18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство на перекрестке финансовых технологий и блокчейна

№83, июль-август 2020
№83
Материал из газеты

Компания The Art Exchange начала работу. Она готова впервые применить к рынку искусства производные финансовые инструменты, а также сделать его удобным и открытым

Работа включена в проект The Art Exchange. Аниш Капур. «Без названия». 2013. Аукцион Christie's. Фото: Christie'
Работа включена в проект The Art Exchange. Аниш Капур. «Без названия». 2013. Аукцион Christie's.
Фото: Christie'

Не имеющая аналогов платформа The Art Exchange начала свою деятельность. Сегодня на сайте компании можно заключить контракт на работу «Без названия» Аниша Капура, которая продается на Christie’s в Париже. С каждым днем на платформе будут появляться всё новые произведения.

Компания основана коллекционером Инной Баженовой и Андреем Беляковым, профессиональным трейдером и управляющим инвестиционными фондами. Цель платформы The Art Exchange — сделать рынок более прозрачным, эффективным и доступным и помочь сократить разрыв между миром искусства и миром финансов.

Сооснователи проекта The Art Exchange Инна Баженова, коллекционер, издатель The Art Newspaper, (в центре) и Андрей Беляков, трейдер, управляющий инвестиционными фондами (справа); Анна Левен, управляющий проектом (слева). Фото: The Art Exchange
Сооснователи проекта The Art Exchange Инна Баженова, коллекционер, издатель The Art Newspaper, (в центре) и Андрей Беляков, трейдер, управляющий инвестиционными фондами (справа); Анна Левен, управляющий проектом (слева).
Фото: The Art Exchange

«Как коллекционер, я хорошо знакома с неудобствами арт-рынка, — рассказывает издатель международной сети The Art
Newspaper и основатель фонда IN ARTIBUS Инна Баженова. — Хорошее искусство очень дорого, но при этом малоликвидно. Финансовые институции, как правило, не рассматривают его в качестве актива. Плюс сложности хранения, риски утраты. За удовольствие обладания предметом искусства приходится платить слишком высокую цену. Я ожидала, что на основе новых технологий, в частности блокчейна, появятся новые продукты, которые позволят эти вопросы решить. Они появились, но не удовлетворяли меня». Инна Баженова начала искать партнера, чтобы реализовать собственный проект, и встретила нидерландскую компанию Blockeys, у которой уже были наработки в этой области. Главная инновация The Art Exchange состоит в том, что проект создан на пересечении искусства, финансовых технологий и технологии блокчейн.

Работа включена в проект The Art Exchange. Лучо Фонтана. «Пространственная концепция. Ожидание». 1966. Аукцион Christie's. Фото: Christie'
Работа включена в проект The Art Exchange. Лучо Фонтана. «Пространственная концепция. Ожидание». 1966. Аукцион Christie's.
Фото: Christie'

Рынок искусства в том виде, в каком он функционирует сейчас, сложился столетия назад и за это время изменился не сильно — разве что цены выросли во сто крат. Если рассматривать его с точки зрения финансовой эффективности, у него много недостатков. Это и высокие барьеры для входа на рынок, и отсутствие инструментов эффективного распределения рисков, и даже нехватка элементарного регулирования. Но в последние 10–15 лет стали доступны новые технологии, позволяющие буквально совершить прорыв, в том числе в финансовом секторе.

Среди них — блокчейн, технология распределенного хранения данных и программ. «Это достаточно безопасно, прозрачно и дешево, — объясняет Андрей Беляков, партнер Инны Баженовой. — Это просто идеальная технология для использования инновационных аналогов деривативов — производных финансовых инструментов (фьючерсов, опционов и более сложных контрактов). Производные они потому, что строятся на каком-то базовом активе; их логика и стоимость определяются ценой базового актива (в нашем случае искусства). Если говорить просто, основное назначение производных финансовых инструментов — перераспределение рисков. Дериватив может позволить приобщиться к продаже и покупке искусства и использовать свои знания и опыт коллекционера, например прогнозируя будущую цену произведения искусства на торгах или страхуя риски».

