18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ

Пабло Пикассо. «Портрет поэта Сабартеса». 1901. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пабло Пикассо. «Портрет поэта Сабартеса». 1901. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент

Всемирно известный куратор Жан-Юбер Мартен готовит в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина проект «Бывают странные сближенья», который откроется 9 ноября и пройдет одновременно с Международным музыкальным фестивалем «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Зрителям стоит приготовиться к новому опыту посещения музея: перед скорым закрытием главного здания на реконструкцию здесь решились на большой эксперимент. Шесть залов первого этажа займет новая экспозиция старых мастеров — выставке же Мартена отведено все пространство второго этажа, а не только привычные для временных проектов Белый зал и колоннада.

«Мы будем разрушать все принципы, к которым привыкли в постоянной экспозиции и во временных выставках. Может быть, сейчас нам, находящимся в стабильном стрессе, нужна именно такая эмоциональная встряска. И хотя мы сами немного боимся реакции людей, мыслящих консервативно и привыкших жить в прежней парадигме представлений о музее, я считаю, ее нужно менять», — рассказала директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак.

Александр Родченко. «Девушка с „лейкой“». 1934. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Александр Родченко. «Девушка с „лейкой“». 1934.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Нынешняя выставка произошла из проекта «Древние украли все наши идеи», который планировалось представить в 2020 году во всем главном здании на Волхонке перед самым его закрытием на реконструкцию. Выставка «Бывают странные сближенья» состоит из 13 частей-глав и, судя по всему, на материале коллекции Пушкинского явит во всей красе кураторский прием Жан-Юбера Мартена, который находит что-то общее в произведениях разных стран и эпох и выстраивает неожиданные параллели. Этот прием уже можно было наблюдать на мартеновских выставках «Карамболь» в Гран-пале (2016) и «Против исключения», основном проекте III Московской биеннале современного искусства (2009).

«У меня складывается ощущение, что в последние десятилетия музеи уделяли много внимания знаниям в ущерб чувственному восприятию. Именно поэтому наша выставка не опирается на хронологию и привычные категории истории искусства. Ее мысль очень проста: это то, что, собственно, зритель видит, то, что изображает картина или произведение», — рассказал куратор о готовящейся выставке.

Так, в главе «От яблока к земному шару» он смиксовал «Адама и Еву» Лукаса Кранаха Старшего и «Спасителя» Джампетрино, в «За наблюдателем наблюдают» — «Испанку» Кеса ван Донгена и церемониальную маску племен Аляски, а в «От складки к геометрии» — набросок Луки Камбьязо «Снятие с Креста» и кубистическое полотно «Замок Ла-Рош-Гюйон» Жоржа Брака, происходящее из коллекции Сергея Щукина.

Лука Камбьязо. «Снятие с Креста». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Лука Камбьязо. «Снятие с Креста».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Главный, Белый зал займут произведения главы «От потаенного к двойному образу», и, по словам Александры Даниловой, российского сокуратора выставки, она, по идее, может ответить на популярный вопрос «что хотел сказать художник?». «Здесь Мартен блистательно предлагает разные визуальные аналогии, которые провоцируют наш взгляд. Вдруг мы видим, как персонажи с полотен Гогена обращаются в маски на древних сосудах. Одно из ключевых слов этого проекта — „игра“. Мартен обращает наше внимание на детали, второстепенные моменты, которые мы обычно упускаем, рассматривая то или иное произведение», — поделилась куратор своими впечатлениями.

К вещам из Пушкинского музея добавят некоторые экспонаты из коллекций этнографических и естественно-научных музеев. К примеру, из Дарвиновского прибудет чучело японской макаки с яблочком в лапке.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Бывают странные сближенья»
9 ноября 2021 — 6 февраля 2022

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+