18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как блокчейн изменит арт-рынок

№48
Материал из газеты

Революционная система поможет решить вопросы прозрачности рынка, авторского права и подлинности произведений искусства

Появилась надежда, что проблемы, связанные с провенансом, авторским правом и атрибуцией, вскоре уйдут в прошлое. Для этого участникам арт-рынка придется последовать примеру финансового сектора и взять на вооружение новую технологию. Речь идет не просто о новой моде из Кремниевой долины — уже появились арт-стартапы, предлагающие различные способы использования «блокчейн» — системы, на которой построена криптовалюта биткоин. Впрочем, будущее самого биткоина поставлено под сомнение из-за сложившейся репутации его как средства, облегчающего торговлю наркотиками. Зато революционная технология блокчейн становится все более влиятельной.

Высокий уровень безопасности

Блокчейн функционирует как открытая база данных, в которой хранится информация о транзакциях. Уровень безопасности очень высок: запись о каждой новой транз­акции фиксируется не в одном централизованном журнале учета, а мгновенно возникает в широкой компьютерной сети. Несмотря на то что она общедоступна, использовать ее можно только при помощи определенного ключа. Каждое новое использование оставляет неизменяемый след. Другими словами, технология блокчейн избавляет от необходимости привлекать третью сторону для того, чтобы подтвердить или гарантировать совершение сделки.

Финансовый сектор, в частности солидные банки вроде UBS и Deutsche Bank и даже фондовая биржа Nasdaq, быстро адаптировал новую технологию под свои нужды, увидев в ней возможность значительно снизить затраты на осуществление транз­акций. Потенциал блокчейн оценили и в других сферах. «Каждый сектор экономики ищет пути использования технологии», — говорит Джудит Пирсон, президент Breckenridge Private Asset Management Group и соосновательница ведущей компании по страхованию правового статуса в сфере искусства ARIS.

Использование технологии блокчейн на арт-рынке поможет сделать его более прозрачным, что решит одну из главных проблем индустрии. Рынок искусства нередко называют последним нерегулируемым рынком: сделки на нем совершаются на одном лишь доверии.

«Арт-рынок расцвел благодаря недостаточной прозрачности и отсутствию стандартов проведения транзакций», — говорит Пирсон. Такой сетевой цифровой реестр, как блокчейн, позволит проследить все перемещения произведения искусства без необходимости полагаться на бумажные (зачастую ненадежные) документы, подтверждающие его провенанс и историю бытования. Впрочем, на то, чтобы арт-рынок адаптировал под свои нужды новую технологию, могут уйти годы.

Прокладывая путь

Неудивительно, что пионерами использования технологии блокчейн в торговле искусством стали стартапы. К примеру, Ascribe предлагает художникам платформу, которая позволяет выкладывать цифровые произведения в Сеть и продавать их, при этом защищает авторские права художника. Соосновательница Ascribe и бывший куратор Маша Макконаги говорит, что ее компания ставит перед собой цель преодолеть трудности, связанные с коллекционированием цифрового искусства. «В основе ценности всякой работы лежит ее провенанс, но как проследить происхождение цифрового произведения, которое может быть бесплатно скопировано миллионы раз и распространено по всему миру?» На данный момент сервисом Ascribe пользуются более 5 тыс. художников и «десятки организаций» (в 2015 году венский Музей прикладного искусства приобрел несколько произведений художника Харма ван ден Дорпела с гарантией аутентичности от Ascribe).

Доступ для всех

Тем временем основанный в Кремниевой долине стартап Blockai разрабатывает демократичную процедуру защиты авторского права. Платформа позволяет художникам моментально заявлять о своем авторстве и следить за тем, где оно используется. Blockai также функционирует как защита от подделок. «Если кто-нибудь пытается заявить о правах на чужую работу, об этом появится запись, которую не удалить одним кликом», — говорит глава Blockai Натан Лэндз.

