18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Звезды NFT-арта участвуют в создании «Небесного Эрмитажа»

№96
Материал из газеты

Эрмитаж лидирует в деле осмысления криптоискусства: он продал токенизированные копии своих шедевров, а теперь открывает проект, целиком посвященный цифровому искусству. Экспозиция «Незримый эфир» нематериальна и развернута в «облачном пространстве»

Проект «Незримый эфир» объединит уже существующие работы известных NFT-художников и цифровые произведения, созданные специально для Эрмитажа. Название виртуальной выставки кураторы Дмитрий Озерков и Анастасия Гарнова заимствовали из стихотворения Федора Тютчева «Душа хотела б быть звездой...», где речь идет о том, что днем звезды, скрытые ярким солнечным светом, «горят светлей в эфире чистом и незримом». Действительно, пока что стремительный расцвет цифрового искусства в форме NFT (non-fungible token, англ. «невзаимозаменяемый токен») остается невидимым для широкой аудитории, а имена звезд этого движения вроде Бипла (псевдоним художника и дизайнера Майка Винкельманна), чья NFT-работа была продана на Christie’s в марте 2021 года за $69,3 млн, известны скорее криптопредпринимателям и тем, кто следит за событиями на рынке искусства, чем традиционной музейной аудитории. Инициатива отдела современного искусства «Эрмитаж 20/21», возглавляемого Дмитрием Озерковым, направлена в первую очередь на то, чтобы исправить существующее положение вещей.

Экспозиция, которая доступна с 10 ноября, полностью нематериальна, она не имеет никакого физического воплощения. Все произведения демонстрируются в трехмерном «облачном пространстве», созданном коллективом дизайнеров и специалистов по виртуальной и дополненной реальности и похожем на Биржу Тома де Томона в следующем, XXII веке. Развеской виртуальной выставки организаторы занимались в 3D-шлемах. Доступ на выставку возможен с любых подключенных к интернету устройств, либо по ссылкам на сайте Эрмитажа и партнеров проекта, либо по QR-кодам, которые можно найти в самом музее, на здании биржи, а также по всему городу. Виртуальная выставка не будет иметь эксклюзивной привязки ни к одной из NFT-платформ, но на нее можно будет перейти с нескольких самых крупных ресурсов. Символическая связь со зданием биржи тоже легко объяснима: NFT-искусство обычно продается за криптовалюту, которая, в свою очередь, торгуется на криптобирже.

В проекте представлено около 50 произведений, которые по-разному раскрывают природу NFT и показывают возможности этого формата. «Основные темы работ — экология, токеномика, новые ценности, — говорит Дмитрий Озерков. — Выставка не строится хронологически, все работы созданы в самое последнее время. Для меня все они по-своему ярки, это капсулы для будущего. Выставка строится на концептуальном принципе: техника искусства вопрошает саму себя о своей сути как явлении».

К открытию выставки Эрмитаж планирует выпустить токен на основе картины Казимира Малевича «Черный квадрат» из собрания музея. Работа не просто представляет собой цифровую копию музейного предмета, но создается в сотрудничестве с современными художниками. Еще одно произведение, демонстрирующее преемственность NFT-арта по отношению к истории искусства ХХ века, — «Частичное равновесие» Марко Брамбиллы. Медиахудожник вдохновляется идеей реди-мейда, сформулированной еще Марселем Дюшаном, а также концептуальной скульптурой Джеффа Кунса «Три мяча 50/50 бак» 1985 года, которая представляла собой три баскетбольных мяча, плавающих в воде. В анимации Брамбиллы мы видим всего один плавающий в аквариуме мяч и осьминога, который постепенно целиком захватывает его. Оммаж знаменитой картине Луи Давида 1793 года «Смерть Марата» из Лувра представляет собой NFT режиссера и художника Роберта Уилсона Gaga/Marat. Это видеопортрет поп-певицы Леди Гаги в образе заколотого ножом Марата.

Среди авторов токенов, представленных на выставке, есть и признанные звезды современного искусства вроде Урса Фишера (в виртуальном показе участвует одна из его цифровых скульп­тур в формате NFT из серии «Хаос»). Представлено и генеративное искусство (когда созданный художником алгоритм генерирует уникальное произведение искусства в определенном стиле) от платформы Art Blocks. Первым их релизом стала популярная коллекция разноцветных «пружинок» Chromie Squiggle от создателя генеративного контента Snowfro. Анимированные NFT из серии художника турецкого происхождения из Лос-Анджелеса Рефика Анадоля «Машинные галлюцинации — пейзажи Марса» созданы искусственным интеллектом на основе реальных фото высочайшего разрешения, сделанных с марсохода. Тему марсохода продолжает NFT Cybercrack проекта CyberCars, который включает глубоко проработанную 3D-модель автомобиля-вездехода, видео его передвижений по поверхности Марса, метаданные — характеристики автомобиля и доступ к приложению, где владелец может взаимодействовать с автомобилем в гараже, проецировать его на поверхность в режиме дополненной реальности и даже участвовать в гонке.

