воде. В анимации Брамбиллы мы видим всего один плавающий в аквариуме мяч и осьминога, который постепенно целиком захватывает его. Оммаж знаменитой картине Луи Давида 1793 года «Смерть Марата» из Лувра представляет собой NFT режиссера и художника Роберта Уилсона Gaga/Marat. Это видеопортрет поп-певицы Леди Гаги в образе заколотого ножом Марата.

Среди авторов токенов, представленных на выставке, есть и признанные звезды современного искусства вроде Урса Фишера (в виртуальном показе участвует одна из его цифровых скульп­тур в формате NFT из серии «Хаос»). Представлено и генеративное искусство (когда созданный художником алгоритм генерирует уникальное произведение искусства в определенном стиле) от платформы Art Blocks. Первым их релизом стала популярная коллекция разноцветных «пружинок» Chromie Squiggle от создателя генеративного контента Snowfro. Анимированные NFT из серии художника турецкого происхождения из Лос-Анджелеса Рефика Анадоля «Машинные галлюцинации — пейзажи Марса» созданы искусственным интеллектом на основе реальных фото высочайшего разрешения, сделанных с марсохода. Тему марсохода продолжает NFT Cybercrack проекта CyberCars, который включает глубоко проработанную 3D-модель автомобиля-вездехода, видео его передвижений по поверхности Марса, метаданные — характеристики автомобиля и доступ к приложению, где владелец может взаимодействовать с автомобилем в гараже, проецировать его на поверхность в режиме дополненной реальности и даже участвовать в гонке.

Тему art & science развивает Шу Ли Чинг, художник, режиссер, классик веб-искусства (свои первые сетевые произведения она создала в 1990-е совместно с Художественным центром Уокера и Музеем Гуггенхайма). От платформы The Art Exchange она представлена биохакерским видео, начинающимся с того, как в чашке Петри мутируют бактерии. В экспозицию виртуальной биржи войдет и растущий кристалл из проекта Organic Growth: Crystal Reef (OG:CR) от платформы Snark.art, созданного художниками Майклом Джу и Данилой Криворучко. Уникальность проекта заключается в том, что финальный вид каждого из кристаллов зависит от истории криптовалютных аккаунтов его владельцев.

Проект «Незримый эфир. Выставка цифрового искусства» также заложит основу для создания «Небесного Эрмитажа» — цифрового двойника музея, который в будущем поможет расширить сферу его деятельности и позволит сохранять, изучать, а также дополнять цифровое культурное достояние — объекты, порожденные цифровой реальностью (в том числе NFT-born) и существующие лишь в ней. «„Небесный Эрмитаж“ — это виртуальный двойник музея в метаверсуме. Скоро такие двойники появятся у всех институций. И у всех людей. Выставка „Незримый эфир“ — первый шаг Эрмитажа в эту сторону», — предсказывает Дмитрий Озерков.  


Углеродный след NFT: откуда он берется и как его компенсировать

В преддверии открытия NFTпроекта «Незримый эфир. Выставка цифрового искусства» Государственный Эрмитаж объявил о партнерстве с компанией «Гринвест», которая поможет компенсировать его вредящий экологии карбоновый след. Стоит климату Земли потеплеть еще на 1,5 °С, как полярные льды начнут таять и затопленными окажутся огромные территории со всеми их памятниками культуры. И это может случиться уже к 2050 году. К такому пессимистичному прогнозу пришли климатологи международной организации Climate Central в свежем отчете, призванном обратить наше внимание на непрерывно растущий уровень выбросов парникового газа, несмотря на, казалось бы, обилие сдерживающих мер.

Причин климатического кризиса слишком много, чтобы все их просчитать, и все они взаимосвязаны. Например, невзирая на старания энергетической индустрии, ответственной за четверть всех выбросов углерода в атмосферу, активно развивающиеся IT и криптосегмент планомерно сводят их усилия на нет. Программист и цифровой художник Memo Akten подсчитал, что всего лишь одна NFT-транзакция на базе кошелька Etherium оставляет углеродный след в 48 кг CO2-эквивалента. Для сравнения: одно взрослое дерево поглощает вдвое меньше углекислого газа за один год жизни. А ведь каждый день проводятся тысячи транзакций с невзаимозаменяемыми токенами!

NFT (non-fungible token, англ. «невзаимозаменяемый токен») — это подтверждение факта владения объектом цифрового искусства, существующее в виде кода. Во время производства такого токена и проведения транзакции используется колоссальный объем электроэнергии. Покупка одного NFT-произведения в среднем равняется 74 тыс. транзакций карт Visa. Эта энергия уходит на загрузку и хранение цифровых произведений на блокчейн-платформе, на «минт» (производство NFT), его последующее хранение, передачу покупателю.

Многие художники и кураторы начали было отказываться от NFT, делая жест климатического протеста. Однако мир IT не спешит хоронить технологию и находится в постоянном поиске компенсаторных мер. Так появились альтернативные блокчейн-платформы Polygon, Symbol и Tezos, которые используют менее энергозатратный и более быстрый алгоритм проверки транзакций proof-of-stake (в отличие от proof-of-work в Etherium) и не требуют огромных вычислительных мощностей, так как быстрее обрабатывают транзакции.

По мере погружения в крипто-артрынок работники культуры и артинституции разрабатывают свои решения углекислой проблемы NFT. На участке во Владимирской области по согласованию с муниципальными властями «Гринвест» высадит молодые деревца. Наиболее активным периодом поглощения СО2 являются первые 20–25 лет жизни растения. Сейчас специалисты выбирают виды деревьев, которые привычны средней полосе и будут перерабатывать максимальное количество СО2 (скорее всего, ими окажутся ели). И даже самый пессимистичный расчет экологов оставляет высаженным деревьям возможность нивелировать вред от NFT, выставленных в Эрмитаже.

Виртуальное здание Биржи на стрелке Васильевского острова
«Незримый эфир. Выставка цифрового искусства»
10 ноября – 10 декабря

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
5
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
6
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+