18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство на перекрестке финансовых технологий и блокчейна

№83
Материал из газеты

Компания The Art Exchange начала работу. Она готова впервые применить к рынку искусства производные финансовые инструменты, а также сделать его удобным и открытым

Не имеющая аналогов платформа The Art Exchange начала свою деятельность. Сегодня на сайте компании можно заключить контракт на работу «Без названия» Аниша Капура, которая продается на Christie’s в Париже. С каждым днем на платформе будут появляться всё новые произведения.

Компания основана коллекционером Инной Баженовой и Андреем Беляковым, профессиональным трейдером и управляющим инвестиционными фондами. Цель платформы The Art Exchange — сделать рынок более прозрачным, эффективным и доступным и помочь сократить разрыв между миром искусства и миром финансов.

«Как коллекционер, я хорошо знакома с неудобствами арт-рынка, — рассказывает издатель международной сети The Art
Newspaper и основатель фонда IN ARTIBUS Инна Баженова. — Хорошее искусство очень дорого, но при этом малоликвидно. Финансовые институции, как правило, не рассматривают его в качестве актива. Плюс сложности хранения, риски утраты. За удовольствие обладания предметом искусства приходится платить слишком высокую цену. Я ожидала, что на основе новых технологий, в частности блокчейна, появятся новые продукты, которые позволят эти вопросы решить. Они появились, но не удовлетворяли меня». Инна Баженова начала искать партнера, чтобы реализовать собственный проект, и встретила нидерландскую компанию Blockeys, у которой уже были наработки в этой области. Главная инновация The Art Exchange состоит в том, что проект создан на пересечении искусства, финансовых технологий и технологии блокчейн.

Рынок искусства в том виде, в каком он функционирует сейчас, сложился столетия назад и за это время изменился не сильно — разве что цены выросли во сто крат. Если рассматривать его с точки зрения финансовой эффективности, у него много недостатков. Это и высокие барьеры для входа на рынок, и отсутствие инструментов эффективного распределения рисков, и даже нехватка элементарного регулирования. Но в последние 10–15 лет стали доступны новые технологии, позволяющие буквально совершить прорыв, в том числе в финансовом секторе.

Среди них — блокчейн, технология распределенного хранения данных и программ. «Это достаточно безопасно, прозрачно и дешево, — объясняет Андрей Беляков, партнер Инны Баженовой. — Это просто идеальная технология для использования инновационных аналогов деривативов — производных финансовых инструментов (фьючерсов, опционов и более сложных контрактов). Производные они потому, что строятся на каком-то базовом активе; их логика и стоимость определяются ценой базового актива (в нашем случае искусства). Если говорить просто, основное назначение производных финансовых инструментов — перераспределение рисков. Дериватив может позволить приобщиться к продаже и покупке искусства и использовать свои знания и опыт коллекционера, например прогнозируя будущую цену произведения искусства на торгах или страхуя риски».

В сущности, подобным уже немало лет с удовольствием занимаются коллекционеры русского искусства и галеристы, рас-
сматривая каталоги лондонских Sotheby’s и Christie’s и обсуждая с друзьями, «уйдет выше эстимейта или не уйдет». Просто никакой прибыли, кроме эмоционального удовлетворения, они от этого не получают. В этих случаях интереснее всего самые спорные картины, когда много людей имеют разные мнения. Аналогией, хоть и грубой, тут будут ставки на ипподроме. На платформе The Art Exchange можно будет заключать контракты, аналогичные фьючерсам, страховкам от колебания цены и другим. Для всего этого будут использоваться цифровые деньги блокчейна, так называемые стабильные монеты, чья стоимость не подвержена колебаниям и привязана к основным мировым валютам. Продать или купить такие монеты можно уже сейчас через множество компаний за несколько минут со своего смартфона. На более продвинутом этапе работы площадки ее пользователям предложат токенизацию произведений искусства (токены — замена акций в цифровом мире). Кто откажется от соблазна владеть хотя бы частицей шедевра? Например, инвестировать в 1% стоимости картины ван Гога, подобной «Крестьянке у деревенского дома», которую в марте 2020 года купили на ярмарке TEFAF за €15 млн? Полотно затем можно отдать во временное пользование в какой-нибудь великий музей. Либо продать за €30 млн лет через десять или двадцать. И это далеко не все сценарии совместного владения — проект предполагает разные варианты.

«Наша цель — сделать арт-рынок доступным и привлекательным, снять с виртуальных коллекционеров большую часть забот, предоставить им возможность получать чистое удовольствие от процесса коллекционирования, — подчеркивает Инна Баженова, — а участникам финансовых рынков, опытным экспертам и инвесторам — применять свои знания на рынке искусства, используя новые финансовые инструменты».

Благодаря токенизации картина также может быть предметом залога — как будто кто-то кладет ее в ломбард. Только вместо ломбарда выступает группа людей, готовых это финансировать, понимая реальную стоимость картины и получая свои небольшие проценты. Это полностью безопасно: у них есть понятный залог, который может быть продан на аукционе (и не исключено, что с хорошей прибылью). Площадка несет репутационную ответственность, поэтому гарантирует серьезный подход к отбору картин и не всякое произведение готова принимать как обеспечение.

The Art Exchange уже начала работу, сейчас создаются механизмы, инфраструктура, которые помогут арт-рынку. Например, блокчейн не «знает» ничего о рынке искусства. «Мы начали с того, что отправляем в блокчейн цены на выборочные произведения искусства, — говорит Инна Баженова. — Мы выбрали десяток произведений и с помощью нашей платформы записываем их в блокчейн. А потом на этой базе и другие могут использовать их для собственных инструментов». Прибыли от этого никакой, но для арт-сообщества полезно; кроме того, так популяризируется искусство в блокчейне.

«Все это может казаться сложным, особенно людям из мира искусства. Но на самом деле эти технологии присутствуют
практически на любом финансовом рынке и используются веками, делая различные активы и инструменты доступными и эффективными», — добавляет Андрей Беляков. Работать с площадкой The Art Exchange будет совсем просто, достаточно мобильного телефона — этакие демократические онлайн-торги, где можно инвестировать на €100, прежде чем решиться на что-то более серьезное.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+