Тему art & science развивает Шу Ли Чинг, художник, режиссер, классик веб-искусства (свои первые сетевые произведения она создала в 1990-е совместно с Художественным центром Уокера и Музеем Гуггенхайма). От платформы The Art Exchange она представлена биохакерским видео, начинающимся с того, как в чашке Петри мутируют бактерии. В экспозицию виртуальной биржи войдет и растущий кристалл из проекта Organic Growth: Crystal Reef (OG:CR) от платформы Snark.art, созданного художниками Майклом Джу и Данилой Криворучко. Уникальность проекта заключается в том, что финальный вид каждого из кристаллов зависит от истории криптовалютных аккаунтов его владельцев.

Проект «Незримый эфир. Выставка цифрового искусства» также заложит основу для создания «Небесного Эрмитажа» — цифрового двойника музея, который в будущем поможет расширить сферу его деятельности и позволит сохранять, изучать, а также дополнять цифровое культурное достояние — объекты, порожденные цифровой реальностью (в том числе NFT-born) и существующие лишь в ней. «„Небесный Эрмитаж“ — это виртуальный двойник музея в метаверсуме. Скоро такие двойники появятся у всех институций. И у всех людей. Выставка „Незримый эфир“ — первый шаг Эрмитажа в эту сторону», — предсказывает Дмитрий Озерков.  


Углеродный след NFT: откуда он берется и как его компенсировать

В преддверии открытия NFTпроекта «Незримый эфир. Выставка цифрового искусства» Государственный Эрмитаж объявил о партнерстве с компанией «Гринвест», которая поможет компенсировать его вредящий экологии карбоновый след. Стоит климату Земли потеплеть еще на 1,5 °С, как полярные льды начнут таять и затопленными окажутся огромные территории со всеми их памятниками культуры. И это может случиться уже к 2050 году. К такому пессимистичному прогнозу пришли климатологи международной организации Climate Central в свежем отчете, призванном обратить наше внимание на непрерывно растущий уровень выбросов парникового газа, несмотря на, казалось бы, обилие сдерживающих мер.

Причин климатического кризиса слишком много, чтобы все их просчитать, и все они взаимосвязаны. Например, невзирая на старания энергетической индустрии, ответственной за четверть всех выбросов углерода в атмосферу, активно развивающиеся IT и криптосегмент планомерно сводят их усилия на нет. Программист и цифровой художник Memo Akten подсчитал, что всего лишь одна NFT-транзакция на базе кошелька Etherium оставляет углеродный след в 48 кг CO2-эквивалента. Для сравнения: одно взрослое дерево поглощает вдвое меньше углекислого газа за один год жизни. А ведь каждый день проводятся тысячи транзакций с невзаимозаменяемыми токенами!

NFT (non-fungible token, англ. «невзаимозаменяемый токен») — это подтверждение факта владения объектом цифрового искусства, существующее в виде кода. Во время производства такого токена и проведения транзакции используется колоссальный объем электроэнергии. Покупка одного NFT-произведения в среднем равняется 74 тыс. транзакций карт Visa. Эта энергия уходит на загрузку и хранение цифровых произведений на блокчейн-платформе, на «минт» (производство NFT), его последующее хранение, передачу покупателю.

Многие художники и кураторы начали было отказываться от NFT, делая жест климатического протеста. Однако мир IT не спешит хоронить технологию и находится в постоянном поиске компенсаторных мер. Так появились альтернативные блокчейн-платформы Polygon, Symbol и Tezos, которые используют менее энергозатратный и более быстрый алгоритм проверки транзакций proof-of-stake (в отличие от proof-of-work в Etherium) и не требуют огромных вычислительных мощностей, так как быстрее обрабатывают транзакции.

По мере погружения в крипто-артрынок работники культуры и артинституции разрабатывают свои решения углекислой проблемы NFT. На участке во Владимирской области по согласованию с муниципальными властями «Гринвест» высадит молодые деревца. Наиболее активным периодом поглощения СО2 являются первые 20–25 лет жизни растения. Сейчас специалисты выбирают виды деревьев, которые привычны средней полосе и будут перерабатывать максимальное количество СО2 (скорее всего, ими окажутся ели). И даже самый пессимистичный расчет экологов оставляет высаженным деревьям возможность нивелировать вред от NFT, выставленных в Эрмитаже.

Виртуальное здание Биржи на стрелке Васильевского острова
«Незримый эфир. Выставка цифрового искусства»
10 ноября – 10 декабря

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+