Еще одна связанная с искусством компания, использующая технологию блокчейн, — Verisart, основанная бывшим руководителем Sedition and Saatchi Online Робертом Нортоном. Verisart присваивает произведениям искусства сертификаты подлинности. В октябре Нортон и Макконаги приняли участие в открытой дискуссии «Блокчейн, биткоин и Ко. Новые валюты искусства» на Франкфуртской книжной ярмарке. В мае основанный на технологии блокчейн проект запустила французская база данных по искусству Artprice.

Выход в материальный мир

Конечно, цифровое искусство составляет лишь малую долю арт-рынка, поэтому перед разработчиками стоит задача связать блокчейн с материальными художественными ценностями. Одно из решений предлагает Джордж Макдоноу — предприниматель, работающий с блокчейн-технологиями. Его идея заключается в соединении блокчейн с технологией тегирования.

Вместе со своей женой, реставратором произведений изобразительного искусства, и с компанией Norman Ventures Макдоноу создал прототип «чейнмарк» («сетевой метки»), которую можно поместить на поверхность картины. Сама метка представляет собой беспорядочно перемешанные пигменты разного цвета. В результате создается уникальная структура, которую можно «хешировать» в блокчейн. Отсутствие чейнмарк будет свидетельствовать о том, что произведение — подделка. Ставить чейнмарк можно и на свежие холсты. «Представьте себе, что вы молодой художник и зашли на Amazon, чтобы купить холст. Вы сможете выбирать между обычным холстом и холстом, защищенным технологией блокчейн, который навсегда свяжет картину, которую вы на нем напишете, с вашим именем».

При всем ажиотаже, который вызывает новая технология, многие отмечают, что нельзя недооценивать опасности работы с децентрализованным реестром. Для того чтобы глубже познакомить художественное сообщество с технологией блокчейн, в марте этого года художница и соосновательница лондонской художественной организации Furtherfield Рут Кэтлоу и куратор цифрового искусства в лондонской галерее Serpentine Бен Викерс провели в столице Великобритании конференцию, на которую собрались ведущие представители мира технологий и культурной политики. «Мы организовали [эту конференцию], потому что серьезно обеспокоены блокчейн, — говорит Викерс. — Часто технологии незаметно для всех меняют окружающую действительность. Блокчейн кажется нам особенно пугающей, поскольку эта технология может глубинным образом повлиять на власть, идентичность и мировые системы снабжения». В прошлом году Furtherfield провела выставку «Человеческое лицо крипто­экономики». Кроме того, она регулярно устраивает мастер-классы на эту тему, выпустила фильм под названием «Все меняется навсегда» и собирается опубликовать книгу, которая будет закачана в блокчейн.

Демистификация блокчейн

Среди тех, кто ищет способы понять и творчески переосмыслить сложность технологии блокчейн, есть и художники. Именно они разрабатывают эту тему в увлекательной визуальной форме.

Новозеландец Саймон Денни, чья выставка «Будущие государства блокчейн» в октябре прошла в нью-йоркской Petzel Gallery, использовал для иллюстрации технологии игру «Риск». На выставке, продолжающей его экспозицию на Берлинской биеннале, художник рассматривает три ведущие блокчейн-компании через призму настольной игры, посвященной теме завоевания мира. Несмотря на легкий оттенок милитаризма, Денни считает эту технологию позитивной силой и предлагает свой метод борьбы с общим чувством неудовлетворенности, возникающим в результате глобализации.

Он говорит: «Вместо того чтобы скатываться обратно в национализм и прятаться за стеной, [при помощи блокчейн и биткоин] предпринимается попытка создать более справедливую мировую сеть. По крайней мере в этом проекте есть что-то утопическое».

Вопрос о том, начнет ли художественный мир активно использовать технологию блокчейн, остается открытым. Пирсон говорит: «Консультируя некоторые компании, бизнес-план которых мог бы выиграть от использования технологии блокчейн, я знакомила их с этой возможностью, но пока ни одна из них не решилась на этот шаг. Однако ключевое слово здесь „пока“».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+