18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как блокчейн изменит арт-рынок

№48
Материал из газеты

Революционная система поможет решить вопросы прозрачности рынка, авторского права и подлинности произведений искусства

Появилась надежда, что проблемы, связанные с провенансом, авторским правом и атрибуцией, вскоре уйдут в прошлое. Для этого участникам арт-рынка придется последовать примеру финансового сектора и взять на вооружение новую технологию. Речь идет не просто о новой моде из Кремниевой долины — уже появились арт-стартапы, предлагающие различные способы использования «блокчейн» — системы, на которой построена криптовалюта биткоин. Впрочем, будущее самого биткоина поставлено под сомнение из-за сложившейся репутации его как средства, облегчающего торговлю наркотиками. Зато революционная технология блокчейн становится все более влиятельной.

Высокий уровень безопасности

Блокчейн функционирует как открытая база данных, в которой хранится информация о транзакциях. Уровень безопасности очень высок: запись о каждой новой транз­акции фиксируется не в одном централизованном журнале учета, а мгновенно возникает в широкой компьютерной сети. Несмотря на то что она общедоступна, использовать ее можно только при помощи определенного ключа. Каждое новое использование оставляет неизменяемый след. Другими словами, технология блокчейн избавляет от необходимости привлекать третью сторону для того, чтобы подтвердить или гарантировать совершение сделки.

Финансовый сектор, в частности солидные банки вроде UBS и Deutsche Bank и даже фондовая биржа Nasdaq, быстро адаптировал новую технологию под свои нужды, увидев в ней возможность значительно снизить затраты на осуществление транз­акций. Потенциал блокчейн оценили и в других сферах. «Каждый сектор экономики ищет пути использования технологии», — говорит Джудит Пирсон, президент Breckenridge Private Asset Management Group и соосновательница ведущей компании по страхованию правового статуса в сфере искусства ARIS.

Использование технологии блокчейн на арт-рынке поможет сделать его более прозрачным, что решит одну из главных проблем индустрии. Рынок искусства нередко называют последним нерегулируемым рынком: сделки на нем совершаются на одном лишь доверии.

«Арт-рынок расцвел благодаря недостаточной прозрачности и отсутствию стандартов проведения транзакций», — говорит Пирсон. Такой сетевой цифровой реестр, как блокчейн, позволит проследить все перемещения произведения искусства без необходимости полагаться на бумажные (зачастую ненадежные) документы, подтверждающие его провенанс и историю бытования. Впрочем, на то, чтобы арт-рынок адаптировал под свои нужды новую технологию, могут уйти годы.

Прокладывая путь

Неудивительно, что пионерами использования технологии блокчейн в торговле искусством стали стартапы. К примеру, Ascribe предлагает художникам платформу, которая позволяет выкладывать цифровые произведения в Сеть и продавать их, при этом защищает авторские права художника. Соосновательница Ascribe и бывший куратор Маша Макконаги говорит, что ее компания ставит перед собой цель преодолеть трудности, связанные с коллекционированием цифрового искусства. «В основе ценности всякой работы лежит ее провенанс, но как проследить происхождение цифрового произведения, которое может быть бесплатно скопировано миллионы раз и распространено по всему миру?» На данный момент сервисом Ascribe пользуются более 5 тыс. художников и «десятки организаций» (в 2015 году венский Музей прикладного искусства приобрел несколько произведений художника Харма ван ден Дорпела с гарантией аутентичности от Ascribe).

Доступ для всех

Тем временем основанный в Кремниевой долине стартап Blockai разрабатывает демократичную процедуру защиты авторского права. Платформа позволяет художникам моментально заявлять о своем авторстве и следить за тем, где оно используется. Blockai также функционирует как защита от подделок. «Если кто-нибудь пытается заявить о правах на чужую работу, об этом появится запись, которую не удалить одним кликом», — говорит глава Blockai Натан Лэндз.