Работа включена в проект The Art Exchange. Рой Лихтенштейн. «Обнаженная с радостной картиной». 1994. Аукцион Christie's. Фото: Christie'
Работа включена в проект The Art Exchange. Рой Лихтенштейн. «Обнаженная с радостной картиной». 1994. Аукцион Christie's.
Фото: Christie'

В сущности, подобным уже немало лет с удовольствием занимаются коллекционеры русского искусства и галеристы, рас-
сматривая каталоги лондонских Sotheby’s и Christie’s и обсуждая с друзьями, «уйдет выше эстимейта или не уйдет». Просто никакой прибыли, кроме эмоционального удовлетворения, они от этого не получают. В этих случаях интереснее всего самые спорные картины, когда много людей имеют разные мнения. Аналогией, хоть и грубой, тут будут ставки на ипподроме. На платформе The Art Exchange можно будет заключать контракты, аналогичные фьючерсам, страховкам от колебания цены и другим. Для всего этого будут использоваться цифровые деньги блокчейна, так называемые стабильные монеты, чья стоимость не подвержена колебаниям и привязана к основным мировым валютам. Продать или купить такие монеты можно уже сейчас через множество компаний за несколько минут со своего смартфона. На более продвинутом этапе работы площадки ее пользователям предложат токенизацию произведений искусства (токены — замена акций в цифровом мире). Кто откажется от соблазна владеть хотя бы частицей шедевра? Например, инвестировать в 1% стоимости картины ван Гога, подобной «Крестьянке у деревенского дома», которую в марте 2020 года купили на ярмарке TEFAF за €15 млн? Полотно затем можно отдать во временное пользование в какой-нибудь великий музей. Либо продать за €30 млн лет через десять или двадцать. И это далеко не все сценарии совместного владения — проект предполагает разные варианты.

«Наша цель — сделать арт-рынок доступным и привлекательным, снять с виртуальных коллекционеров большую часть забот, предоставить им возможность получать чистое удовольствие от процесса коллекционирования, — подчеркивает Инна Баженова, — а участникам финансовых рынков, опытным экспертам и инвесторам — применять свои знания на рынке искусства, используя новые финансовые инструменты».

Работа включена в проект The Art Exchange. Пабло Пикассо. «Сирены и Минотавр, спасающий женщину». 1937. Аукцион Christie's. Фото: Christie'
Работа включена в проект The Art Exchange. Пабло Пикассо. «Сирены и Минотавр, спасающий женщину». 1937. Аукцион Christie's.
Фото: Christie'

Благодаря токенизации картина также может быть предметом залога — как будто кто-то кладет ее в ломбард. Только вместо ломбарда выступает группа людей, готовых это финансировать, понимая реальную стоимость картины и получая свои небольшие проценты. Это полностью безопасно: у них есть понятный залог, который может быть продан на аукционе (и не исключено, что с хорошей прибылью). Площадка несет репутационную ответственность, поэтому гарантирует серьезный подход к отбору картин и не всякое произведение готова принимать как обеспечение.

The Art Exchange уже начала работу, сейчас создаются механизмы, инфраструктура, которые помогут арт-рынку. Например, блокчейн не «знает» ничего о рынке искусства. «Мы начали с того, что отправляем в блокчейн цены на выборочные произведения искусства, — говорит Инна Баженова. — Мы выбрали десяток произведений и с помощью нашей платформы записываем их в блокчейн. А потом на этой базе и другие могут использовать их для собственных инструментов». Прибыли от этого никакой, но для арт-сообщества полезно; кроме того, так популяризируется искусство в блокчейне.

Работа включена в проект The Art Exchange. Яёи Кусама. «Тыква». 1981. Аукцион Christie's. Фото: Christie'
Работа включена в проект The Art Exchange. Яёи Кусама. «Тыква». 1981. Аукцион Christie's.
Фото: Christie'

«Все это может казаться сложным, особенно людям из мира искусства. Но на самом деле эти технологии присутствуют
практически на любом финансовом рынке и используются веками, делая различные активы и инструменты доступными и эффективными», — добавляет Андрей Беляков. Работать с площадкой The Art Exchange будет совсем просто, достаточно мобильного телефона — этакие демократические онлайн-торги, где можно инвестировать на €100, прежде чем решиться на что-то более серьезное.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+