18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Биеннале в Венеции: только профессионалы и никакой светской жизни

В Венеции заработала XVII Архитектурная биеннале, в которой принимают участие 60 стран, Россия представила реконструкцию исторического павильона в Джардини

«Как нам жить вместе?» — так звучит заглавная тема XVII Архитектурной биеннале в Венеции, придуманная куратором Хашимом Саркисом еще до пандемии, но с ее течением ставшая только актуальнее. На этот вопрос отвечают организаторы и участники 60 национальных выставок и 112 авторов из 46 стран, которые были приглашены к участию в основном проекте. Главная выставка, подготовленная Саркисом, состоит из пяти тематических разделов. В Арсенале показывают три — «Среди разнообразных существ», «Новые сообщества» и «Новые домохозяйства», а «Через границы» и «Как одна планета» можно увидеть в Центральном павильоне в Джардини.

Неподалеку находится павильон России, построенный в 1914 году по проекту Алексея Щусева. Национальный проект планировалось представить как конкурс идей реконструкции исторического здания, но за пандемийный год удалось сделать рывок и с поддержкой основателя фонда V–A–C Леонида Михельсона воплотить реальный проект молодого российско-японского бюро KASA при участии бюро 2050+.

«Щусев придумал здание, открытое навстречу лагуне и парку, у него было множество окон и проемов, выход на террасу. Все это было со временем закрыто и сейчас восстанавливается. Но появится и кое-что новое. Например, залы-трансформеры с раздвижным полом, благодаря которому центральное пространство может работать как один двухсветный зал, а может разделиться на два этажа. Потому что архитектура современного культурного пространства должна уметь приспосабливаться не только к статичным выставкам, но и к перформансам, мастер-классам, даже к учебным занятиям», — рассказывал ранее куратор российского павильона Ипполито Пестеллини Лапарелли.

Еще из того, что нельзя не заметить, — новые старые окна и двери, заложенные в течение ХХ века, терраса с роскошным видом на лагуну, лифт и новый цвет здания — серо-зеленый, приближенный к щусевскому замыслу.


Комиссар павильона России, глава фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика поделилась с нами своими впечатлениями с открытия биеннале

Закончена ли работа по реконструкции павильона и все ли удалось?

Все закончено, все на месте. Даже лифт уже работает.

Какие эмоции лично вы испытываете от пространства павильона?

Лично я испытываю абсолютное счастье, осознавая, что посредством реконструкции возникло современное устройство, совершенная площадка, которая, с одной стороны, станет определенным вызовом для художников, а с другой — позволит в полном объеме представить весь спектр художественных дисциплин. Кроме того, я очень рада, что нам удалось создать долгосрочный проект, потенциал которого не будет исчерпан в течение первых дней биеннале. Он состоит из трех частей, которые надолго переживут открытие: реконструкция и две книги. Есть чем гордиться.

Какие планы на следующую биеннале? Останется ли та же команда?

Пока я точно не готова говорить о следующей биеннале — только открыли эту. Сейчас следует приостановиться, осмыслить и почувствовать проделанную работу. Надеюсь, у нас будет возможность обсудить с министром культуры новый механизм работы павильона и успеть до конца июля объявить проект на следующий год.

Как бы вы описали атмосферу на биеннале в целом, по сравнению с прошлыми, в допандемийные годы?

С одной стороны, атмосфера очень хорошая, но с другой, конечно, все довольно странно и непривычно: строгий масочный режим, очень сильный контроль и много ограничений. Все рады видеть друг друга вне экранов компьютеров, но одновременно существует страх социальных контактов. Разумеется, посетителей гораздо меньше обычного, зато это только профессиональная публика. Никаких светских мероприятий, все исключительно по существу. Участников тоже заметно меньше, но все они сосредоточены на главном вопросе биеннале «Как нам жить вместе?», требующем в условиях пандемии незамедлительного и обстоятельного ответа.

Как вам основной проект?

К сожалению, я еще не успела его посмотреть. Но Хашим Саркис — опытный специалист, выдающийся интеллектуал, поэтому еще до пандемии было понятно, что его проект будет максимально связан с самыми острыми вопросами и проблемами нашего времени. Несмотря на очевидные сложности, говорят, что основной проект получился цельным и очень глубоким.

XVII Архитектурная биеннале в Венеции
Как мы будем жить вместе?
До 21 ноября

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+