Череп, кувшинки и криптопанки: джентльменский набор современного коллекционера

$103,4 млн за Пикассо, $93,1 млн за Баскиа, $70,4 млн за Моне, $17 млн за криптопанков и $597 млн в один вечер — Christie’s и Sotheby’s на своих виртуальных торгах смогли добиться реальных успехов

Клод Моне. «Пруд с кувшинками». 1905. Фото: Sotheby’
Клод Моне. «Пруд с кувшинками». 1905.
Фото: Sotheby’

Май — едва ли не самое ударное время для гигантов аукционного бизнеса Christie’s и Sotheby’s. Свои торги они проводят в уже привычном формате — с аукционистом и сотрудниками в зале и трансляцией в прямом эфире. Как показывают итоги прошедших в последние три дня торгов, это не мешает коллекционерам со всего мира поднимать до баснословных цены на работы импрессионистов, модернистов и современных художников. Ни для кого не секрет, что и в доковидные времена миллионеры избегали публичности и рекорды редко устанавливали участники аукционов, сидевшие в зале. Как правило, многомиллионные покупки совершались либо через специалистов аукционного дома, либо доверенными дилерами и консультантами.

Christie’s 11 и 13 мая провел вечерние торги под названием «Искусство XX–XXI веков», на которые были выставлены работы, созданные приблизительно с 1870-х по 1980-е годы. Теперь дом всегда будет проводить этот аукцион взамен традиционных категорий, таких как искусство импрессионизма и модернизма, послевоенное и современное искусство. Цель этого шага — создать ощущение преемственности между XX и XXI веками. По словам Ванессы Фуско, возглавляющей торги ХХ века, аукционный дом ввел новый формат, поскольку существовала «естественная потребность переопределить то, как проводятся аукционы, и привести их в соответствие с потребностями коллекционеров». Представитель Christie’s добавляет, что замена привычной категории импрессионизма и модернизма также позволяет установить связи между такими модернистами, как Пабло Пикассо, и более современными художниками.

Жан-Мишель Баскиа. «В этом случае» (In This Case). 1983. Фото: Christie’
Жан-Мишель Баскиа. «В этом случае» (In This Case). 1983.
Фото: Christie’

Ключевым лотом аукциона 11 мая в итоге стала работа Жан-Мишеля Баскиа In This Case 1983 года с изображением скалящегося черепа, проданная за $93,1 млн (здесь и далее итоги приведены с учетом процентов аукционного дома), наряду со скульптурой Мартина Киппенбергера ($9,5 млн).

Втрое дороже эстимейта ушли работы Микалейн Томас, американской художницы, женские образы которой отсылают к поп-арту («Ракель, лежащая в фиолетовом комбинезоне», 2016, $1,8 млн), и Даны Шюц с ее мрачной экспрессией («Рыбак», 2021, $3 млн). Кроме того, был триумфально продан за $17 млн сет из девяти редких NFT проекта CryptoPunks от студии разработки Larva Labs. Проект представляет собой коллекцию восьмибитных изображений размером 24 на 24 пикселя. Всего насчитывается 10 тыс. персонажей, каждый из них обладает собственными особенностями и качествами. Напомним, что в марте Christie’s провел первый аукцион с лотом в виде NFT — цифровая работа художника Бипла была продана за рекордные $69,3 млн.

Сет из девяти редких NFT проекта CryptoPunks был продан за $17 млн. Фото: Christie’
Сет из девяти редких NFT проекта CryptoPunks был продан за $17 млн.
Фото: Christie’

Вечером 13 мая состоялась вторая часть аукциона, где самым дорогим произведением стала полуметровая картина Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» («Мария-Тереза») 1932 года. Новый владелец приобрел ее за $103,4 млн. За $48,45 млн ушло полотно Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» из большой лондонской серии, которую художник начал в 1899 году. «У меня есть вид на Рону с небом и рекой цвета абсента и лиловыми набережными…» — так писал о проданной за $37,4 млн картине «Мост Тренктай» ее автор Винсент ван Гог.

Два аукционных вечера принесли Christie’s $691,6 млн.

Пабло Пикассо. «Женщина, сидящая у окна». 1932. Фото: Christie’
Пабло Пикассо. «Женщина, сидящая у окна». 1932.
Фото: Christie’

Sotheby’s тоже учитывает актуальную повестку. В апреле он впервые продал коллекцию цифровых произведений в NFT художника Pak на торговой площадке Nifty Gateway более чем за $17 млн, а в мае устраивает онлайн-торги, полностью посвященные художницам XVII–XXI веков (20–27 мая). Но вечерние торги в Нью-Йорке аукционный дом проводит по годами отработанной схеме — правда, все в один день.

Вечер 12 мая стал для Sotheby’s чрезвычайно насыщенным: дом провел сразу три аукциона, которые принесли в сумме $597 млн. Сначала распродали коллекцию Энн Марион, владелицы нефтяной компании Burnett Oil Co. и многочисленных ранчо, а также заводчицы породистых скакунов. Собрание принесло $157,2 млн, в том числе за шелкографию Энди Уорхола «Двойной Элвис» ($37,2 млн), работу Роя Лихтенштейна «Девушка на пляже II» ($14 млн) и абстрактный пейзаж Ричарда Дибенкорна из знаменитой серии Ocean Park № 40 ($27,3 млн).

Затем прошел аукцион современного искусства, его возглавила работа Жан-Мишеля Баскиа ($50,8 млн). Холст Versus Medici (авторское название можно перевести как «В противовес Медичи») 22-летний художник создал в 1982 году под впечатлением от пребывания в итальянском городе Модена. «Баскиа сознательно противопоставляет себя классическим западным идеалам красоты и намеревается освоить „правила“ истории искусства, чтобы затем нарушать их», — объясняет Грегуар Бийо, глава отдела современного искусства Sotheby’s в Нью-Йорке.

Поль Сезанн. «Натюрморт: яблоки и груши». 1888-1890 гг. Фото: Sotheby’
Поль Сезанн. «Натюрморт: яблоки и груши». 1888-1890 гг.
Фото: Sotheby’

Завершающим аккордом стали торги импрессионизма и модернизма. На них в числе прочего были выставлены совершенно хрестоматийный «Натюрморт: яблоки и груши» Поля Сезанна (ушел за $20 млн), «Танцовщицы» Эдгара Дега ($11,7 млн), когда-то находившиеся в коллекции Музея изящных искусств в Бостоне, и «Пруд с кувшинками» Клода Моне ($70,4 млн). Это полотно среднего размера (200 на 100 см) из прославленной поздней серии, созданной престарелым импрессионистом в Живерни, хорошо известно и в последний раз продавалось в 2004 году — за $16,8 млн. Специалисты аукционного дома называют произведения серии «мостом между импрессионизмом и абстрактным экспрессионизмом, практикуемым несколькими поколениями позже такими художниками, как Джексон Поллок и Марк Ротко».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+