Эрмитаж продал пять NFT-шедевров из своей коллекции

Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта». Середина 1490-х. Фото: Государственный Эрмитаж/Binance NFT
Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта». Середина 1490-х.
Фото: Государственный Эрмитаж/Binance NFT

Подлинность ограниченной серии цифровых копий шедевров эпохи Возрождения, импрессионизма и модернизма заверил своей подписью Михаил Пиотровский. Они принесли более 32 млн руб.

Токенизированные копии пяти произведений из своей коллекции музей продал на аукционе на криптобирже Binance. Все NFT были созданы в двух экземплярах: один для продажи, другой будет храниться в Эрмитаже. Все цифровые копии были подписаны директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, который также заверил подлинность каждой работы, надписав дату и время их подписания; место подписания — залы Эрмитажа — также закреплено в метаданных. «Эрмитаж — консервативный инноватор, консервативный музей, который использует новейшие технологии. К ним относится и наш проект „Ваш токен хранится в Эрмитаже“, и вся наша работа c NFT. Мы расширяем цифровые возможности знакомства с коллекцией Эрмитажа, с его залами и зданиями. Это пути, которые подчеркивают, с одной стороны, демократичность музея, с другой — доступность роскоши его посещения», — сказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Торг за произведения шел в стейблкоинах. Как и на живом аукционе, основной вал ставок посыпался в последние минуты продажи работ.

В результате самым дорогим стал NFT с «Мадонной Литта» Леонардо — он продан за сумму, равную 11 024 527 руб.

Почти одинаково востребованными оказались «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне (5 420 697 руб.), «Куст сирени» Винсента ван Гога (5 493 950 руб.) и «Композиция VI» Василия Кандинского (5 859 627 руб). На последнем месте по проявленному покупателями интересу — «Юдифь» Джорджоне (4 761 423 руб). Все покупатели скрывались под никнеймами, так что владельцев цифровых шедевров удастся установить, только если они объявят о себе сами.

Проблема превращения в NFT произведений старого искусства, которые хранятся в музеях и изображения которых являются общественным достоянием, возникла, как только рынок криптоискусства пошел на подъем (знаком чего стала продажа работы Бипла на аукционе Christie’s за $69,3 млн).

В марте 2021 года коллектив Global Art Museum выпустил и начал продавать на площадке OpenSea NFT-шедевры мирового искусства из Рейксмузеума, Института искусств Чикаго, британского Бирмингемского музея — с целью встряхнуть мир «скучных и душных музеев» и сделать искусство ближе к людям.

Коллектив предполагал передавать 10% прибыли музеям — однако оказалось, что те ничего об этом не знают и пребывают в шоке. Стало очевидно, что ниша пуста, — и некоторые музеи решили сами занять ее. В мае 2021 года Галерея Уффици во Флоренции выпустила криптокопию знаменитого тондо «Мадонна Дони» Микеланджело и продала его за €140 тыс. В планах музея — сделать то же самое с работами Боттичелли, Рафаэля и Тициана.

NFT-копия работы Василия Кандинского «Композиция VI», написанной в 1913 году. Фото: Государственный Эрмитаж/Binance NFT
NFT-копия работы Василия Кандинского «Композиция VI», написанной в 1913 году.
Фото: Государственный Эрмитаж/Binance NFT

Эрмитаж пошел на этом пути дальше — его NFT хранят больше дополнительных метаданных и плюс к цифровой копии картины покупатель получает видео, запечатлевшее момент ее создания.

«Как и наши коллеги из Уффици, при реализации этого проекта мы столкнулись с рядом правовых сложностей, — дополняет руководитель юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева. — Правоспособность государственного музея ограниченна, поэтому нам пришлось придумывать механизмы, которые помогут нам реализовать наши желания. Мы проработали заранее каждый шаг и согласовали наши действия с финансовыми службами Эрмитажа». Добавим также, что, согласно закону, в России запрещено расплачиваться криптовалютой за товары и услуги. Однако Юрий Борисов, директор компаниии LFCS, которая обеспечивала юридическое сопровождение сделки, отметил: «Мы исходим из того, что российское право не ограничивает оборот NFT, так как NFT не имеет ничего общего с токенами, на которые введены ограничения».

«Но мы не собираемся решать с помощью токенов финансовые вопросы, у нас нет рыночных ожиданий, связанных с их выпуском. Мы хотим посмотреть, как эта форма будет восприниматься, — сказал Михаил Пиотровский. — NFT — это философия, это эстетика обладания. Цифровые копии произведений искусства наполняют интернет, где по сути все имеют к ним доступ, но NFT — это чувство собственности, а в нашем случае — чувство причастности к великому музею».

Эрмитаж будет продолжать работать с криптоискусством. На ноябрь назначена выставка «Незримый эфир».

В экспозицию войдут как уже существующие работы известных NFT-художников, так и произведения, специально созданные для Эрмитажа. Выставка будет происходить в виртуальном здании Биржи Тома де Томона, в «облачном» интерьере которой будут размещены работы.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+