Как российские киберпредприниматели развивают мировой NFT-рынок

Джои Холдер. Selachimorpha: Carcharhiniformes. Фото: The Art Exchange
Джои Холдер. Selachimorpha: Carcharhiniformes.
Фото: The Art Exchange
№93, июль-август 2021
№93
Материал из газеты

Кто они, пионеры криптоарта и основатели интернет-платформ по продаже цифровых произведений искусства в NFT?

Хотя впервые о цифровых произведениях искусства в NFT (non-fungible token, невзаимозаменяемый токен) заговорили еще четыре года назад, в 2017-м (именно тогда студия дизайна Larva Labs создала коллекцию из 10 тыс. цифровых аватаров под названием CryptoPunks), настоящий бум цифрового искусства пришелся на этот год. Сперва известные в узких кругах киберхудожники, а вслед за ними и более знаменитые деятели современного искусства (теперь его уже хочется назвать «традиционным») устремились на NFT-маркетплейсы в надежде заработать на NFT-буме. Согласно недавнему отчету компании ConsenSys, NFT занимают уже 10% продаж на мировом рынке искусства. Всплеск спроса на токенизированное искусство в последний год стал прямым следствием пандемии, отмены крупнейших ярмарок и глобального пересмотра отношений молодого поколения к логике и способам коллекционирования. Ведь цифровое искусство не нужно хранить в специальных хранилищах, транспортировать, страховать и реставрировать, оно может быть куплено и продано за пару минут, с телефона.

Первые итоги этой «криптовесны» обсуждали в начале июня на Петербургском международном экономическом форуме, а в конце месяца, 23–25 июня, в Нижнем Новгороде на площадке конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) состоялась первая в нашей стране международная выставка-ярмарка цифрового искусства и технологий Disartive, основанная Ольгой Дворецкой. Так что в России активно исследуют и даже применяют возможности блокчейна в искусстве. К тому же оказалось, что многие маркетплейсы, торгующие искусством в виде невзаимозаменяемых токенов, основаны предпринимателями (а иногда и художниками) российского происхождения. Некоторые из них поделились своим видением ситуации и обрисовали перспективы этой области во время дискуссии «Дропы вместо выставок: от напряжения к принятию. Как традиционный рынок современного искусства адаптируется к технологии NFT». Она состоялась в петербургском Доме Радио 5 июня (в дни проведения ПМЭФ-2021) как часть дискуссионной программы «Летней выставки» и была организована Russian Art Focus, онлайн-журналом о российском искусстве на английском языке, при поддержке блокчейн-платформы The Art Exchange. 

The Art Exchange

Компания The Art Exchange, специализирующаяся на токенизации искусства, запустила свой маркетплейс, где можно приобретать произведения современных российских и зарубежных художников, созданные специально для продажи в виде NFT. Главной целью платформы основатели Инна Баженова и Андрей Беляков называют популяризацию цифрового искусства среди массового потребителя.

Цитата
Инна Баженова
Учредитель платформы The Art Exchange, издатель The Art Newspaper и основатель фонда IN ARTIBUS

Платформа The Art Exchange задумана и реализуется нами как инструмент, способствующий демократизации арт-рынка — точка, в которой пересекаются элитарное и общедоступное. Мы занимаемся традиционным искусством и представляем фундаментальные ценности — предлагаем широкой аудитории возможность приобрести шедевры мирового искусства c помощью токенизации, в форме коллективного владения. А NFT-проект логически связан с нашей основной деятельностью. The Art Exchange давно уже обладает технологической базой, соответствующей NFT. Инструменты должны работать, мы не можем пренебречь такой прекрасной экспериментальной площадкой.

Если говорить о феномене рекордных продаж NFT-искусства, то нужно понимать, что цена этих работ напрямую зависит от того, как высоко их оценивает определенное сообщество. Насколько это сообщество велико, насколько качественно. Мне кажется, что это аналог общественного договора в современном искусстве, когда любой объект, инсталляция или перформанс, даже самый провокативный, признается искусством, если есть сообщество людей, которые понимают, принимают и признают его ценность. Такой вот парадокс: современное искусство борется с продажностью, пытаясь отделить искусство от потребления, но одновременно происходит продажа, по сути, искусства без искусства.

Еще…

Новые дропы будут появляться еженедельно в течение лета. Любую работу можно приобрести напрямую с помощью банковской карточки за евро или через стейблкоин DAI, привязанный к доллару США. На платформе будут выставлены уникальные и тиражные NFT. Главное отличие The Art Exchange в деле продюсирования и продажи NFT — строгий кураторский отбор.

Цитата
Андрей Беляков
Андрей Беляков

Мы рады, что The Art Exchange была адаптирована для продажи NFT; это мягкий запуск нашего основного продукта — токенизации, пока мы дорабатываем последние юридические вопросы. Конечная цель The Art Exchange — соединить рынки классического искусства, технологии и финансовые инструменты. Эти инновации помогут сделать арт-рынок похожим на финансовый. Сейчас на рынке искусства нет инструментов хеджирования, распределения рисков, страхования, в то время как блокчейн позволит все это применять к произведениям искусства, сделать арт-рынок более эффективным. Криптовалюта — одна миллионная потенциала блокчейна, но бум на рынке криптовалюты притягивает интерес к NFT. А NFT — это в первую очередь функционал: доступ, владение, мутирование. За этим огромный потенциал блокчейна и возможности популяризации, массовой адаптации технологий для коллекционеров.

