18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ

Пабло Пикассо. «Портрет поэта Сабартеса». 1901. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пабло Пикассо. «Портрет поэта Сабартеса». 1901. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент

Всемирно известный куратор Жан-Юбер Мартен готовит в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина проект «Бывают странные сближенья», который откроется 9 ноября и пройдет одновременно с Международным музыкальным фестивалем «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Зрителям стоит приготовиться к новому опыту посещения музея: перед скорым закрытием главного здания на реконструкцию здесь решились на большой эксперимент. Шесть залов первого этажа займет новая экспозиция старых мастеров — выставке же Мартена отведено все пространство второго этажа, а не только привычные для временных проектов Белый зал и колоннада.

«Мы будем разрушать все принципы, к которым привыкли в постоянной экспозиции и во временных выставках. Может быть, сейчас нам, находящимся в стабильном стрессе, нужна именно такая эмоциональная встряска. И хотя мы сами немного боимся реакции людей, мыслящих консервативно и привыкших жить в прежней парадигме представлений о музее, я считаю, ее нужно менять», — рассказала директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак.

Александр Родченко. «Девушка с „лейкой“». 1934. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Александр Родченко. «Девушка с „лейкой“». 1934.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Нынешняя выставка произошла из проекта «Древние украли все наши идеи», который планировалось представить в 2020 году во всем главном здании на Волхонке перед самым его закрытием на реконструкцию. Выставка «Бывают странные сближенья» состоит из 13 частей-глав и, судя по всему, на материале коллекции Пушкинского явит во всей красе кураторский прием Жан-Юбера Мартена, который находит что-то общее в произведениях разных стран и эпох и выстраивает неожиданные параллели. Этот прием уже можно было наблюдать на мартеновских выставках «Карамболь» в Гран-пале (2016) и «Против исключения», основном проекте III Московской биеннале современного искусства (2009).

«У меня складывается ощущение, что в последние десятилетия музеи уделяли много внимания знаниям в ущерб чувственному восприятию. Именно поэтому наша выставка не опирается на хронологию и привычные категории истории искусства. Ее мысль очень проста: это то, что, собственно, зритель видит, то, что изображает картина или произведение», — рассказал куратор о готовящейся выставке.

Так, в главе «От яблока к земному шару» он смиксовал «Адама и Еву» Лукаса Кранаха Старшего и «Спасителя» Джампетрино, в «За наблюдателем наблюдают» — «Испанку» Кеса ван Донгена и церемониальную маску племен Аляски, а в «От складки к геометрии» — набросок Луки Камбьязо «Снятие с Креста» и кубистическое полотно «Замок Ла-Рош-Гюйон» Жоржа Брака, происходящее из коллекции Сергея Щукина.

Лука Камбьязо. «Снятие с Креста». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Лука Камбьязо. «Снятие с Креста».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Главный, Белый зал займут произведения главы «От потаенного к двойному образу», и, по словам Александры Даниловой, российского сокуратора выставки, она, по идее, может ответить на популярный вопрос «что хотел сказать художник?». «Здесь Мартен блистательно предлагает разные визуальные аналогии, которые провоцируют наш взгляд. Вдруг мы видим, как персонажи с полотен Гогена обращаются в маски на древних сосудах. Одно из ключевых слов этого проекта — „игра“. Мартен обращает наше внимание на детали, второстепенные моменты, которые мы обычно упускаем, рассматривая то или иное произведение», — поделилась куратор своими впечатлениями.

К вещам из Пушкинского музея добавят некоторые экспонаты из коллекций этнографических и естественно-научных музеев. К примеру, из Дарвиновского прибудет чучело японской макаки с яблочком в лапке.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Бывают странные сближенья»
9 ноября 2021 — 6 февраля 2022

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+