18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

NFT-art стал частью нового тренда «казаться, чтобы быть»

№91
Материал из газеты

Эн-эф-ти, NFT — новое слово будоражит арт-сообщество. Что это за «невзаимозаменяемые токены», откуда они взялись и почему растут в цене? А также во что нужно инвестировать: в искусство, художников или платформы? Рассказывает Дмитрий Озерков

Новости сменяют друг друга с невероятной скоростью: знаменитости бьют хайп-рекорды по созданию и реализации токенов, художники стремятся успеть первыми реализовать идеи, новорожденные маркетплейсы соревнуются в характере «коллабов» и удобствах интерфейса, аукционы и галереи наперегонки развивают новое направление и ищут новые компетенции. Налицо возникновение новой субкультурной парадигмы, которая всерьез претендует на то, чтобы заменить собой привычный арт-рынок. Впрочем, и сам рынок занят автоадаптацией.

Толчок процессу дали основные арт-игроки: аукционы Christie’s и Sotheby’s вступили в игру, начав продавать искусство в формате токенов. Настоящий бум начался после рубежа в $69 млн, за эквивалент которых была продана работа Бипла «5000 дней». Из воскресного развлечения компьютерных гиков NFT превратился в центральную тему развития арт-рынка.

NFT позиционируется и как новый тип существования искусства, и как новая форма коллекционирования. Невзаимозаменяемый токен — не произведение в старом, аналоговом смысле слова, а цифровая копия файла (в формате фото, видео, аудио и прочего), которая в виде единицы цифрового учета размещена в распределенном блокчейн-регистре. Суть токена — в уникальности кода и свойстве невзаимозаменяемости: владельческая информация есть его неотъемлемая ценность и может передаваться внутри системы посредством смарт-контракта, то есть контрольного компьютерного протокола. Токен не может быть ничейным: владение этим искусством стало сутью искусства. NFT-art — подлинное, если не единственное пока оправдание технологии блокчейна.

Зачем все это нужно? Новая технология позволяет коллекционировать искусство, не неся дополнительных расходов на транспортировку, страховку, упаковку, развеску и все прочее, что требуется для реальных произведений. Ведь речь просто о файле, которым можно любоваться и управлять с телефона. NFT-работой можно владеть коллективно, по долям, а прозрачная технология не допускает односторонних махинаций. Помимо этого, говорят, что NFT-art позволяет новоявленным владельцам уклоняться от уплаты налогов. Не стану объяснять здесь, как именно, чтобы ни в коем случае не выступить противозаконным советчиком, да и сам не очень знаю. Но очевидная разница национальных законодательств в вопросах цифрового права и криптовалют дает большое поле для действия.

В перспективе развития современной культуры NFT-art стал частью нового тренда, который можно охарактеризовать словами «казаться, чтобы быть». Современный городской «цифровой человек» перенес в виртуальную сферу все свои активности, кроме физиологии, которая тоже обслуживается извне при помощи цифровых технологий. Общение в социальных сетях теперь более важно, чем реальная жизнь. Онлайн-посещение музеев в разы превышает реальное, и разница только растет. Обладание игровым навыком или виртуальным оружием в сетевых компьютерных мирах — не просто предмет зависти, но объект гигантской коммерческой индустрии. Сегодня в порядке вещей подарить на день рождения прокачанный меч или сделать апгрейд танка. А также посетить виртуальный концерт любимого исполнителя: десятиминутное выступление Трэвиса Скотта в Fortnite весной 2020 года собрало на платформе более 12 млн одновременных зрителей-игроков. Дальше следует ждать лишь еще больший вход виртуальной реальности в повседневность. Вслед за бесплатными Instagram-масками пришли продажа виртуальных кроссовок Gucci и реальные пластические операции по изменению внешности. Всей этой игре нужны и вечные ценности — не подойдет ли NFT-art?

Современный человек очень любит общаться. Пока я набрасываю этот текст, десятки сообщений из мессенджеров, соцсетей и комнат Clubhouse всплывают на моих экранах. Общение есть обмен, и NFT дает этому новые возможности. NFT — новый формат коллекционирования для поколений, родившихся и живущих с устойчивым интернетом. В этой связи всех интересует сохранность виртуальных ресурсов, а значит, охрана дата-центров и многофакторные защиты станут еще важнее многих аналоговых проблем уходящего в небытие реального мира. Коллекционирование всегда меняло свои формы. С приходом авангарда и концептуализма владение станковой картиной — свидетельством мастерства художника — заменилось обладанием объектом — концептуальным символом его оригинальной идеи. Этот не столь давний перелом отмечен в рассказе Аркадия Аверченко «Крыса на подносе». Теперь, кажется, наступает новый этап: отход от идеи и фокусировка на факте обладания. Субъектное владение цифровым активом важнее всех объективных качеств самого актива.

Кажется, любая работа может быть переведена в цифру, приобретя этим дополнительную, цифровую реальность. Но это противоречит самой природе искусства NFT, которое настаивает на собственной уникальной природе и пытается вытеснить любую отсылку к аналоговому миру. Знаменательным событием стало уничтожение работы Бэнкси Morons (White), публично, под видеотрансляцию, сожженной одной из блокчейн-компаний после ее официального приобретения в галерее и перевода в цифровой токен. Теперь эта работа Бэнкси существует только в цифре, ибо только ее хочет новое поколение.

Спекуляциям на этот счет не будет числа: криптоящик Пандоры открыт, бизнес максимально мобилизован. Арт-творцы будут донельзя усложнять технологию, а деловые компании выстроят сувенирные индустрии и на ближайший Новый год разошлют своим клиентам невзаимозаменяемые открытки. Все что угодно будет меняться на реальные деньги, NFT-платформы выстроятся по ранжиру и сольются в агрегаторах. А что ждет музеи? Новый раунд разговора про техническую воспроизводимость и проблему подлинника? В Эрмитаже мы решили изучить этот вопрос и на конец года запланировали выставку искусства NFT. Ей предшествуют научно-практические исследования совместно с фондом Дмитрия Аксенова и Университетом ИТМО.

Что будет дальше? Традиционному арт-миру ясно, что бóльшая часть искусства в мире NFT имеет низкое художественное качество и хайп в основе успеха. Значит, качество искусства будет повышаться — как на уровне внешней эффектности, так и на уровне поиска философской глубины в технологии. NFT ждет приход больших имен, так называемых голубых фишек, многие из которых сегодня уже там (Кенделл Гирс и Кабаковы недавно выложили работы в новом формате). Вопрос сейчас в том, победят ли и в этой сфере большие имена с традиционным искусством или NFT-мир сумеет обособиться и создать собственных, независимых героев. Тут сейчас идет борьба. В NFT, несомненно, придут все новые виды, жанры и стили искусства, а также их всевозможные комбинации (уже приходят перформанс, политический активизм, алогизм). Будут писаться история и философия NFT, где наиболее важным будет признано искусство, сумевшее задать вопрос самой технологии, а значит, вскрывшее саму суть NFT — по примеру того, как лучшая живописная картина вскрывает природу живописи. NFT про NFT в формате NFT станет соединением искусства и технологии и апогеем art & science, сумев очертить место для следующего шага в будущем искусства. Невзаимозаменяемость — слово очень громоздкое и явно временное. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+