Эрмитаж продал пять NFT-шедевров из своей коллекции

Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта». Середина 1490-х. Фото: Государственный Эрмитаж/Binance NFT
Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта». Середина 1490-х.
Фото: Государственный Эрмитаж/Binance NFT

Подлинность ограниченной серии цифровых копий шедевров эпохи Возрождения, импрессионизма и модернизма заверил своей подписью Михаил Пиотровский. Они принесли более 32 млн руб.

Токенизированные копии пяти произведений из своей коллекции музей продал на аукционе на криптобирже Binance. Все NFT были созданы в двух экземплярах: один для продажи, другой будет храниться в Эрмитаже. Все цифровые копии были подписаны директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, который также заверил подлинность каждой работы, надписав дату и время их подписания; место подписания — залы Эрмитажа — также закреплено в метаданных. «Эрмитаж — консервативный инноватор, консервативный музей, который использует новейшие технологии. К ним относится и наш проект „Ваш токен хранится в Эрмитаже“, и вся наша работа c NFT. Мы расширяем цифровые возможности знакомства с коллекцией Эрмитажа, с его залами и зданиями. Это пути, которые подчеркивают, с одной стороны, демократичность музея, с другой — доступность роскоши его посещения», — сказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Торг за произведения шел в стейблкоинах. Как и на живом аукционе, основной вал ставок посыпался в последние минуты продажи работ.

В результате самым дорогим стал NFT с «Мадонной Литта» Леонардо — он продан за сумму, равную 11 024 527 руб.

Почти одинаково востребованными оказались «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне (5 420 697 руб.), «Куст сирени» Винсента ван Гога (5 493 950 руб.) и «Композиция VI» Василия Кандинского (5 859 627 руб). На последнем месте по проявленному покупателями интересу — «Юдифь» Джорджоне (4 761 423 руб). Все покупатели скрывались под никнеймами, так что владельцев цифровых шедевров удастся установить, только если они объявят о себе сами.

Проблема превращения в NFT произведений старого искусства, которые хранятся в музеях и изображения которых являются общественным достоянием, возникла, как только рынок криптоискусства пошел на подъем (знаком чего стала продажа работы Бипла на аукционе Christie’s за $69,3 млн).

В марте 2021 года коллектив Global Art Museum выпустил и начал продавать на площадке OpenSea NFT-шедевры мирового искусства из Рейксмузеума, Института искусств Чикаго, британского Бирмингемского музея — с целью встряхнуть мир «скучных и душных музеев» и сделать искусство ближе к людям.

Коллектив предполагал передавать 10% прибыли музеям — однако оказалось, что те ничего об этом не знают и пребывают в шоке. Стало очевидно, что ниша пуста, — и некоторые музеи решили сами занять ее. В мае 2021 года Галерея Уффици во Флоренции выпустила криптокопию знаменитого тондо «Мадонна Дони» Микеланджело и продала его за €140 тыс. В планах музея — сделать то же самое с работами Боттичелли, Рафаэля и Тициана.

NFT-копия работы Василия Кандинского «Композиция VI», написанной в 1913 году. Фото: Государственный Эрмитаж/Binance NFT
NFT-копия работы Василия Кандинского «Композиция VI», написанной в 1913 году.
Фото: Государственный Эрмитаж/Binance NFT

Эрмитаж пошел на этом пути дальше — его NFT хранят больше дополнительных метаданных и плюс к цифровой копии картины покупатель получает видео, запечатлевшее момент ее создания.

«Как и наши коллеги из Уффици, при реализации этого проекта мы столкнулись с рядом правовых сложностей, — дополняет руководитель юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева. — Правоспособность государственного музея ограниченна, поэтому нам пришлось придумывать механизмы, которые помогут нам реализовать наши желания. Мы проработали заранее каждый шаг и согласовали наши действия с финансовыми службами Эрмитажа». Добавим также, что, согласно закону, в России запрещено расплачиваться криптовалютой за товары и услуги. Однако Юрий Борисов, директор компаниии LFCS, которая обеспечивала юридическое сопровождение сделки, отметил: «Мы исходим из того, что российское право не ограничивает оборот NFT, так как NFT не имеет ничего общего с токенами, на которые введены ограничения».

«Но мы не собираемся решать с помощью токенов финансовые вопросы, у нас нет рыночных ожиданий, связанных с их выпуском. Мы хотим посмотреть, как эта форма будет восприниматься, — сказал Михаил Пиотровский. — NFT — это философия, это эстетика обладания. Цифровые копии произведений искусства наполняют интернет, где по сути все имеют к ним доступ, но NFT — это чувство собственности, а в нашем случае — чувство причастности к великому музею».

Эрмитаж будет продолжать работать с криптоискусством. На ноябрь назначена выставка «Незримый эфир».

В экспозицию войдут как уже существующие работы известных NFT-художников, так и произведения, специально созданные для Эрмитажа. Выставка будет происходить в виртуальном здании Биржи Тома де Томона, в «облачном» интерьере которой будут размещены работы.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+