Еще…

Rarible

Одна из крупнейших в мире площадок (объемы торговли на которой уже превзошли более известные площадки), где выставляются на торги произведения искусства в NFT, Rarible — детище молодых энтузиастов криптоиндустрии в России Александра Сальникова и Алексея Фалина. Свой амбициозный проект они запустили в 2019 году как площадку, где любой пользователь, не обязательно продвинутый программист, мог бы создать и продать собственный токен. Уже в 2020-м стартап начал приносить прибыль, зарабатывая на комиссиях со сделок пользователей, а в нынешнем году платформа стала едва ли не самой популярной среди селебрити, которые выставляют здесь свои дропы: музыку, гифки и видео. Работает на блокчейне Ethereum.

Цитата
Александр Сальников
Сооснователь платформы Rarible

Нам, как старожилам криптовалютного рынка, которые наблюдают за ситуацией где-то с 2012 года, хорошо знакомы его колебания. Глобальная волна криптоарта поднялась в начале этого года, а пик продаж пришелся на март. В начале июня можно было наблюдать спад, но это страшит, скорее, новичков. Мы понимаем, что сейчас в эту сферу зашли инвесторы, а значит, возникнут новые стартапы и осенью или в начале следующего года можно ожидать очередной подъем. Что касается художников, то в начале, когда создавать NFT-искусство было сложно технически, пришли наиболее подкованные в этом — те, кто работал с генеративным искусством, нейросетями. Другая половина — это продвинутые интернет-пользователи, которые создавали мемы. Сейчас мы наблюдаем волну инфлюенсеров, блогеров, знаменитостей. А вот многим из тех, кто начинал, это перестало быть интересным, как только превратилось в мейнстрим.

Еще…

Snark.art

Проект Snark.art базируется в США, но тоже имеет русские корни. Майкл Либман и Андрей Алехин основали в 2017 году технологическую лабораторию, исследующую творческие возможности блокчейна и других новых технологий. В 2020 году Snark.art также запустил платформу по продаже NFT-искусства. Лаборатория работает с международными художниками, уже признанными в арт-сообществе (в том числе курирует AES + F и Recycle Group), и адаптирует их к возможностям NFT. Слоган компании — «Новые формы искусства начинаются здесь!». Snark.art разрабатывает проекты в области искусства, перформанса, музыки и литературы. В результате возникают интерактивные проекты, выходящие за рамки обычных видеороликов или цифровых изображений.

Цитата
Андрей Алехин
Сооснователь, генеральный директор Snark.art

Традиционный мир искусства долгое время отвергал криптоарт, и в конце концов эти отверженные построили собственную инфраструктуру — со своими художниками, коллекционерами и даже деньгами. Сейчас арт-мир хочет поскорее присоединиться и поглотить новое начинание. Тот же Бипл, который стал флагманом криптоарта, десятилетиями был отвергаем арт-сообществом. Идея Snark.art как раз в том, чтобы все делать самим; мы используем возможность программировать NFT. Это полный цикл — от создания концепции до продажи. Думаю, что художникам только предстоит освоить возможности NFT создавать, например, произведения, которые изменяются, исчезают или взаимодействуют с другими. В этой ситуации продажи тоже становятся частью игры, и самое интересное начинается как раз после продажи. Надо признать, что коммерциализация искусства случилась, и это пошло миру искусства только на пользу. Проекты, которые раньше нельзя было монетизировать, теперь можно.

Еще…

Disartive

Первая российская ярмарка цифрового искусства дизайна прошла в Москве осенью 2020 года. Ее основатели — Ольга Дворецкая, продюсер в сфере цифровых технологий, и Евгений Добровольский, основатель платформы дополненной реальности Arround.world, — видят свою миссию в изучении и открытии новых форм, имен, направлений и паттернов взаимодействия между участниками процесса: цифровыми художникам, игроками традиционного арт-рынка, криптоинвесторами и коллекционерами. Вторая по счету ярмарка состоялась в Нижнем Новгороде в июне 2021 года. Основная задача ярмарки — исследование новых возможностей и формирование рынка. Все представленные на ярмарке цифровые объекты можно купить.

Цитата
Ольга Дворецкая
Сооснователь ярмарки Disartive

Нам только предстоит адаптироваться к возможностям и реалиям нового мира. Меняется отношение к форме передачи персональных данных, передачи ценностей. Новые возможности передачи ценностей — это и есть NFT. Приобретение криптоискусства — это доступ к огромному количеству коммуникаций в глобальном мире. И в этой ситуации не должно пугать временное падение, потому что через пару лет этот рынок вырастет в десять раз больше. Традиционные коллекционеры испытывают культурный шок, им не хватает базовых знаний. Коллекционеру сложнее преодолеть этот барьер непонимания и недоверия, потому что они тратят свои деньги, а художникам легче: они здесь зарабатывают. Зато художникам сложно учиться, осваивать новые технологии, чтобы создавать NFT. Наша миссия — в том, чтобы адаптировать людей к новой экономической формации. Чем больше будет выставок цифрового искусства, тем быстрее оно войдет в нашу жизнь.

Еще…
Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+