Еще одна связанная с искусством компания, использующая технологию блокчейн, — Verisart, основанная бывшим руководителем Sedition and Saatchi Online Робертом Нортоном. Verisart присваивает произведениям искусства сертификаты подлинности. В октябре Нортон и Макконаги приняли участие в открытой дискуссии «Блокчейн, биткоин и Ко. Новые валюты искусства» на Франкфуртской книжной ярмарке. В мае основанный на технологии блокчейн проект запустила французская база данных по искусству Artprice.

Выход в материальный мир

Конечно, цифровое искусство составляет лишь малую долю арт-рынка, поэтому перед разработчиками стоит задача связать блокчейн с материальными художественными ценностями. Одно из решений предлагает Джордж Макдоноу — предприниматель, работающий с блокчейн-технологиями. Его идея заключается в соединении блокчейн с технологией тегирования.

Вместе со своей женой, реставратором произведений изобразительного искусства, и с компанией Norman Ventures Макдоноу создал прототип «чейнмарк» («сетевой метки»), которую можно поместить на поверхность картины. Сама метка представляет собой беспорядочно перемешанные пигменты разного цвета. В результате создается уникальная структура, которую можно «хешировать» в блокчейн. Отсутствие чейнмарк будет свидетельствовать о том, что произведение — подделка. Ставить чейнмарк можно и на свежие холсты. «Представьте себе, что вы молодой художник и зашли на Amazon, чтобы купить холст. Вы сможете выбирать между обычным холстом и холстом, защищенным технологией блокчейн, который навсегда свяжет картину, которую вы на нем напишете, с вашим именем».

При всем ажиотаже, который вызывает новая технология, многие отмечают, что нельзя недооценивать опасности работы с децентрализованным реестром. Для того чтобы глубже познакомить художественное сообщество с технологией блокчейн, в марте этого года художница и соосновательница лондонской художественной организации Furtherfield Рут Кэтлоу и куратор цифрового искусства в лондонской галерее Serpentine Бен Викерс провели в столице Великобритании конференцию, на которую собрались ведущие представители мира технологий и культурной политики. «Мы организовали [эту конференцию], потому что серьезно обеспокоены блокчейн, — говорит Викерс. — Часто технологии незаметно для всех меняют окружающую действительность. Блокчейн кажется нам особенно пугающей, поскольку эта технология может глубинным образом повлиять на власть, идентичность и мировые системы снабжения». В прошлом году Furtherfield провела выставку «Человеческое лицо крипто­экономики». Кроме того, она регулярно устраивает мастер-классы на эту тему, выпустила фильм под названием «Все меняется навсегда» и собирается опубликовать книгу, которая будет закачана в блокчейн.

Демистификация блокчейн

Среди тех, кто ищет способы понять и творчески переосмыслить сложность технологии блокчейн, есть и художники. Именно они разрабатывают эту тему в увлекательной визуальной форме.

Новозеландец Саймон Денни, чья выставка «Будущие государства блокчейн» в октябре прошла в нью-йоркской Petzel Gallery, использовал для иллюстрации технологии игру «Риск». На выставке, продолжающей его экспозицию на Берлинской биеннале, художник рассматривает три ведущие блокчейн-компании через призму настольной игры, посвященной теме завоевания мира. Несмотря на легкий оттенок милитаризма, Денни считает эту технологию позитивной силой и предлагает свой метод борьбы с общим чувством неудовлетворенности, возникающим в результате глобализации.

Он говорит: «Вместо того чтобы скатываться обратно в национализм и прятаться за стеной, [при помощи блокчейн и биткоин] предпринимается попытка создать более справедливую мировую сеть. По крайней мере в этом проекте есть что-то утопическое».

Вопрос о том, начнет ли художественный мир активно использовать технологию блокчейн, остается открытым. Пирсон говорит: «Консультируя некоторые компании, бизнес-план которых мог бы выиграть от использования технологии блокчейн, я знакомила их с этой возможностью, но пока ни одна из них не решилась на этот шаг. Однако ключевое слово здесь „пока“».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+