18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Токены начинают и выигрывают

№90
Материал из газеты

На арт-рынке бум продаж цифровых произведений в формате NFT. По сути, коллекционеры продают друг другу сертификаты подлинности в крипте

Тройка самых дорогих здравствующих современных художников с середины марта 2021 года выглядит так: Джефф Кунс ($91 млн), Дэвид Хокни ($90,3 млн) и Бипл ($69,3 млн). Цифровую работу последнего, в виде невзаимозаменяемого токена (или NFT, non-fungible token), продали на аукционе Christie’s. Платить можно было тоже токенами (взаимозаменяемыми).

Бипл, настоящее имя которого Майкл Винкельманн (р. 1981), достаточно известный цифровой художник и дизайнер, его работы уже продавались на аукционах за миллионы. И все же результат выглядит, мягко говоря, неожиданным. Забавно, что на последних секундах торгов, которые велись в режиме онлайн, произошло нечто вроде компьютерного сбоя, и боровшийся за лот основатель платформы TRON, работающей на блокчейне, Джастин Сунь не смог сделать свою ставку в $70 млн. Виртуальный молоток ударил на отметке в $60,25 млн ($69,3 млн с процентами аукционного дома), и победителем стал некто, известный под именем Метаковен, основатель сингапурского NFT-фонда Metapurse.

Многомиллионная сумма отметила гребень волны продаж художественных произведений в форме NFT. Nyan Cat, зацикленное видео с изображением котика, летящего по небу и оставляющего за собой радугу, художника Криса Торреса, ушло за 300 единиц криптовалюты эфириум ($536,5 тыс. по курсу на момент сдачи номера). Основатель Twitter Джек Дорси хочет продать свой первый твит, записанный в виде NFT, за $2 млн. Певица Граймс на площадке Nifty Gateway продала собственные рисунки за $6 млн. Владелец компании Tesla Илон Маск собирался продать песню об NFT в виде NFT за 420 млн единиц криптовалюты Dogecoin (почти $23 млн), но передумал. В песне есть слова: “NFT for your vanity” («NFT для вашего тщеславия»). Когда в одном месте собирается столько знаменитостей, деньги тоже будут там.

«В цифровом искусстве произведение можно тиражировать бесконечно, а NFT делает его уникальным, — говорит Инна Баженова, коллекционер, сооснователь платформы The Art Exchange, соединяющей искусство, финансовые технологии и блокчейн. — Изначально этот уникальный токен и был самим произведением. Как в игре CryptoKitties на базе блокчейна, где котики производят новых котиков, на которых пользователи в 2017 году потратили несколько миллионов за пару дней. Или проект CryptoPunks — 10 тыс. уникальных рожиц-эмодзи, которые уже четыре года продаются и покупаются, и некоторые из них подорожали в тысячу раз».

Превратить свое цифровое произведение в невзаимозаменяемый токен можно, загрузив его на специальную платформу (например, OpenSea или Rarible). Или сделать по-другому — привязать NFT к уже существующему произведению, таким образом подтвердив в блокчейне его авторство и право владения им.

Акция со сжиганием в прямом эфире графики Бэнкси, которую устроила группа неких «арт-энтузиастов», доводит ситуацию до абсурда. Удалив физическую составляющую и сохранив только NFT, они превратили цифровую версию в настоящее произведение, которое уже никто не сможет изменить. Занятно, что для сжигания выбран рисунок, представляющий сцену на аукционе картин, с надписью «Не могу поверить, что вы, идиоты, на самом деле покупаете это дерьмо», который критикует раздутый арт-рынок.

«Как дальше будет развиваться ситуация с рынком NFT, зависит от реакции сообщества, — считает Инна Баженова. — Это можно сравнить с существующим „общественным договором“ в современном искусстве: все понимают, что писсуар Марселя Дюшана, помещенный в музей, перестал быть писсуаром и стал произведением искусства. NFT может фиксировать изображение, смысл или что угодно другое, и, если все сообщество воспринимает это как некоторую ценность, это и будет ценностью. Инвестиционная составляющая нового сектора арт-рынка тоже целиком зависит от мнения сообщества. Если вся отрасль блокчейна будет развиваться, NFT тоже будут расти в цене».

NFT, оставшийся от Бэнкси, продается на площадке OpenSea; на момент сдачи номера он стоил $425 тыс., хотя сожженный принт был куплен за $33 тыс. Это объяснимо: принты тиражные, а «Сожженный Бэнкси» один. Уникальный код токена позволяет с полной прозрачностью видеть его историю владения и продаж (провенанс), и тут ошибки быть не может. Но чем были бы эти котики и рожицы, рисунки Граймс и песня Маска без NFT? Писсуаром без музея?

Говоря о ценности купленной им работы Бипла «Каждый день: первые 5000 дней», состоящей из 5 тыс. цифровых картинок, которые художник создавал ежедневно с 1 мая 2007 года, криптоколлекционер Метаковен объяснил: «Технику можно воспроизвести, а умения — превзойти, но единственное, чего вы не можете взломать в цифровом виде, — это время. Это жемчужина короны, самое ценное произведение искусства для этого поколения. Оно должно стоить миллиард».

В 1966 году японский концептуалист Он Кавара начал серию Today — ежедневно писал монохромные холсты с изображением календарной даты (если не успевал закончить картину за день, уничтожал ее). В 1965 году польский концептуалист Роман Опалка стал писать бесконечность, изображая на холсте бесконечный ряд из натуральных чисел, — проект занял всю его жизнь. Эту цепь попыток художников совладать со временем можно дополнять примерами из истории мирового искусства, вплоть до vanitas и циклов «Три возраста человека» старых мастеров. На своем ли месте Бипл в этом тренде? 

«NFT имеют смысл благодаря двум составляющим, — говорит Андрей Беляков, управляющий инвестиционными фондами, сооснователь The Art Exchange. — Во-первых, благодаря их утилитарности: каждый обладает уникальным набором функционала, и на их основе можно создать сколь угодно сложную систему, например финансовую или игровую. Во-вторых, благодаря их связи с сообществом, для которого они являются ценным артефактом. Чем сильнее такое сообщество, тем востребованнее будет токен. Если функциональность NFT соединится с признанием сильного сообщества, он будет очень дорогим».

Скорее всего, это и произошло на арт-рынке, ведь в силе сообщества, интересующегося искусством, сомневаться не приходится, как и в его возможностях. Осталось, чтобы в нем было согласие о ценности для искусства конкретных NFT-произведений.

Арт-сообщество в России уже отреагировало на новую моду. Одно из NFT-видео из серии Panic Attack российской группы Pussy Riot на площадке Foundation.app продано за 100 эфириумов ($178 тыс.), другие видео из той же серии еще в продаже. Там же работу стрит-артиста Покраса Лампаса продали за 16 эфириумов (около $28 тыс.). Группа AES+F перевела в формат NFT фрагменты своих видеоработ и продает их в проекте Verisart х SuperRare. 

«Художники добрались до новой технологии и начали ее использовать. Уверен, что в будущем будет много новостей о художественных проектах, связанных с блокчейном. Рынки искусства и NFT станут тесно сотрудничать и, возможно, даже сольются», — считает Владимир Овчаренко, чей аукцион Vladey лидирует по продажам современного искусства в России. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+